Юлия ТУЛЯ,
педагог-психолог
ГУО «Вспомогательная школа № 1 г. Гродно»
Незрелость в эмоциональной сфере является одной из существенных характеристик личности ребенка с нарушением интеллекта. Дети, имеющие особенности психофизического развития, отличаются сложностями сосредоточения при выполнении заданий, регулярными отвлечениями, недостаточным запоминанием и воспроизведением материала, трудностями в общении со сверстниками и взрослыми. Также могут отмечаться следующие качества: повышенная возбудимость, рассеянность, неуверенность в себе, страх перед новыми людьми и ситуациями. В основе вышеперечисленных нарушений лежат нарушения эмоционального развития.
В связи с этим в настоящее время психологами используются многообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей, одним из них является арт-терапия – метод психотерапии, в котором для коррекции используются художественные приемы и творчество (рисование, лепка, музыка, мультфильмы, книги и др.). Вся арт-терапевтическая работа предлагает большой выбор техник и направлений, и каждая из них уникальна по-своему, т.к. помогает раскрыться личности ребенка и социально адаптировать его к жизни.
Предлагаю к рассмотрению лепку из соленого теста как один из способов психолого-педагогической коррекции эмоциональных состояний у детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени.
Тесто для лепки на английском языке называется playdough (буквально, тесто для игры). Игра – ключевое слово, причем игра увлекательная, удивительная и разнообразная. Таким образом, дети переносят в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, они не только отражают мир, но и познают его. В процессе лепки задействованы оба полушария головного мозга, благодаря равноправным согласованным действиям двумя руками, что особенно благоприятно для гармоничного развития эмоционально-творческой и рационально-логической сфер. Другими словами, пластичность материала позволяет вносить различные изменения в работу и, соответственно, как бы поправлять эмоциональное самочувствие, вместе с тем помогает установлению контакта с ребенком, развивает восприятие и воображение, способствует развитию памяти, внимания, мелкой моторики рук. К примеру, педагог привел на консультацию учащегося, который проявлял некоторую агрессию во время урока или расстроился из-за «плохой» отметки.
Наверняка замечали, что современным детям нравятся различные игрушки «Антистресс», возможно, поэтому они охотно включаются в работу с соленым тестом. Только в отличие от игрушек «Антистресс» соленое тесто является экологически чистым, сделанным своими руками продуктом, к тому же этот достаточно дешевый и легкий в освоении материал можно раскрашивать. Такое тесто достаточно просто изготовить дома или в классе совместно с детьми, а затем использовать в работе на протяжении 1-2-х недель.
Рецепт соленого теста для лепки: 1 стакан кипятка, 0,5 стакана мелкой соли, 1,5 стакана самой дешевой муки, 1 ст. л. растительного масла. Все ингредиенты смешиваются до однородной массы, если тесто липнет к рукам, необходимо еще добавить муки. Тесто хранится в пакете в прохладном месте. Если хочется изготовить сразу цветное тесто, можно в стакан с водой добавить пищевой краситель или гуашь смешать с готовым тестом.
Алгоритм проведения занятий с элементами тестотерапии
1 Свободное творчество.
2 Выполнение работы на заданную тему.
3 Озвучиваем, называем словами, описываем свои ощущения, чувства и эмоции.
Психолого-педагогические требования:
1) «ритуальность» (наличие обязательных действий, которые начинают и заканчивают занятие на протяжении всего года);
2) искренность и открытость в выражении чувств и эмоций;
3) активность в осуществлении эмоционального контакта взрослого и ребёнка;
4) обеспечение атмосферы доверия, партнёрства, сотрудничества, взаимопомощи.
Примеры упражнений, применяемых в работе с детьми и подростками
1 Цель: развитие эмоциональной сферы, снятие тревожности.
Упражнения: «Изобразим эмоцию», «Раскрашиваем чувства».
Предлагаем подумать о своём настроении, почувствовать и постараться описать, что это за чувства. Затем пусть ребёнок выберет ту краску, которая, как ему кажется, соответствует настроению в данный момент. Затем взять кусочек теста и скатать шарик. Сделать пальцем в нем небольшое углубление. Далее взять пальчиком немного гуаши и заполнить это углубление, теперь зажать два края и начать мять тесто, до полного закрашивания. Слова педагога: «Вместе с краской ты даёшь этому бесцветному материалу немного своего настроения, а тепло твоих ручек помогает его закрасить».
2 Цель: трансформация негативных проявлений и детских страхов через лепку.
а) упражнение «Новый сюжет».
Предлагаем ребенку слепить сказочного персонажа. Слова педагога: «Возьмём сказку, например, «Колобок». Хорошо ли лиса поступила с колобком? Давай слепим добрую лису»;
б) упражнение «Подружусь со страхом».
На первом этапе – изготовление «страха» (прокомментировать свою работу, например, придумать имя, небольшую историю); на следующем этапе – использование «страха» для отреагирования значимых эмоциональных состояний (можно поговорить от его лица), а затем превращение его в смешной и/или цветной (добавить детали, разрисовать красками и др.);
3 Цель: развиваем память и внимание.
Упражнение «Что изменилось?».
Предлагаем слепить 10 разных предметов, а затем изменяем сами предметы или их количество.
Стоит отметить, что процесс изготовления также является коррекционным, ценность и важность которого не столько результат, сколько сам процесс творения, акт самовыражения, вложения чувств и душевных сил. Вместе с тем, реализуя страх или другие эмоции в виде фигурки, а может чего-то иного, ребенок овладевает ситуацией, и материализованная эмоция лишается своей напряженности, своей пугающей составляющей.
Подводя итог, можно сделать вывод об эффективности применения тестопластики прежде всего в изменении самочувствия и поведения детей, отмечается снижение эмоциональных состояний, таких, как повышенная возбудимость, тревожность и страхи. Вдобавок, сам метод доступный и его легко освоить, а затем можно начать применять в своей работе. Желаю всем коллегам творческих успехов в работе!