Космическая эпопея Ивана Миско

- 13:50В СВЕЖИХ НОМЕРАХ "НАСТАЎНІЦКАЙ ГАЗЕТЫ"

Звезды в его судьбе и впрямь сошлись самым чудесным образом, подарив ему возможность стать скульптором, в центре творчества которого — космическая тематика. 22 февраля исполняется 90 лет народному художнику Беларуси лауреату Госпремии СССР и премии Союзного государства Ивану Миско.

Гагарин в гипсе и бронзе

Он лепил и ваял портреты советских, белорусских и большинства зарубежных астронавтов, со многими из них дружил и тесно общается, не раз участвовал в международных конгрессах и форумах, удостоен ордена Юрия Гагарина. Наш знаменитый земляк всегда, пока в дела земные не вмешался и не начал диктовать новые условия зловредный вирус, был желанным гостем в Звездном городке. Да еще и мог поработать там на собственном рабочем станке, исписанном автографами. А в историческом центре Минска, на улице Интернациональной, есть действующая мастерская-музей, которая носит его имя. 

Узнать ее легко по украшающему светлую стену большому живописному муралу с парящим на синем фоне, словно в невесомости, астронавтом. Эту постройку XIX века, бывшую конюшню, те, кто сюда наведывается, в шутку называют миниатюрным филиалом того же Звездного городка. И не без оснований. Взору посетителя с порога предстают многочисленные скульптурные портреты покорителей космоса из разных стран и других известных людей, увековеченных в бронзе, гипсе, на фотографиях и в разное время на память расписавшихся на дверях и зеркале. 

И даже, что называется, невоцерковленный посетитель наверняка обратит внимание на стоящую на подставке небольшую и в то же время величественную фигуру митрополита Филарета, выполненную в пластилине. Сравнительно недавно Иван Якимович вместе с коллегами принимал участие в конкурсе на создание монумента почетному Патриаршему Экзарху Беларуси. И хотя их проект победителем не стал, впечатление он произвел, безусловно, яркое.  

Смысл жизни в том, что надо постоянно работать. А если не работаешь, значит, ты и не живешь. Я просто спешу. 90 лет — это солидный возраст.

Космическая же эпопея Ивана Миско началась на заре эпохи космонавтики, когда 25-летний сотрудник Национального художественного музея Беларуси услышал по радио сообщение о запуске первого искусственного спутника Земли и, вдохновленный этим событием, сделал рисунок. Его опубликовали в республиканской газете, а тема, как говорится, зацепила молодого скульптора. 

В марте 1968 года он узнал, что погиб Юрий Гагарин. Портрет первого космонавта мастер практически за день отлил в гипсе и поставил сохнуть во дворе музея, где у него была мастерская. А когда к вечеру вернулся, оказалось, что в музее случился пожар. Порядком обгоревшую, но все же уцелевшую скульптуру едва удалось найти под головешками. 

Годы спустя уже в нынешней мастерской Иван Якимович показал ее Анне Тимофеевне Гагариной, и та попросила установить такую же на родине сына. Она там сейчас и стоит, только отлитая в бронзе. А обгоревшая гипсовая осталась в Минске…

Соратник Новицкий 

Седовласый патриарх отечественного искусства и сегодня продолжает активно творить, вдохновляясь все новыми идеями и планами, в своей мастерской-музее. Здесь мы и встретились за чашечкой кофе. 

— Иван Якимович, вы, похоже, каждый день и без устали трудитесь?

— В выходные иногда даю себе отдых, наведываюсь на дачу, а так каждое утро действительно прихожу сюда. И начинаю с того, что пью кофе. Напиток меня бодрит, и можно приступать к работе. Руки обязательно должны быть в глине, это закон. 

— Иначе день пропал?

— Смысл жизни в том, что надо постоянно работать. А если не работаешь, значит, ты и не живешь. Я просто спешу. 90 лет — это солидный возраст. Сегодня не хочется оглядываться назад и размышлять, что сделано, меня интересует еще не сделанное. Идеи рождаются постоянно, и их много… Думаешь, а как и когда все выполнить, где найти время на это? А оно ведь убегает, каждый день убегает. Его надо догонять, ловить нужно. 

И поэтому стараюсь постоянно делать наброски, эскизы для того, чтобы потом, как бы листая эти записи, рано или поздно можно было их увеличивать, дорабатывать. Только моя записная книжка не блокнот, все делается в пластике, скульптуре, глине, пластилине. 

— Этот год начался для вас хорошо?

— Хорошо, и я благодарен судьбе за это. Правда, болел одно время, но уже все позади. В целом же, надеюсь, это мой год, как-никак юбилейный. 2 января приезжал в гости космонавт Олег Новицкий, мы очень давно дружим. Он мне попозировал, я полепил, обсудили с ним очень много вопросов. Очень доволен тем, что мы вместе включились в новую тему инопланетян… Олег в ней принял активное участие. Я пока не раскрываю подробностей, не разрешаю печатать и показывать эскизы, это еще идеи и наши мысли, которые хочу довести до толка к моей персональной выставке.

— Она будет приурочена к юбилейной дате?

— Нет, выставка к юбилею не откроется, я не успеваю. Опять же, очень многое будет зависеть от того, насколько эта зараза — коронавирус — отойдет от нас всех. А вдруг какая-нибудь новая волна наступит. Кто сможет победить эти волны?..

Скульптор учится всю жизнь

— Идею с инопланетянами, помнится, вы вынашиваете очень давно.

— Давно, давно… Это свободная тема, можно сказать, свободный полет в будущее. Хочется представить — а что же там, за земной орбитой?.. Кроме того, вместе с коллегами дорабатываем памятник Якубу Коласу в размере. 

— Где и когда он будет установлен?

— Композиция уже в нынешнем году, осенью, должна быть открыта в Столбцах, на родине великого поэта. Два с лишним года назад мы выиграли конкурс. Это совместный проект авторского коллектива скульпторов Ивана Миско, Сергея Логвина, Владимира Пипина.  

— Иван Якимович, сегодня вы признанный мэтр, можно сказать, легенда. А у вас самого были учителя, которых вы вспоминаете с благодарностью?

— Вспоминаю. Андрей Бембель, Алексей Глебов, Вера Козак, Виктор Попов, у меня много педагогов было, я у многих учился и сегодня учусь. Если бы спросили, хотелось бы мне сегодня поехать куда-нибудь на практику, ответил бы — с удовольствием. 

— А куда бы вам хотелось поехать? В Италию, вдохновляться работами Микеланджело?

— Почему, к живущим ныне, молодым, интересным. Потому что надо изучать и прошлое, и сегодняшнее искусство. Появляются новые материалы, темы, взгляды, технологии. Скульптор должен всю жизнь работать и учиться. 

— Вы почетный гражданин Слонима и Слонимского района. Когда есть возможность, наведываетесь туда?  

— Да, конечно, это моя родина. На хуторе в деревне Чемеры, в 5—6 километрах от Слонима, мы жили вместе с родителями, дедом с бабушкой и младшей сестрой Любой. 

— Дом сохранился? 

— Сохранился, хотя там теперь живут чужие люди. Цела и невредима и огромная старинная печь, из которой я доставал угольки и рисовал по побелке фигурки и пейзажи. Карандашей-то у нас тогда не было.

— И рисунки те можно увидеть? 

— Нет, они замазаны, и их уже не откроешь. Вот если бы это была масляная краска, другое дело. А уголь впитывается, ничего не поделаешь. Вот карандашные рисунки у меня есть, думаю, зрители увидят их на моей персональной выставке. Она будет открыта в музее истории города Минска, надеюсь, к 12 апреля, к Дню космонавтики. 

Владимир ПИСАРЕВ
Фото автора

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий