Развитие информационной компетентности педагога

- 13:15Стиль работы, Стиль работы. Школа молодого педагога

 

Елена МИСЮКЕВИЧ, 
учитель трудового обучения 
ГУО «Средняя школа № 3 г. Ошмяны», 
Гродненская область 

 

 

 

 

 

Двадцать первый век активно вступил в свои права, и требования к современному педагогу кардинально изменяются, увеличивая количество конкретных профессиональных компетенций. Одной из ключевых компетенций педагога является информационная. Она формируется и повышается только в процессе постоянной работы.

Считаю себя компетентным педагогом по использованию информационных и интернет-технологий в образовательном процессе. Потому что более 10 лет как учитель трудового обучения и классный руководитель использую ИКТ, которые позволяют грамотно организовать учебно-познавательную деятельность и воспитательную работу. По мнению экспертов, компетентность необходима для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающую узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия.

На протяжении семи лет веду блог учителя-предметника, являюсь соавтором сайтов школьных лагерей. ЭОР «Трудовое обучение» пользуется популярностью у коллег и учащихся, размещен на сайте ГрОИРО, своим опытом работы делюсь на семинарах, провожу мастер-классы.

 

Стать специалистом по применению в профессиональной деятельности современных технологий способствовали внешние и внутренние факторы.

В первую очередь, это стало возможным благодаря системе повышения квалификации в ГрОИРО, которые организовывали очные и дистанционное курсы с целью повышения квалификации педагогов по использованию ИКТ в образовательном процессе. После повышения квалификации по теме «Современные компьютерные технологии при обучении изобразительному искусству» в 2008 году в своей работе всегда применяла презентации, чтобы продемонстрировать выдающиеся произведения живописи, графики, скульптуры. В 2015 году по инициативе руководства школы было организовано дистанционное обучение «Использование сервисов веб 2.0 в работе учителя». Это стало стартовой площадкой и привело к созданию блога класса и учителя-предметника. Одной из значимых программ повышения квалификации в 2017 году стала «Самореализация педагога: личностный рост и конкурентоспособность (программа профессора кафедры психолого-педагогического сопровождения образования Гродненского ОИРО, кандидата педагогических наук, доцент С.А.Сергейко).

Развитию информационной компетенции способствовало улучшение условий образовательной среды в школе. Администрация на протяжении последнего десятилетия ведет целенаправленную работу по совершенствованию материально-технической базы школы: все кабинеты оснащены компьютерами, все компьютеры связаны локальной сетью, есть возможность выхода в сеть интернет.

Поэтому в своей работе и при работе с блогом я стала эффективно использовать облако хранилищ. При выполнении практических работ использую возможность совместного редактирования Google-документов и презентаций. При работе с сервисом я предоставляю ученикам доступ к документу, с которым им предстоит работать. Тем самым они становятся редакторами документа и могут изменять его по своему усмотрению. Эта форма удобна для работы на уроке и демонстрации конечного результата творческих работ. Такой вид деятельности упрощает работу и позволяет рационально использовать время для быстрого обмена и сбора информацией.

В блоге «Трудовое обучение» широко представлены работы в различных техниках на странице «Фотогалерея», среди общих альбомов с разнообразной тематикой есть индивидуальные, что значительно повышает социальную значимость авторов работ.

 

На протяжении 2017–2020 годов принимала активное участие в дистанционном обучении по темам «Интерактивные технологии для творческого учителя», проект «Самоучительская» (руководитель М.А.Коломийцев – российский педагог). Прошла обучение в рамках дистанционной программы профессионального развития для учителей «Маршрут в будущее», по специализации учебный дизайн, дистанционный онлайн-курс «Визуализация как способ развития учебно-познавательных и цифровых компетенций». Я сразу стала применять полученные знания на практике. Таким образом, собралось много материалов, дидактических заданий по различным темам. Изучение сервисов по визуализации позволило структурировать материал по классам и разделам в блоге.

Представляю алгоритм работы с блогом “Трудовое обучение”, который предлагаю учащимся для работы на уроке и во внеурочной деятельности.

 

Третьим ведущим фактором в развитии компетенций является мотивация к самообразованию, стремление к саморазвитию и самореализации. У меня было огромное желание работать в этом направлении и применять свои знания в своей деятельности. Степень моей активности как человека в формировании собственной судьбы во многом определялось умением ставить перед собой цели.

Четвертый фактор – расширение социально-профессионального окружения в результате поглощенности профессиональной деятельностью. Участие в конкурсах педагогического мастерства, в НПК показало значимость проделываемой работы.

С целью совершенствования педагогического мастерства в 2016 году принимала участие в интернет-проекте «IT-решения для образования будущего», организованном Минским городским институтом образования. Блог «Трудовое обучение» был представлен на открытой районной научно-практической конференции «Ашмянскі ТЭМП – творчасць, эксперымент, майстэрства педагогаў» (1-е место), на районном конкурсе «Дистанционный учитель – 2017» в номинации «IT-урок» (1-е место).

Значимым результатом моей работы стало участие в областном этапе конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» (2018 год). ЭОР «Трудовое обучение» награждён дипломом 2-е степени.

На протяжении всего времени принимаю активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов. Делюсь своим опытом работы с коллегами.

На курсах повышения квалификации в ГрОИРО «Формирование предметных и метапредметных компетенций на уроках трудового обучения» поделилась своим опытом применения приемов и средств формирования предметных компетенций на уроках и факультативах. В 2020 году приняла участие в дистанционном областном семинаре «Использование информационных технологий на учебных занятиях и во внеурочной деятельности по трудовому обучению» с темой «Использование блога учителя обслуживающего труда для повышения мотивации учащихся к учебному предмету «Трудовое обучение». Я познакомила учителей с применением на разных этапах урока интеллектуальной игры «Медиа-азбуки» и возможностью коллективной работы с совместным доступом по её созданию на обобщающих уроках.

Пятый фактор – материальное стимулирование согласно положению о порядке и условиях установления стимулирующих и компенсирующих выплат работникам в школе. Любой вид моей деятельности как педагога был вознагражден материально.

Шестой фактор – участие в сетевых сообществах «Мы все Genially», Nastaunik.info, «#Маршрут в будущее» и других способствуют расширению социально-профессионального окружения. В неформальных группах происходит обмен опытом на стадии потребности распространения собственного педагогического опыта. Общение в социальных сетях способствует самостоятельному и углубленному изучению новых возможностей разнообразных сервисов и более широкому применению в образовательном процессе. За последние годы был изучен новый сервис «Miro» для визуализации и создании ментальных карт. В своей работе стала применять QR-коды. Незаменимым помощником в работе для создания облаков слов стал «Mentimeter».

В настоящее время проводится множество вебинаров, семинаров, онлайн-курсов. Так, онлайн-курс «Цифровой педагог: как эффективно работать онлайн» позволил мне изучить инструменты проведения онлайн-занятий, особенности использования инструментов Zoom, Moodle, Discord, Skype, BigBlue Buttom, особенности организации онлайн-взаимодействия с использованием онлайн-досок на занятии. Использование сервисов Trello и Slack позволило организовать проектную работу учащихся. С помощью инструментов геймификации можно создавать образовательный продукт с использованием игровых правил для достижения реальных образовательных целей. Летом 2021 года приняла участие в «Эдутон #летніфармат» образовательной компании Edcamp (сообществе творческих учителей) в нашей стране, где получила огромный опыт по разработке проектов в творческих группах. Результатом обучения стал проект «Авось&кА» экологической инициативы по популяризации использования тканевых сумок для улучшения климата на планете и уменьшения использования пластика.

Седьмой фактор – внутренняя мотивация. Компоненты компетентности будут развиваться и проявляться только в процессе выполнения интересной для человека деятельности. При внутренней мотивации развивается и мотивация к достижению успеха. Развитие одной компетенции приведет к развитию других: социально-психологической, коммуникативной, предметной, рефлексивной и креативной.

Таким образом, ни один из перечисленных факторов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий