Мастер-класс «Физическая игрушка как средство развития креативного мышления учащихся»

- 18:03II И III СТУПЕНИ, Методичка, Физика. Мастер-класс

 

Александр КОЗУЛЯ, учитель физики и астрономии
ГУО «Каменский детский сад – средняя школа Кормянского района»
Татьяна ДРОЗДОВА, методист
ГУ «Кормянский районный учебно-методический кабинет»,
Гомельская область

 

 

           

Изучение физики в учреждениях общего среднего образования имеет большое значение в подготовке учащихся к жизни в современном мире техники, а также в формировании их общего мировоззрения. В современных условиях кроме формирования у школьников глубоких и прочных знаний физики выдвигаются задачи создания оптимальных условий для развития каждого учащегося, воспитания человека с новым уровнем создания, способного к самооценке и критическому мышлению, основанному на естественнонаучном мировоззрении.

С 7-го класса в учреждениях образования начинается изучение нового предмета – физики. Как было бы хорошо, если бы каждый человек понимал значимость науки физики, её необходимость. Ведь, если вдуматься, физика нужна всем: токарю и пахарю, врачу и космонавту, клоуну и инженеру. Но физика – это не только серьёзные книги и сложные приборы, физика – это и удивительно простые опыты, показанные в кругу друзей, это игрушки-самоделки, которые вы можете сделать своими руками, это занимательные фокусы и интересные исследования того или иного физического явления.

В Каменском детском саду – средней школе Кормянского района проведено заседание районного методического объединения учителей физики и астрономии по теме «Методика проведения учебного эксперимента по физике и представление его результатов средствами визуализации». Учитель физики Александр Козуля провел мастер-класс с применением игровых методов, физических игрушек, техник визуализации.

 

Цель: предполагается, что к концу мастер-класса педагоги будут иметь представление по применению техник визуализации, сделают физическую игрушку, проанализируют целесообразность применение физических игрушек на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи:

— углубить предметные знания педагогов по применению техник визуализации;
— показать важность эксперимента как средства визуализации для развития креативного мышления учащихся;
— доказать важность использования физических игрушек на уроках физики;
— изготовить физическую игрушку.

 

Ход мастер-класса

I Организационно-мотивационный этап

Прием «Сегментация круга». Мастер предлагает участникам встать в круг и проводит воображаемый диаметр круга от себя к участнику, стоящему напротив. Таким образом, педагоги поделены на две группы. Участники занимают места согласно сформированным группам.

 

II Этап актуализации субъективного опыта участников. Целеполагание

Креативность – это значит копать глубже,
Смотреть лучше, исправлять ошибки,
Беседовать, нырять в глубину,
Проходить сквозь стены, зажигать солнце,
Строить замок на песке, приветствовать будущее
Поль Торранс

 

С самого раннего детства начинается наше знакомство с физикой. Играя, мы не обращаем внимания на встречающиеся в устройстве и работе игрушек физические явления и законы. Внимательно посмотрев на игрушки, которые в большом количестве есть в каждом доме, в том числе и в моём, я нашел в них много материала, который требует объяснения с физической точки зрения. Поэтому я решил отразить мир физики через детские игрушки.

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако конкретно-исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр.

Разбираясь в принципах работы игрушек, можно лучше понять и одну из самых серьезных наук – физику, которая коренным образом изменила быт человека за последние несколько десятков лет. Любое движение любой игрушки можно объяснить с помощью физических и механических законов. Моя работа объединяет игрушки и увлекательную физику.

Эта тема актуальна, так как она повышает интерес к изучению физики и доступна людям разных возрастов, даже не обладающих большими знаниями в области технических наук. Каждый человек должен иметь представление о физических явлениях и законах, с которыми непосредственно сталкивается в повседневной жизни с самого раннего детства.

 

III Теоретический этап

Разминка «Ты мне, я тебе»

Мастер. Я буду подходить к вам, и задавать вам вопросы.

1. Прибор для измерения силы тока? (Амперметр)
2. Единица измерения длины? (Линейка)
3. Прибор для измерения давлений, больших или меньших атмосферного? (Манометр)
4. Прибор для измерения сил? (Динамометр)
5. Прибор для измерения атмосферного давления? (Барометр)
6. Прибор для измерения напряжения? (Вольтметр)
7. Прибор для измерения температуры? (Термометр)
8. Прибор для регулирования силы тока в цепи? (Реостат)
9. Как можно назвать одним словом все перечисленное? (Наглядность)

 

Мастер. Для осуществления учебной деятельности применяются репродуктивные и поисковые методы, практические, наглядные и словесные методы, дедуктивные и индуктивные методы, различные методы организации самостоятельной работы. Одним из ключевых методов, который можно использовать на различных этапах обучения, является наглядный метод.

Наибольшую эффективность наглядные методы демонстрируют при объяснении сложной информации, при потере или снижении внимания со стороны аудитории, так как они позволяют эмоционально воспринимать материал. Кроме того, активное применение наглядных методов обучения позволяет одновременно развивать конкретное и абстрактное мышление у учащихся.

Применение средств наглядности также способствует:

— развитию психики учащихся;
— улучшению качества усвоения учениками новой информации, а также приобретению более осознанных и прочных знаний;
— расширению педагогических возможностей учителя;
— формированию познавательного интереса у учащихся;
— более активному участию учеников в процессе изложения учителем нового материала.

 

Типы физических приборов и их особенности. В зависимости от целей и условий проведения опыты, которые проводятся в кабинете физики, делятся на:

— демонстрационные;
— фронтальные (осуществляются при выполнении лабораторных работ);
— физического практикума (выполняются учащимися).

 

IV Практический этап. Занимательные опыты

1 Демонстрация электризации

Группа 1 получает набор: эбонитовая палочка, кусочек шерстяной ткани, фольга.

Задание: показать процесс электризации.

 

Группа 2 получает набор: ручка, лист бумаги.

Задание: показать процесс электризации.

 

Мастер. В физике электризацией называют процесс, при котором происходит перераспределение зарядов, на поверхностях разнородных тел. При этом на телах скапливаются заряженные частицы противоположных знаков.

 

2 Демонстрация расширения тел

Группа 1 и 2 получают набор: дощечка деревянная, гвозди, свеча, спички, монетка, молоток, металлический шар.

Задание: при помощи данного набора сделать и продемонстрировать процесс расширения тела.

 

Мастер. Тепловое расширение (также используется термин «термическое расширение») – изменение линейных размеров и формы тела при изменении его температуры.

Количественно тепловое расширение жидкостей и газов при постоянном давлении характеризуется изобарным коэффициентом расширения (объёмным коэффициентом теплового расширения).

 

3 Эксперимент «Заставим скрепку плавать»

Группа 1 и 2 получают набор: емкость с водой, скрепки, пинцет.

Задание: сделать так, чтобы скрепка плавала на поверхности воды.

 

Мастер. Скрепка может плавать по поверхности воды благодаря особому свойству воды – поверхностному натяжению. Молекулы воды полярны. Положительно заряженный конец одной молекулы притягивается к отрицательно заряженному концу другой. На каждую молекулу со всех сторон действует притяжение других молекул, окружающих.

 

4 Как достать монетку, не замочив пальцы

Группа 1 и 2 получают набор: газета, стакан с водой, монеты, тарелка, свеча, спички, нитки.

Задание: достать монетку из стакана не замочив руки.

Мастер. При нагревании воздух выходит из стакана, и благодаря разности атмосферного давления внутри стакана вода втянется внутрь стакана.

 

5 Раздели игрушки по группам

Мастер. В мешочке находятся игрушки. Вам необходимо их разделить по группам и рассказать, при изучении каких тем их можно использовать: инертные игрушки; заводные игрушки; игрушки, действие которых основано на различном положении центра тяжести; звуковые игрушки; гироскопические игрушки; магнитные игрушки; игрушки, растущие в воде; игрушки, действие которых основано на существовании архимедовой силы; игрушки, действие которых основано на законах оптики.

 

6 Сделай игрушку

Мастер. Из предложенного набора материалов необходимо сделать игрушку по определенному принципу. Описать. Продемонстрировать принцип действия. Вывод.

Группа 1 получает набор: картон, ножницы, маркер, двухсторонний скотч, магниты (2 шт.), штатив (2 шт.), нитки (2 шт.).

Задание: сделать игрушку, работающую по принципу магнитных игрушек

Вывод: при изобретении мы использовали принцип работы магнитных игрушек для усвоения материала по электризации тел и тем самым показать детям, что действительно одноименные заряды взаимно отталкиваются, а разноименные притягиваются.

 

Группа 2 получает набор: карандаш, ножницы, картон, скрепка, скотч, клей, пластилин, цветные маркеры.

Задание: сделать игрушку, действие которой основано на различном положении центра тяжести.

Вывод: центр тяжести – геометрическая точка, неизменно связанная с твердым телом, через которую проходит равнодействующая всех сил тяжести. Проделывая такой опыт, мы наглядно продемонстрировали, что если сместить центр тяжести, можно добиться устойчивого равновесия.

 

V Рефлексивный этап

Мастер. Давайте проанализируем и оценим нашу работу. Достигли ли  поставленной цели. Какие знания, опыт вы получили.

Прием «Оценочное окно»

 

Используемая литература

1 Бугаев, А.И. Методика преподавания физики. Теоретические основы / А.И.Бугаев. – М. : Просвещение, 1981. – 288 с.
2 Володько, Е.Н. Демонстрационный эксперимент с минимальным оборудованием на уроках физики / Е.Н.Володько. – Мозырь : Белый Ветер, 2002.
3 Литвиненко, В.Н. Задачи на развитие пространственных представлений : Кн. для учителя / В.Н.Литвиненко. – М. : Просвещение, 1991. – 127 с.
4 Маркович, Л.Г. Физика удивительных игрушек / Л.Г.Маркович. – Минск : Красико-Принт, 2000.
5 Основы методики преподавания физики / Под ред. А.В.Перышкина, В.Г.Разумовского, В.А. Фабриканта. – М. : Просвещение, 1997. – 398 с.
6 Том Тит. Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения / Пер. с франц. – М. : Издательский Дом Мещерякова, 2008.
7 Юфанова, И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе / И.Л.Юфанова. – М. : Просвещение, 1990.
8 Я познаю мир. Наука в загадках и отгадках. – М. : Астрель: Хранитель, 2007.
9 http://festival.1september.ru/articles/418063/ – игрушки действие которых основано на Архимедовой силе.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий