В предложенном сценарии мастер-класса отражен опыт использования эвристических заданий для развития у учащихся исследовательских компетенций, продемонстрированы дидактические возможности таких заданий, представлен алгоритм их разработки.
Ирина УДАЕВА,
заместитель директора по учебной работе
ГУО «Радунская средняя школа»
Вороновского района,
Гродненская область
В настоящее время в любой сфере деятельности требуются специалисты, отличающиеся критическим мышлением, изобретательностью, умеющие творчески подходить к решению проблем, принимать рациональные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству. Развитию этих качеств в период обучения в школе, на наш взгляд, способствует грамотно организованная исследовательская деятельность учащихся, которая определяется как «творческий процесс взаимодействия учителя и ученика по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой становится развитие исследовательской позиции к миру, другим, самому себе, а также формирование целостного научного мировоззрения» [6].
В нашей школе разработана модель интеллектуального развития обучающихся, в соответствии с которой проводятся уроки-исследования, индивидуальные и групповые консультации для членов школьного НОУ «Астро», занятия поискового клуба «Родынь» и театра-студии «Вытокі» на базе народного историко-краеведческого музея и музея под открытым небом «Валуны крутых дарог мінуўшчыны». Юные исследователи принимают активное участие в областных и республиканских конкурсах (конференциях), республиканских и международных проектах.
Главная цель нашей работы – развитие у учащихся исследовательских компетенций в ходе обучения через открытие навыков самостоятельного приобретения знаний и создание условий для творческой самореализации ребят. Мы учим школьников выявлять проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать изучаемые объекты, делать выводы и умозаключения. Основной акцент делается на развитие логического и творческого мышления. А этому в наибольшей мере, на наш взгляд, способствует эвристическое обучение, которое оказывает влияние и на повышение уровня профессионализма педагогов: они организовывают учебный процесс часто в ситуации неизвестности.
Цель: предполагается, что к концу мастер-класса его участники будут иметь представление о типологии эвристических заданий и методов, познакомятся с опытом работы мастера по применению эвристических заданий для формирования у учащихся исследовательских компетенций, проанализируют дидактические возможности таких заданий, составят по алгоритму эвристическое задание исследовательского характера.
Ход мастер-класса
І Организационно-мотивационный этап
Прием «Крепкий орешек». Мастер высыпает из мешочка орехи (грецкие, лесные, земляные) и просит каждого участника взять себе один, внимательно рассмотреть его, запомнить, затем кладет все орехи обратно, перемешивает и снова высыпает. Задача педагогов – найти свой орех, объяснить, какая стратегия помогла справиться с заданием (микроисследование предмета: определение сорта, формы, цвета, изгиба, углублений и т. д.), сделать предположение о том, как это задание связано с темой мастер-класса.
Участники делятся на группы согласно виду выбранного ореха.
ІІ Этап актуализации субъективного опыта участников. Целеполагание
Мастер. Что такое в вашем понимании эвристика и эвристическое обучение? (Ответы участников.)
Эвристика – это наука об открытии. Эвристическое обучение ставит целью конструирование учащимся собственного смысла, целей, содержания и организации образования (А.В.Хуторской). Иными словами, это обучение через открытие. Оно может быть реализовано как на уроках, так и во внеурочной деятельности по предметам.
На мой взгляд, применение эвристического обучения наиболее целесообразно при организации групповых занятий с учащимися – членами НОУ, т. к. оно способствует развитию нестандартного мышления и исследовательских умений. Опыт руководства школьным научным обществом «Астро» позволил мне выявить эффективные типы эвристических заданий для формирования у учащихся исследовательских компетенций. Особенности таких заданий мы рассмотрим в ходе мастер-класса. (Участники записывают личностно значимые цели на стикерах с изображением ореха.)
ІІІ Теоретический этап
Задание 1. Ознакомьтесь с тезаурусом, сравните понятия «проблемное задание» и «эвристическое задание», выделите их сходства и различия, сделайте выводы. Выявите преимущества эвристических заданий в плане развития исследовательских компетенций учащихся.
Тезаурус
Проблемное задание – это задание, обеспечивающее активную мыслительную деятельность учеников по разрешению проблемной ситуации: анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов, их причинно-следственных связей (А.М.Матюшкин).
Эвристическое задание – это открытое задание, предполагающее творческую деятельность ученика по созданию им личностно значимого образовательного продукта, имеющее возможность для озарения, высокого уровня творчества (А.Д.Король).
Эвристика – это наука об открытии (А.Д.Король).
Эвристическое обучение – обучение, ставящее целью конструирование учащимся собственного смысла, целей и содержания образования, а также его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).
Задание – своеобразное поручение для учеников, предполагающее деятельность, направленную на получение требуемого результата (Г.С.Костюк).
Задание 2. Ознакомьтесь с типологией эвристических заданий и методами эвристического обучения. Приведите несколько примеров заданий разных типов, которые вы используете.
Материалы для работы
1 Мохарт Е.Н. Эвристическое обучение как средство развития творческих способностей школьников (http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/30599/1/168-171.pdf).
2 Хуторской А.В. Эвристическое обучение (http://www.khutorskoy.ru/science/concepts/terms/heuristic_training.htm).
3 Эвристическое обучение на основе диалога
(http://ripo.unibel.by/assets/masterstvo_online/docs/12/9.pdf).
4 Эффективность проблемно-эвристических методов обучения (https://urok.1sept.ru/).
Мастер. Эвристическое задание – это задание открытого типа, его выполнение предполагает высокий уровень творчества. Проблемные задания мотивируют учащихся к разрешению проблемы по установленному алгоритму. Значит, эвристические задания дают больше возможностей для самореализации, развития исследовательских компетенций.
IV Практический этап
-
- Работа с открытыми эвристическими заданиями в соответствии с технологией выполнения исследовательской работы
Мастер. Научное исследование начинается с определения и формулирования проблемы. Можно сказать, что проблема – это вопрос, ответ на который может быть получен в результате исследования. На этом этапе эффективны когнитивные исследовательские задания, направленные на развитие умений отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание вопроса.
Когнитивное задание «Ловушка разума, или Что мешает увидеть проблему» (группа 1)
Прочитайте утверждение-ловушку: «Если мы сомневаемся в своем решении, но подсознательно уже на самом деле приняли его, любая информация кажется нам подтверждением нашей правоты. Мы видим то, что хотим увидеть». Определите плюсы и минусы высказывания, предложите свое решение. Применяя метод символического видения, оформите заключение в виде рисунка, схемы, уравнения и т. д.
Цель задания: развитие умения видеть проблему и пути ее решения, замечать детали, оформлять итоги рассуждений с помощью символических знаков.
Рекомендация: обязательно обсуждать ход анализа, а также полученные схемы, рисунки и т. д.
Мастер. Коммуникативные задания способствуют развитию умений преобразовывать и передавать информацию, совершенствованию навыков взаимодействия с разными людьми. Такие задания востребованы на этапе подготовки и представления исследовательской работы.
Коммуникативное задание «Сказочная конференция» (группа 2)
Вспомните героев русской народной сказки «Колобок» и ее финал. Используя метод «Если бы…», подготовьтесь к выступлению на конференции по правам защиты сказочных животных в роли обвинителя и/или защитника главного героя.
Цель задания: развитие коммуникативных умений, риторических навыков, умения прогнозировать ситуацию.
Рекомендация: учитывать причинно-следственные связи при составлении текста выступления, развивать навыки публичного выступления.
Мастер. Креативные задания способствуют развитию фантазии, гибкости мышления, умений замечать противоречия, аргументировать свое мнение. Они востребованы на этапах уточнения задач, анализа литературных источников, выдвижения гипотез, работы с вопросами жюри и зала.
Креативное задание «Мораль сей басни такова…» (группа 3)
Вспомните сказку «Теремок». Сформулируйте вопросы к персонажам сказки: а) в роли защитника по правам человека, б) защитника природы, в) представителя МЧС. Представьте мораль сказки посредством исследования вопросов к персонажам.
Цель задания: развитие умения задавать вопросы, анализировать, делать оригинальные выводы.
Рекомендации: следить за соответствием вопросов выводам.
Защитник по правам человека: Почему в теремке заяц, волк и лиса дружно живут, песни поют? Почему после разрушения теремка «принялись звери бревна носить, доски пилить – новый теремок строить»? Почему новый дом лучше прежнего выстроили?
Мораль: Главное в жизни – уметь взаимодействовать с окружающим миром, своевременно оказать помощь нуждающимся, терпимо относиться к другим, независимо от того, насколько все отличаются друг от друга. Все, при желании, могут жить вместе и успешно взаимодействовать друг с другом. Даже враждующие в дикой природе заяц, волк и лиса в теремке дружелюбно сосуществуют.
Защитник природы: Почему звери так бездумно пытаются вместиться в теремок? Почему медведь, услышав песни, остановился и заревел во всю мочь? Почему медведь, когда не смог влезть внутрь домика, полез на крышу?
Мораль: Теремок – это природа, лес, наш общий дом. Издавна люди берегли окружающую среду. Но со временем они стали бездушно и халатно относиться к дарам природы, пытаясь вместиться в переполненный теремок. Человек в образе Медведя уничтожил мир и покой леса. Уничтожая леса, люди нарушают гармонию в природе.
Представитель МЧС: Почему звери поселяются в заброшенный пустой дом, не проверив его на прочность? Почему жители теремка, заметив ревущего медведя, стали радушно приглашать его в дом? Почему медведю разрешили полезть на крышу и не побеспокоились об аварийном выходе в случае непредвиденной ситуации?
Мораль: Существует изначально пустое пространство (заброшенный дом). В него последовательно заселяются разные животные (от самых маленьких до достаточно крупных). Последним в теремок приходит Медведь. Дом уже не может вместить всех желающих и неизбежно ломается. Главная идея – насколько важно обладать чувством меры и быть осторожным в использовании ветхих зданий. Прежде чем использовать старое и заброшенное, убедись в его прочности, а лучше – построй новое жильё, как в сказке: все животные совместно выстраивают себе новый дом, в котором живут мирно и гармонично.
Участники работают в группах, представляют и обосновывают результаты, анализируют дидактические возможности рассмотренных приемов.
-
- Разработка и оценка эвристического задания
Участники знакомятся с алгоритмом построения эвристического задания и анализируют два примера.
1. Подобрать образовательный объект (понятие, конкретные предметы, правила и закономерности) с учетом особенностей учащихся. Это должна быть мотивирующая информация.
2. Определить виды деятельности и форму представления этого задания (текст, график, фото, схема, рисунок, видео, образ, таблица и т. п.).
3. Сформулировать текст задания с учетом его занимательности (варианты формулировок: найдите причину происхождения, разрешите противоречие, исследуйте реальность, если бы…, пусть невозможное станет возможным).
4. Дать название заданию.
5. Оценить эвристический потенциал задания (критерии: количество творческих элементов, степень оригинальности, новизна для ученика и одноклассников, емкость созданного продукта, практическая польза созданного продукта).
Пример 1. Прическа «Ежик»
Взгляните на фотографию (образовательный объект). Как вы думаете, можно ли самому сделать такую прическу? Какими способами (способы деятельности)? Для ответа на вопрос проведите несколько опытов: придумайте разные способы создания эффекта торчащих волос (форма представления). Опишите проведенные вами опыты по плану: что делаю; что наблюдаю; фотография получившейся прически; вывод. В каком случае и почему ваша прическа оказалась пышнее всего?
Пример 2. Словарь парадоксов
Словарь парадоксов утверждает, что знания – это пища для понимающего, приправа для пресыщенного и отрава для неготового (образовательный объект). Придумайте пять вопросов, чтобы узнать, что такое знания (Что? Как? Почему? Можно ли?). Согласитесь с данным толкованием или опровергните (способы деятельности). Предложите свой вариант толкования парадокса (форма представления).
Мастер предлагает участникам составить когнитивное эвристическое задание, используя высказывание римского философа Сенеки, и оценить эвристический потенциал задания: «А что лучше в человеке? Человек силен? И львы тоже. Он красив? И павлины красивы. Он проворен? И лошади проворны… Он может двигаться и произвольно направлять движения? Но также и зверь, и черви! У него есть голос? Но у собак голос звонче, у орлов – пронзительнее, у быков гуще, у соловьев – приятней». (Участники выполняют задание.)
V Рефлексивный этап
Мастер. Орешек знаний тверд. Скорлупа его – символ познания. Ядро ореха – знания и опыт, приобретенные человеком. Чтобы достать ядро, скорлупу надо разбить определенным способом. Предлагаю вам проанализировать цели, которые вы поставили в начале мастер-класса, и определить, какие знания и опыт вы получили, то есть чем удалось расколоть орех знаний.
Участники дают оценку эффективности своей работы, делают вывод о возможностях дальнейшего самообразования по проблеме развития исследовательских компетенций у учащихся средствами эвристических заданий.
Список литературы
- Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей / Н.И.Дереклеева. – М. : 5 за знания, 2008. – 224 с.
- Король, А.Д. Обучение через открытие: в поисках ученика/ А. Д. Король.– Минск : Вышэйшая школа, 2017. – 271 с.
- Король, А.Д. Эвристический урок. Результаты, анализ, рефлексия (Как разработать и провести эвристический урок): методическое пособие/ А. Д. Король.– Минск : Вышэйшая школа, 2017. – 223 с.
- Маслов, И.С. Эвристические задания как дидактическое средство: структура, содержание и модель проектирования/ И.С.Маслов// Адукацыя і выхаванне. – 2006. – № – С. 62–70.
- Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения/ А.В.Хуторской.– М. : Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.
- Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся/ А.С.Обухов. – 2-е изд., перераб. и доп.– М. : Национальный книжный центр, 2015 – 280 с.