Елена КОНОНОВИЧ, учитель-дефектолог,
Татьяна ГЕРМАН, музыкальный руководитель
ГУО «Бобренятский ясли-сад Мозырского района»,
Гомельская область
Дефекты речи дошкольников часто сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций: повышенная возбудимость, быстрая утомляемость, нарушение ориентации в пространстве и общей, мелкой моторики, дефицит внимания и памяти и др.
Занятия по логоритмике, совместно проводимые учителем-дефектологом и музыкальным руководителем, с опорой на лексические темы, с правильным подбором музыкального сопровождения и двигательных упражнений, с учетом возрастных особенностей детей, а также их речевого нарушения, являются эффективным дополнением в коррекционно-логопедической работе. Такие занятия вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, что тоже способствует более быстрому и эффективному продвижению по коррекционно-образовательному маршруту.
Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работы на речевой группе. Логоритмика помогает развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, способность ориентироваться в пространстве, фонематический слух, просодические компоненты, музыкально-ритмические движения, формировать правильное дыхание, навык релаксации, вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью.
В нашем дошкольном учреждении специалисты (учитель-дефектолог и музыкальный руководитель) используют в своей практике следующие виды упражнений:
– динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса – благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими;
– артикуляционные упражнения – способствуют развитию правильного звукопроизношения, подвижности языка, челюстей, губ;
– дыхательную гимнастику – способствует выработке продолжительного речевого выдоха, развитию диафрагмально-брюшного дыхания, а также корректирует продолжительность, силу и правильное распределение выдоха;
– упражнения на развитие внимания и памяти – помогают развитию всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной;
– использование чистоговорок является обязательным на каждом занятии – способствует четкому, ритмичному произношению фонем и слогов, развитию у детей фонематического слуха и слухового внимания;
– музыкально-ритмические движения – способствуют коррекции нарушений слоговой структуры, развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма и речеслуховую память;
– речевые игры: без музыкального сопровождения, игры со звуком (шуршалочки, ложки, колокольчики), игры с музицированием на детских музыкальных инструментах – облегчают выполнение логоритмических задач;
– пение детских песен способствует развитию памяти, внимания, мышления и музыкального слуха, укрепляется голосовой аппарат ребенка;
– использование пальчиковых игр, когда тексты пропеваются – напрямую связано с речевым развитием;
– подвижные игры и физкультминутки тренируют детей с речевыми нарушениями в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений;
– релаксационные упражнения развивают умение контролировать свое дыхание и управлять мышечным тонусом.
Такое построение коррекционной работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность в усвоении практического материала.
При помощи таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова, логоритмика обеспечивает коррекционную направленность речевого и музыкального развития у дошкольников, а также способствует активизации слуховой, двигательной и зрительной памяти, речевой и творческой деятельности детей с речевыми нарушениями.