Александра МАРУШЕВСКАЯ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
Использование на уроках методов учебного познания позволяет сделать процесс обучения не только живее, интереснее для детей, но и создаёт познавательную мотивацию, стремление к поиску, сотрудничеству в решении проблем; ставит каждого ребёнка на уроке в активную позицию, позволяет почувствовать себя субъектом вне зависимости от уровня обученности и успеваемости.
Достаточно широко можно использовать на уроках русского языка приём «Шифровки». Он позволяет не только закрепить и повторить изученный материал, но и развивает внимание, образное мышление.
Например, по теме «Части речи» учащиеся получают карточку с набором букв. Это ряд первых букв зашифрованного правила. Необходимо правило расшифровать, то есть рассказать.
И С Э Ч Р К О П И О Н В К Ч – «Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? что?» |
И П Э Ч Р К О П П И О Н В К К К К – «Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?» |
М Э Ч Р К У Н П Н Н Н Е – «Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его». |
Используя в своей работе методы учебного познания, в частности приём «Шифровки», необходимо принять самостоятельность учащихся, их выводы и идеи. Педагог должен отказаться от доминирования, чтобы не заглушить ученическую интуицию. Только тогда учащиеся будут не только получать твёрдые знания, но и самовыражаться, саморазвиваться.
ПРИМЕРЫ ШИФРОВОК
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
«Шифровка» характеристик звуков (первой буквой слова)
СЗМ – согласный, звонкий, мягкий;
СГМ – согласный, глухой, мягкий;
СЗТ – согласный, звонкий, твёрдый;
СГТ – согласный, глухой, твёрдый;
СЗМП – согласный, звонкий, мягкий, парный;
СГМП – согласный, глухой, мягкий, парный;
СЗТП – согласный, звонкий, твёрдый, парный;
СГТП – согласный, глухой, твёрдый, парный;
ГУ – гласный, ударный;
ГБ – гласный, безударный;
Используя приём «шифровки», звуко-буквенный разбор слова «яма» выглядит так:
Я́-ма – 2 слога.
[й] – СЗМ я
[а] – ГУ
[м] – СЗТ м
[а] – ГБ а
_____________________
4 зв. 3б.
Очень удобно, используя «карточки-шифровки», выполнять данный вид разбора на уроке как дополнительное задание для высокомотивированных учащихся.
ИЗУЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ («шифровка» согласными)
Фразеологизмы со словом «ухо»
ТГ Н Х – туг на ухо
П Ш – по уши
Х РЖТ – ухо режет
З ШМ ТРЩТ – за ушами трещит
Ш ВНТ – уши вянут
ХМ Н ВДТ – ухом не ведёт
ТЩТЬ З Ш – тащить за уши
ДХДТЬ Д ШЙ – доходить до ушей
ПРТГВТЬ З Ш – притягивать за уши
Н ВДТЬ КК СВХ ШЙ – не видать как своих ушей
НВСТРТЬ Ш – навострить уши
В ДН УХ ВЛТТ, В ДРГ ВЛТТ – в одно ухо влетает, в другое вылетает
ПРПСТТ ММ УШЙ – пропустить мимо ушей
Фразеологизмы со словом «язык»
ПРКСТЬ ЗК – прикусить язык
ДЛННЙ ЗК – длинный язык
СТРЙ ЗЧК – острый язычок
ППДТЬ Н ЗК – попадать на язык
ПРГЛТТЬ ЗК – проглотить язык
ПДВШН ЗК – подвешен язык
ВРТТС Н ЗК – вертится на языке
ЗАПОМИНАНИЕ ПОСЛОВИЦ («шифровка» первым слогом слова)
Пословицы о дружбе
ДРУГ ЗА ДРУ ДЕР НИ НЕ БО – Друг за друга держаться – ничего не бояться.
НЕТ ДРУ – И, А НА – БЕ – Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
ДРУ МНО, А ДРУ НЕТ – Друзей много, а друга нет.
ДРУ НА ДЕНЬ НЕ КУ – Друга на деньги не купишь.
ДРУЖ ЧТО СТЕК: СЛО – НЕ ПО – Дружба, что стекло: сломаешь не починишь.
НЕ И СТО РУБ, А И СТО ДРУ – Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
НО ДРУ НА, А СТА НЕ ТЕ – Новых друзей наживай, а старых не теряй.
У ДРУЖ ДО – Умей дружбой дорожить.
Пословицы о матери
МА ЛАС КОН НЕ ЗНА – Материнская ласка конца не знает.
МА МО СО ДНА МО ВЫ – Материнская молитва со дна моря вынимает.
МА ГНЕВ, ЧТО ВЕ СНЕГ, И МНО ВЫ, ДА БЫСТ РАС – Материнский гнев, что весенний снег, и много выпадает да скоро растает.
МА ГЛА СЛЕ – Материны глаза слепы.
МАТЬ ХВА ДИ, А СВИ ПО – Мать хвалит дитя, а свинья поросёнка.
СЛЕ ЩЕ И ТОТ К МА ЛЕ – Слепой щенок и тот к матери лезет.