Визуализация учебного материала на уроках математики  

- 16:02II И III СТУПЕНИ, Математика. Материалы к урокам, Методичка

 

Елена БАРАНОВА,
учитель математики
ГУО «Гимназия г. Чечерска»,
Гомельская область

 

 

 

 

 

Современные жизненные реалии, технический прогресс накладывают отпечаток на образовательный процесс. Перед школой встают задачи, которые требуют модернизации учебного процесса. Требования к учащимся прямо пропорциональны огромному потоку информации. Для обеспечения качественного образования необходимо использовать эффективные образовательные технологии. Для учителя стоит задача подачи учебного материала в доступной и понятной учащимся форме.

Метод визуализации учебной информации – одна из эффективных технологий современного образования. Визуализация позволяет создавать зрительные ассоциации, демонстрировать свойства объектов, описывать изучаемый процесс. Особенно это важно для математики, где уровень абстракции очень высок и вызывает трудности при обучении. С помощью визуализации реализуется один из основных принципов при обучении математике – принцип наглядности, который позволяет излагать учебный материал в более доступной форме.

 

Варианты использования визуализации учебной информации
на уроках математики

Развитию визуального мышления способствует наглядное моделирование, в основе которого лежит оперирование структурными схемами и наглядными изображениями. Использование наглядного моделирования при решении задач способствует пониманию и осознанию того, что стоит за аналитической записью.

Рассмотрим примеры наглядного моделирования при решении задач.

Пример 1.

 

Пример 2.

Построив углы α и β, заметим, что ANB = DSB. Следовательно, α + β = 90°
Поэтому, cos 90° = 0.
     Ответ: 0.

 

Всем известные круги Эйлера, которые вот уже более ста лет используют математики, – это удачный вариант визуализировать множества.

       Пример. Из 100 туристов, отправляющихся в заграничное путешествие, немецким языком владеют 30 человек, английским – 28, французским – 42. Английским и немецким одновременно владеют 8 человек, английским и французским – 10 человек, немецким и французским – 5, всеми тремя языками – 3. Сколько туристов не владеют ни одним из данных языков?

1) 28 + 42 + 30 – 8 – 10 – 5 + 3 = 80 (т.) – знают хотя бы один язык.
2) 100 – 80 = 20 (т.) – не владеют ни одним из данных языков.

Ответ: 20 туристов.

 

Практически на всех этапах урока использую такую форму визуализации, как облако слов. Такая форма подачи материала имеет ряд преимуществ: легко запоминаются ключевые слова изучаемой темы, а также основные идеи текста, активизируется ранее изученный материал. Облако слов можно использовать и как опорный конспекта урока.

Сервисов для создания облака слов очень много. Я в своей практике чаще всего использую WordArt.com, Tagul.com.

Продуктивно использовать учебное время на уроке позволяют интеллект-карты. Интеллект-карты помогают выделять главные идеи изучаемого материала, выделять главные действия в правилах, систематизировать и обобщать материал. Их можно давать на уроке в готовом виде, а также, составлять вместе с учащимися. Чаще всего я использую интеллект-карты правил, то есть при изучении нового материала, а также при обобщении изученных знаний. Представляю некоторые из них.

 

Интеллект-карта «Способы разложение многочлена на множители»

 

Интеллект-карта «Правила нахождения НОД»

 

Интеллект-карта «Виды уравнений»

 

Составление интеллект-карт на уроке стимулирует активность даже у низкомотивированных учащихся, создает возможность для эффективного общения всех участников учебного процесса. Чаще всего для создания интеллект-карт в своей практике я использую программы MindMeister и Visio.

 

Благодаря использованию визуализации на уроках может быть решена одна из важнейших задач при обучении – привлечение внимания учащихся и приобщение их к активной познавательной деятельности. Применение визуальных техник на уроке способствует усвоению больших объемов информации, позволяет легко запоминать материал, дает возможность связать полученную информацию в целостную картину о том или ином объекте, увлекательно изложить материал. Планомерное и целенаправленное использование методов визуализации способствует развитию осознанного умения решать задачи, повышает качество обучения.

Представленные формы и приемы визуализации могут использовать на своих уроках учителя любого школьного предмета.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий