Логоритмика – взаимодействие специалистов дошкольного учреждения в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи    

- 9:45Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

 

Елена КОНОНОВИЧ, учитель-дефектолог,
Татьяна ГЕРМАН, музыкальный руководитель
ГУО «Бобренятский ясли-сад Мозырского района»,
Гомельская область

 

 

 

Дефекты речи дошкольников часто сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций: повышенная возбудимость, быстрая утомляемость, нарушение ориентации в пространстве и общей, мелкой моторики, дефицит внимания и памяти и др.

Занятия по логоритмике, совместно проводимые учителем-дефектологом и музыкальным руководителем, с опорой на лексические темы, с правильным подбором музыкального сопровождения и двигательных упражнений, с учетом возрастных особенностей детей, а также их речевого нарушения, являются эффективным дополнением в коррекционно-логопедической работе. Такие занятия вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, что тоже способствует более быстрому и эффективному продвижению по коррекционно-образовательному маршруту.

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работы на речевой группе. Логоритмика помогает развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, способность ориентироваться в пространстве, фонематический слух, просодические компоненты, музыкально-ритмические движения, формировать правильное дыхание, навык релаксации, вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью.

В нашем дошкольном учреждении специалисты (учитель-дефектолог и музыкальный руководитель) используют в своей практике следующие виды упражнений:

динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса – благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими;

артикуляционные упражнения – способствуют развитию правильного звукопроизношения, подвижности языка, челюстей, губ;

дыхательную гимнастику – способствует выработке продолжительного речевого выдоха, развитию диафрагмально-брюшного дыхания, а также корректирует продолжительность, силу и правильное распределение выдоха;

упражнения на развитие внимания и памяти – помогают развитию всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной;  

использование чистоговорок является обязательным на каждом занятии – способствует четкому, ритмичному произношению фонем и слогов, развитию у детей фонематического слуха и слухового внимания;

музыкально-ритмические движения – способствуют коррекции нарушений слоговой структуры, развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма и речеслуховую память;

речевые игры: без музыкального сопровождения, игры со звуком (шуршалочки, ложки, колокольчики), игры с музицированием на детских музыкальных инструментах – облегчают выполнение логоритмических задач;

пение детских песен способствует развитию памяти, внимания, мышления и музыкального слуха, укрепляется голосовой аппарат ребенка;

использование пальчиковых игр, когда тексты пропеваются – напрямую связано с речевым развитием;

подвижные игры и физкультминутки тренируют детей с речевыми нарушениями в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений;

релаксационные упражнения развивают умение контролировать свое дыхание и управлять мышечным тонусом.

Такое построение коррекционной работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность в усвоении практического материала. 

При помощи таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова, логоритмика обеспечивает коррекционную направленность речевого и музыкального развития у дошкольников, а также способствует активизации слуховой, двигательной и зрительной памяти, речевой и творческой деятельности детей с речевыми нарушениями.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий