Наталья КОБЫСЬ,
учитель английского языка
ГУО «Гимназия им. Я.Купалы г. Мозыря»,
Гомельская область
На современном этапе развития образования информационные технологии занимают особое место. Современный учитель использует их на своих уроках наравне с традиционными формами обучения. Особое место занимает дистанционное обучение, которое с недавних пор стало ключевым направлением основных образовательных и развивающих программ ЮНЕСКО.
Современные учителя используют дистанционное обучение для формирования у учащихся познавательной активности и самостоятельности, т.к. ребенок, при выполнении заданий дистанционно, находится в более привычной для него виртуальной среде. При организации такого обучения ученик может выбрать индивидуальный темп выполнения заданий и изучения нового материала. Самостоятельная работа учащегося является одним из главных достоинств дистанционного обучения.
Дистанционное обучение помогает учителям решить вопрос с учениками, которые пропустили одно, два или несколько занятий. Используя компьютер или мобильный телефон с доступом к интернету, ребенок может самостоятельно изучить и закрепить пропущенный материал. Такой вид работы является простым в организации, но очень качественным. Современные технологии позволяют обучать детей на расстоянии на высоком уровне.
В своей педагогической деятельности я организую дистанционное обучение посредством интернет-платформ, социальных сетей и онлайн-генераторов. Так, например, используя свой персональный сайт на платформе http://lepshy.by (Рисунок 1) и в группе в «ВКонтакте» (Рисунок 2), я размещаю задания и дополнительный материал для учащихся, которые хотят закрепить или наоборот подтянуть свои знания по предмету. На своем персональном сайте я публикую учащимся не только задания, но и материал, который мог бы заинтересовать и мотивировать детей. Я стараюсь давать задания для развития всех видов речевой деятельности. Если грамотно подобрать задания, можно формировать, совершенствовать навыки и развивать умения учащихся даже посредствам интернета.
Чаще всего для формирования и закрепления грамматического материала, я использую Google-формы (Рисунок 3), которые очень просты в использовании. Ребятам нужно просто перейти по ссылке, ознакомиться и выполнить предложенное задание. Такая форма экономит время, ведь программа сама проверяет и сводит в таблицу результат. Хочу заметить, что ребята обожают эту форму работы. Они выполняют тесты в Google-форме с желанием и охотой, хотя на самом деле эти тесты не отличаются ничем от тестов на бумаге.
При формировании навыков восприятия и понимания речи на слух я предлагаю учащимся посмотреть видеоматериал или послушать аудиоматериал и выполнить предложенные задания. Если, например, учитель имеет возможность связаться с ребёнком по видеосвязи, то можно детально обсудить все, что было услышано. Просмотрев или прослушав материал заранее, учащийся имеет больше времени на обсуждение. Такой вид работы экономит и позволяет рационально использовать время.
Сегодня и интернете можно найти огромное количество онлайн-генераторов, которые позволяют сделать задания для закрепления грамматического и лексического материала. Так, например, на сайте http://theteacherscorner.net, бесплатно можно сгенерировать задания на любой уровень и вкус (Рисунок 4).
При формировании и совершенствовании навыков письменной речи, я использую прием «Picture story» (Рисунок 5). Ни для кого не секрет, что наглядно-иллюстративный метод очень эффективен при формировании навыков говорения и письменной речи. Особенно эта форма работы полезна для детей, которые не могут посещать школу. Используя этот прием, я предлагаю ребятам составить рассказ, взяв за основу историю из нескольких картинок. При создании таких историй, я пользуюсь сайтом http://storyboardthat.com. Используя готовые шаблоны локаций, героев и предметов, можно создать историю в картинках и попросить составить рассказ, например, употребляя как можно больше пройденной лексики или пройденного грамматического материала. Форма проверки данного задания может быть разная, в зависимости от возможностей взаимодействия учителя и учащегося.
Выбор заданий может быть разнообразным, все зависит от того, насколько качественно учитель владеет «интернетграмотой». Если учитель общается с интернетом на «ты», то учебно-методическое обеспечение может не только полезным, но познавательным и увлекательным в одно время. Как показывает практика, когда учителя задают учащимся выполнить задания по учебникам или прочитать несколько параграфов самостоятельно, дети теряю интерес к обучению. А вот если, постараться заинтересовать детей, то результат окажется намного выше и качественней.