Светлана БЕГЕР,
педагог-психолог отдела по профориентации учащихся
УО «Гомельский государственный областной
дворец творчества детей и молодежи»
psybeger@gmail.com
Современные учащиеся и их родители активно используют информационно-коммуникационные технологии, имеют постоянный доступ к электронным образовательным ресурсам и услугам (и в школе, и дома). Учитывая интерес к интернет-пространству, можно использовать его возможности для доступности психодиагностического процесса. Это и стало одной из основных задач в нынешнем учебном году.
Simpoll
Один из наиболее оптимизированных под психодиагностическую работу сервисов – это Simpoll.ru https://simpoll.ru.
С помощью Simpoll.ru вы можете создать как анкету, так и тестирование любой сложности.
Однако бесплатная версия ограничена десятью вопросами, поэтому для анкетирования родителей и учащихся этот сервис подходит больше всего. Варианты вопросов разнообразны. Так, можно создать как текстовое поле и открытый список, так и выпадающий список, и шкалу оценки. Доступен выбор одного или нескольких вариантов ответа. Регистрироваться не обязательно – достаточно иметь аккаунт в любой социальной сети.
Сервис автоматически подсчитывает результаты, строит графики и показывает отчет, что, безусловно, упрощает статистическую работу специалиста. По результатам опроса, можно отследить эмоциональный фон как родителей, так и учащихся, изучить взаимоотношения между ними для дальнейшего внедрения психолого-педагогические программы.
В нашем учреждении были разработаны такие анкеты, как:
– анкета для детей «Детско-родительские отношения». Позволяет изучить взаимоотношения между родителями и учащимися https://simpoll.ru/run/survey/398a077c;
– профориентационная анкета для родителей. Позволяет актуализировать вопрос профессионального самоопределения учащихся у их родителей https://simpoll.ru/run/survey/d9f8e23a;
– профориентационная анкета для учащихся «Мое профессиональное будущее» https://simpoll.ru/run/survey/808229fd. Позволяет определить готовность к профессиональному самоопределению учащихся, выявить актуальные способы психологического взаимодействия для помощи в выборе профессионального пути.
Опросы уже были использованы и позволили не только получить быстрый и качественный результат, но и охватить большое количество учащихся. База онлайн-опросов в процессе будет расширяться.
Online Test Pad
Наиболее подходящим ресурсом для профдиагностики учащихся является сервис OnlineTestPad.com https://onlinetestpad.com/.
Тут можно создавать опросы, тесты, кроссворды, конкурсные задания и уроки. Сайт не ограничен количеством вопросов, а главное его достоинство в том, что он позволяет связывать ответ с характеристикой, подсчитывать большее число совпадений и выдавать результат.
Таким образом, появляется возможность не только автоматического вывода результата, а и более обширного ознакомления с ним. Симпатию также вызывает то, что сайт позволяет прикрепить к результату активную ссылку, перейдя по которой учащего можно вывести на брошюру либо на видеоматериал по той или иной теме.
Например, на этом ресурсе опробован дифференциально диагностический опросник Е.А.Климова https://onlinetestpad.com/tfvq3atet3uqm. Он помогает учащимся выделить ведущий тип профессии. По каждому типу профессии была также создана брошюра. В результате учащийся, пройдя тестирование, имеет возможность при помощи активной ссылки перейти на брошюру по его типу профессии и ознакомится с ней более подробно. Тут уже он может выделить для себя сферы ее применения, способы развития в своей профессиональной сфере, обозначить для себя те навыки и умения, которые необходимо развивать для достижения наивысших результатов.
Брошюры размещены на google-диске отдела и находятся в постоянном доступе для учащихся и их родителей.
На этом же диске можно найти много информации, посвященной психологическому просвещению. Например, брошюры «Новые профессии», «Матрица профессий», «Жизненные планы и профессиональное самоопределение», «Задатки, способности и интерес ребенка» и многое другое https://drive.google.com/drive/folders/18FKRRMpi_mpOlv-0iZDsBgs4rviSEmmR?usp=sharing.
Помимо диагностического опроса на сайте были также опробованы такие тесты как:
– опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши в модификации Г.В.Резапкиной. Он позволяет выявить склонность к той или иной деятельности https://onlinetestpad.com/cnztu57j5yjvq;
– тест Д.Голланда по определению типа личности. Он позволяет определить социальную направленность личности, выделив шесть типов: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый и артистический тип https://onlinetestpad.com/d3l2jpp4i5eby.
Уже эти тесты способны сориентировать учащегося в выборе профессионального самоопределения, позволив ему опереться на информацию о себе и своих притязаниях. Несмотря на это банк планируется пополнятся личностными и психологическими тестами.
Интернет-пространство быстро расширяется, его возможности упрощают и оптимизируют как работу педагога, так и психолога, делают ее более доступной и интересной для учащихся.