Елена БАРАНОВА,
учитель математики
ГУО «Гимназия г. Чечерска»,
Гомельская область
Современные жизненные реалии, технический прогресс накладывают отпечаток на образовательный процесс. Перед школой встают задачи, которые требуют модернизации учебного процесса. Требования к учащимся прямо пропорциональны огромному потоку информации. Для обеспечения качественного образования необходимо использовать эффективные образовательные технологии. Для учителя стоит задача подачи учебного материала в доступной и понятной учащимся форме.
Метод визуализации учебной информации – одна из эффективных технологий современного образования. Визуализация позволяет создавать зрительные ассоциации, демонстрировать свойства объектов, описывать изучаемый процесс. Особенно это важно для математики, где уровень абстракции очень высок и вызывает трудности при обучении. С помощью визуализации реализуется один из основных принципов при обучении математике – принцип наглядности, который позволяет излагать учебный материал в более доступной форме.
Варианты использования визуализации учебной информации
на уроках математики
Развитию визуального мышления способствует наглядное моделирование, в основе которого лежит оперирование структурными схемами и наглядными изображениями. Использование наглядного моделирования при решении задач способствует пониманию и осознанию того, что стоит за аналитической записью.
Рассмотрим примеры наглядного моделирования при решении задач.
Пример 1.
Пример 2.
Построив углы α и β, заметим, что ANB = DSB. Следовательно, α + β = 90°
Поэтому, cos 90° = 0.
Ответ: 0.
Всем известные круги Эйлера, которые вот уже более ста лет используют математики, – это удачный вариант визуализировать множества.
Пример. Из 100 туристов, отправляющихся в заграничное путешествие, немецким языком владеют 30 человек, английским – 28, французским – 42. Английским и немецким одновременно владеют 8 человек, английским и французским – 10 человек, немецким и французским – 5, всеми тремя языками – 3. Сколько туристов не владеют ни одним из данных языков?
1) 28 + 42 + 30 – 8 – 10 – 5 + 3 = 80 (т.) – знают хотя бы один язык.
2) 100 – 80 = 20 (т.) – не владеют ни одним из данных языков.
Ответ: 20 туристов.
Практически на всех этапах урока использую такую форму визуализации, как облако слов. Такая форма подачи материала имеет ряд преимуществ: легко запоминаются ключевые слова изучаемой темы, а также основные идеи текста, активизируется ранее изученный материал. Облако слов можно использовать и как опорный конспекта урока.
Сервисов для создания облака слов очень много. Я в своей практике чаще всего использую WordArt.com, Tagul.com.
Продуктивно использовать учебное время на уроке позволяют интеллект-карты. Интеллект-карты помогают выделять главные идеи изучаемого материала, выделять главные действия в правилах, систематизировать и обобщать материал. Их можно давать на уроке в готовом виде, а также, составлять вместе с учащимися. Чаще всего я использую интеллект-карты правил, то есть при изучении нового материала, а также при обобщении изученных знаний. Представляю некоторые из них.
Интеллект-карта «Способы разложение многочлена на множители»
Интеллект-карта «Правила нахождения НОД»
Интеллект-карта «Виды уравнений»
Составление интеллект-карт на уроке стимулирует активность даже у низкомотивированных учащихся, создает возможность для эффективного общения всех участников учебного процесса. Чаще всего для создания интеллект-карт в своей практике я использую программы MindMeister и Visio.
Благодаря использованию визуализации на уроках может быть решена одна из важнейших задач при обучении – привлечение внимания учащихся и приобщение их к активной познавательной деятельности. Применение визуальных техник на уроке способствует усвоению больших объемов информации, позволяет легко запоминать материал, дает возможность связать полученную информацию в целостную картину о том или ином объекте, увлекательно изложить материал. Планомерное и целенаправленное использование методов визуализации способствует развитию осознанного умения решать задачи, повышает качество обучения.
Представленные формы и приемы визуализации могут использовать на своих уроках учителя любого школьного предмета.