Татьяна КНЫШ,
учитель математики
ГУО «Гимназия № 1 имени Ф.Я.Перца г. Пинска»,
Брестская область
Не секрет, что о работе учителя судят по тем урокам, которые он проводит. Да и жизнь учителя состоит из них, этих уроков. Существует масса методов, приемов, типов уроков, чтобы научить и разбудить в ученике творческие возможности. И для этого хороши все методы – активные и пассивные. Но многое определяется личностью самого учителя. Учитель – это нечто гораздо большее, нежели просто учёный, знающий человек. Большой ученый может и не быть учителем. Учитель – это актер. Он играет свою роль, и от его таланта (или бездарности) зависит внимание (или равнодушие) публики. Ибо класс – те же зрители. Но учитель – больше, чем актер. Даже самый-самый «народный артист», в конечном счете, не несет ответственности за своего зрителя, а учитель – несет. Учитель – еще и режиссер-постановщик. Пусть он не сам выбирает пьесу и ее участников, но он распределяет роли и сам следит за игрой своих подопечных. Поэтому обучение и воспитание – это, прежде всего, призвание и талант.
Современное образование невозможно без обращения к личности. Воспитание у наших учеников самостоятельности, инициативы, активности – требование сегодняшнего дня.
Учебной программой по учебному предмету «Математика» предусмотрено достижение учащимися следующих личностных образовательных результатов: развитие логического и критического мышления, культуры устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, способности к эмоциональному восприятию идей математики, рассуждениям, доказательствам, умственному эксперименту, воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, формирование качеств мышления, необходимых для социальной адаптации в современном обществе, развитие математических способностей, интереса к творческой деятельности.
При формулировке воспитательных задач урока нужно ориентироваться на указанные личностные образовательные результаты.
Начало урока – это очень важный воспитательный момент, т.к. на данном этапе происходит влияние на мотивационную сферу. Успех урока чаще всего зависит от умелой организации начала.
Как можно начать урок, чтобы он нес воспитательный заряд?
1. Например, таким способом. Назовем его «раскручивание формулировки темы». На доске записана тема урока и учащимся предлагается вдумчиво вчитаться и высказать свои соображения. Обсуждение строится по принципу диалога ученик – учитель, ученик – ученик.
В результате решается сразу несколько педагогических задач:
Во-первых, ученики сами выдвигают задачи урока, что позволяет воспитывать творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи.
Во-вторых, перед ними возникает проблема, которую им придется решать на уроке, что позволяет воспитывать критическое мышление, ответственность, волевые качества.
В-третьих, ученики самостоятельно обозначают круг вопросов, которые требуют актуализации. На этом этапе происходит умственное воспитание, воспитание уверенности в своих силах.
В-четвертых, эти несколько минут рассуждений вслух мотивируют деятельность учащихся на уроке и создают рабочий настрой, тем самым развивается мотивационно-потребностная сфера.
Наблюдение показало, что ученики активно включаются в обсуждение, они не боятся высказывать свои мысли вслух. Поскольку при «раскручивании» формулировки темы на поверхность выходят чаще всего понятия, с которыми они уже встречались, то активное участие принимают в обсуждении как «сильные» и «средние» ученики, так и «слабые». Такой прием позволяет создать ситуацию успеха на уроке, реализует нравственное воспитание.
2. Иногда урок можно начать с выполнения таких упражнений, которые выведут на возможность создать проблемную ситуацию. Например, при изучении темы “Формулы сокращенного умножения”, организовывается самостоятельное открытие формулы квадрат суммы (разности) двух выражений. Какой воспитательный потенциал несет такой прием? Происходит умственное воспитание, воспитывается творческая самостоятельность, сила воли, трудолюбие, ответственность. Когда формула открыта и записана на доске, делается акцент на красоте формулы, анализируется какими способами ее можно получить, тем самым реализуется эстетическое воспитание.
3. Урок можно начинать с практической работы исследовательского характера. Например, при изучении темы «Длина окружности» учащимся может быть предложено с помощью нитки измерить длину окружности. Затем измерить диаметр своей окружности и найти отношение длины окружности к её диаметру. Обсуждая результаты практической работы, ученики замечают, что отношение у всех получилось примерно одинаковое. Появляется вывод, что отношение длины окружности к длине её диаметра является одним и тем же числом (π).
Проведение такой работы позволяет воспитывать критическое мышление, трудолюбие, аккуратность, позволяет создать ситуацию успеха, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы.
Этап актуализации опорных знаний организовывается тоже разными способами.
Это может быть по геометрии работа по готовым чертежам, составление своей задачи, задания «Найди ошибку» и т. д. Все это позволяет воспитывать познавательную активность, ответственность, смелость суждений, критическое мышление.
Как можно воспитывать познавательную активность, при этом показывая связь с историей, с жизнью, т.е. осуществлять эстетическое воспитание? На уроках нужно проводить беседы с учениками об особенностях математики: о совершенстве математического языка, о математике в музыке и живописи, в архитектуре и литературе, о красоте её формул, о связи математики с красотой природы. Так же учащиеся сами могут готовить подобные доклады. Например, при изучении темы «Цилиндр» можно подготовить доклад, в котором показано применение цилиндра в архитектуре. На таких примерах как раз и осуществляется эстетическое воспитание.
На уроках полезно погружать ученика в историю развития науки. Например, на уроке геометрии при изучении темы «Теорема Пифагора» приводится историческая справка о том, что, хотя эта теорема и связывается с именем Пифагора, она была известна задолго до него. В вавилонских текстах она встречается за 1200 лет до Пифагора. Также интересен детям рассказ о том, что сохранилось древнее предание, что в честь своего открытия Пифагор принёс в жертву богам быка, по другим свидетельствам – даже сто быков. Но это противоречит сведениям о моральных и религиозных воззрениях Пифагора. Говорят, что он «запрещал даже убивать животных, а тем более ими кормиться, ибо животные имеют душу, как и мы». Эта легенда послужила поводом для рассказов писателей и стихов поэтов. Такое знакомство с теоремой Пифагора позволяет воспитывать не только познавательную активность, но и осуществлять эстетическое воспитание, показывая связь геометрии с историей.
Большую роль в реализации воспитательного потенциала играют задачи, которые решают на уроках учащиеся, задачи интересные по содержанию, богатые идеями, имеющие несколько способов решения. При подборе дидактического материала к учебным занятиям надо отдавать предпочтение таким упражнениям и заданиям, которые воспитывают у учащихся любовь к Родине, чувство гордости за достижения белорусского народа, способствуют формированию гражданственности, национального самосознания, нравственной культуры, культуры безопасности жизнедеятельности.
Важной задачей является воспитание у учащихся потребности в изучении математики как учебного предмета, обучение применению математических знаний в повседневной жизни. Этому способствует включение в содержание урока практико-ориентированных заданий, при решении которых усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности применяются в повседневной жизни и при изучении других учебных предметов. Например, при изучении темы «Показательная функция» учащимся предлагается познакомиться с процессами, которые можно описать с помощью показательной функции.