Профилактика экстремизма в молодежной среде. Программа психологического тренинга

- 15:06Психологическая помощь

Автор предлагает программу психологического тренинга, посвящённого профилактике экстремизма в молодежной среде. Комплекс игр и упражнений направлен на развитие личностных качеств, которые помогут молодым людям противостоять экстремистской идеологии. Тренинг также содействует развитию толерантности, способности делать продуманный и ответственный выбор и отстаивать своё мнение.

 

 

Екатерина КОВАЛЕНКО,
магистр психологических наук

 

 

 

Сегодня мы наблюдаем, как молниеносно возрастают разрушительные возможности экстремизма. Это связано с быстрым развитием современных информационно-коммуникационных технологий, приемов психологического воздействия и управления сознанием, преступным сотрудничеством экстремистских организаций с криминальными, теневыми финансовыми и политическими структурами. Для молодого поколения крайне важно уметь распознавать манипулятивное воздействие и противостоять ему.

Наиболее эффективная стратегия противостояния экстремизму – профилактика. Она определяется как система мероприятий, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется. Цель профилактических мероприятий – предупредить и ликвидировать экстремизм на этапе зарождения, не давая ему окрепнуть и многократно усилиться за счет международных связей и поддержки.

 

Основная задача тренинга – формирование у учащихся и студентов комплекса личностных качеств, делающих их неуязвимыми для пропаганды экстремистской идеологии путём создания искусственных ситуаций, активизирующих личностное развитие – психологических упражнений и игр. Среди других задач можно выделить развитие различных аспектов толерантности, способности делать продуманный и ответственный выбор и отстаивать свое мнение.

 

Цели тренинга:

– привить молодежи понимание различий между людьми и навыки безоценочного отношения к людям;

– сформировать умение слушать других, обогащать собственные представления за счет других и понимать их различие;

– отработать навыки убеждения, научиться находить понимание с группами, живущими по законам, отличающимся от наших;

– сформировать навыки уверенного, неагрессивного поведения в конфликте.

 

Целевая группа: учащиеся старших классов среднеобразовательных школ, студенты младших курсов высших учебных заведений. 10–15 человек.

 

Продолжительность: 8 встреч по 40 минут еженедельно.

 

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

 

ДЕНЬ 1

Вступительное слово ведущего

В любое время в разных социальных группах всегда находятся люди, демонстрирующие взгляды и поведение, которые крайне отличаются от большинства. Такая форма радикального отрицания существующих общепризнанных общественных норм и правил со стороны отдельных лиц или групп получила название «экстремизм». Это негативное и деструктивное социальное явление направлено против основ и уклада социальной общности (государства). К тому же оно очень искажает личностное развитие самого участника такой деятельности.

Наилучшим способом противостояния экстремизму является его профилактика. Поэтому сегодня и в последующие наши встречи мы будем использовать комплекс игр и упражнений, направленный на развитие различных аспектов толерантности, способности делать продуманный и ответственный выбор и отстаивать свое мнение. Цель первой встречи – формирование навыков безоценочного отношения к людям и понимания различий между людьми.

 

Упражнение «Сходства и различия»

Материалы: карандаши и бумага.

Инструкция. Соберитесь в пары, каждая – за отдельным столом. Найдите семь характеристик, которые есть в вашей паре у обоих, а затем – семь качеств, которыми вы отличаетесь. На листе бумаги на левой половине можно написать слово «сходства», а на правой – «различия». И запишите, чем вы похожи друг на друга, и чем отличаетесь.

Затем нарисуйте две картинки. На одной должно быть изображено что-то такое, чем вы похожи, а на другой – одно важное различие между вами. По завершении пары представляют свои рисунки группе, объясняют их и делятся своими соображениями по поводу сходства и различия людей.

Анализ упражнения. Ведущий задаёт вопросы «Что было сложнее найти – сходства или различия?», «Что из общих характеристик нравится вам больше всего?», «Какое отличие вам больше всего нравится?» Учащиеся аргументированно отвечают на вопросы.

 

Упражнение «Двадцать вопросов»

Инструкция. Учащиеся садятся в большой круг. Ведущий предлагает им сыграть в игру «Двадцать вопросов». Такое название упражнение носит потому, что ребята могут задать именно такое количество вопросов, чтобы угадать, кого из них загадал ведущий. По желанию можно спрашивать о внешнем виде участника, например, о цвете его глаз, можно спрашивать об особых качествах и умениях ученика (студента), о чертах его характера. Когда у кого-то возникнет идея, следует молча поднять руку, сразу никого не называя. Лишь только тогда, когда получены ответы на все двадцать вопросов, молодые люди делятся своими предположениями о загаданном человеке.

Анализ упражнения. Ведущий предлагает обсудить следующие вопросы: «Кто быстро угадал, о ком идет речь?», «Есть ли среди твоих знакомых люди, похожие друг на друга?», «Можешь ли ты назвать двух людей, которые во всем отличаются друг от друга?», «Есть ли кто-нибудь, кто похож на тебя?»

Заключительное слово ведущего. Различия – это нормально. Это закон природы. Поэтому неправ тот, кто негативно относится к людям, не похожим на него внешностью, взглядами, манерой поведения. Во время упражнений мы всматривались друг в друга, находили сходства и различия, отмечали особенности. И теперь прекрасно понимаем, что все люди разные, и каждый имеет право на проявление своей индивидуальности.

 

ДЕНЬ 2

Ведущий приветствует участников встречи и обозначает цели второго занятия: развить умение слушать других, обогащая собственные представления по теме разговора, отработать навыки убеждения и нахождения аргументов в пользу своей позиции, презентационные навыки.   

 

Игра «Листок»

Материалы: мелкие объекты, похожие между собой и в то же время отличающиеся друг от друга. Это могут быть листья различных растений, ракушки, камушки, игрушки, фотографии людей и другие.

Порядок проведения.

  1. Ведущий предлагает участникам разделиться на группы по 3–5 человек и выбрать объект из числа других однородных.
  2. Каждая группа получает задание: пуская объект по кругу, рассмотреть его, при этом каждый должен сказать о нем несколько слов, не повторяя того, что уже было сказано (это могут быть слова о самом предмете, слова-ассоциации, воспоминания).
  3. Ведущий собирает и перемешивает объекты.
  4. Ведущий просит подойти к столу по два человека от каждой группы (другие члены групп могут помогать им с места). Предметы, с которыми работали группы, лежат на столе вперемешку с другими. Задание – найти свой объект.
  5. Каждая группа доказывает, что это их предмет, повторяя рассказы о его отличительных особенностях.

 

Упражнение «Семь богатырей»

Инструкция. Одна участница играет роль царевны. Остальные делятся на команды по 3–4 человека.

Ведущий. Для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку А.С.Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но наши богатыри, я думаю, лучше, чем сказочные, смогут убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки. Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.

Рефлексия. После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого. Ребята рассказывают, какие эмоции испытывали, выполняя это упражнение.

В заключение ведущий подводит итоги, благодарит участников игры за проявленное умение вглядываться в природу и подчеркивает, что если даже объекты так не похожи друг на друга, то как же должны различаться между собой такие сложные существа, как люди!

 

ДЕНЬ 3

Ведущий приветствует участников встречи и обозначает цели третьего занятия: научиться находить понимание с группами, живущими по законам, отличающимся от наших, сформировать умение делать обоснованный выбор и аргументировать его, а также принимать выбор другого человека.

 

Упражнение «Три правила общения»

Инструкция. Группа делится на две равные части (земляне и инопланетяне). Инопланетяне выходят из аудитории. Земляне получают инструкцию: «На нашу планету прилетел корабль инопланетян. Чтобы установить положительный контакт им нужно понять, по каким правилам мы общаемся. Эти правила таковы: инопланетянам мужского пола могут отвечать только земляне женского пола, и все ответы начинать со слова «да». Инопланетянам женского пола на все их вопросы отвечают только земляне мужского пола, и всегда начинают ответ со слова «нет». Когда отвечают земляне одного пола, то земляне другого пола, не имея права говорить, очень выразительно сопровождают ответы мимикой и жестами.

В разных вариантах игры правила могут меняться, усложнятся или упрощаться. Для инопланетян читается инструкция: «Вы прилетели на нашу планету, на которой действуют три правила общения. Можно спрашивать о чем угодно, но главная задача – понять эти законы. У вас есть для этого 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше».

Рефлексия. Ведущий задаёт вопросы: «Как вы себя чувствовали, не понимая правил ответов?», «Какие были идеи и предположения, кроме правильных?», «Какие вопросы вы считаете наиболее удачными для понимания правил общения?», «Что помогло группе прийти к решению?», «Что бы вы сделали по-другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение?»

 

Упражнение «Четыре угла – четыре выбора»

Материалы: таблички с позициями, относительно которых нужно сделать выбор.

Этапы игры. В четырех углах комнаты прикреплены четыре листа бумаги, на которых написаны разные цвета – синий, красный, белый и черный. Участникам необходимо стать в центр помещения, можно пройти по комнате, подумать, а по сигналу ведущего каждый должен подойти в тот угол, цвет листа которого он выбрал. После сигнала ведущий обращает внимание участников на то, кто оказался в числе их единомышленников, а кто занял другую позицию. Теперь каждый очень коротко обосновывает свой выбор. Первый раунд – тренировочный.

Во втором раунде можно написать на листах содержательные различия. Например, «Все обязательно должны участвовать в выборах», «В выборах участвовать не нужно», «В выборах должны участвовать те, у кого есть желание», «Выборы вообще проводить не нужно».

Эта игра позволяет обсуждать проблемы любой тематики, в том числе экстремизма, убеждать и формировать социальную направленность участников. После каждого раунда игроки собираются в середине комнаты. Порядок игры соблюдается четко: участники должны останавливаться возле того листа бумаги, надпись на котором нравится им больше всего. При этом они запоминают всех остановившихся рядом.

Обсуждение игры. Вопросы ведущего могут быть такими: «Какие участники чаще всего оказывались в одной и той же группе?», «Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще ни разу?», «Что интересного каждый из вас узнал о других членах группы?», «Изменилось ли ваше мнение об отношении к проблемам, обсуждаемым на игре».

Заключительное слово ведущего. Он подводит итоги, благодарит участников игры за проявленные творческие способности и смекалку и подчеркивает, что каждый человек должен уважительно относиться к людям, живущим по другим законам. Мы должны уметь делать обоснованный выбор и аргументировать его, а также принимать выбор другого человека.

 

ДЕНЬ 4

Ведущий приветствует участников встречи и обозначает цели четвертой встречи: рефлексия и анализ предрассудков и стереотипов в отношении разных групп людей.

 

Упражнение «Фирменный поезд «Республика Беларусь»

Список возможных пассажиров.

  1. Учительница средних лет из небольшого городка.
  2. Православный священник.
  3. Американский турист
  4. Мусульманин-татарин.
  5. Милиционер-сержант.
  6. Католический священник – литовец.
  7. Хозяйка палатки с вещевого рынка, следующая в Москву за товаром.
  8. Молодой человек – футбольный болельщик с бритой наголо головой и в шарфике цветов любимой команды.

9.Чиновник среднего ранга.

  1. Девушка ультрасовременного вида, очень модно и нестандартно одетая.
  2. Бизнесмен средней руки.
  3. «Бизнес-леди» – женщина, очень уверенная в себе и своих способностях вести дела с мужчинами на равных.
  4. Человек, одетый примерно так же, как вы.
  5. Инженер нефтедобывающей компании.
  6. Черноволосый, черноглазый, смуглый человек.
  7. Китаец, студент университета.

 

Этапы игры.

  1. Каждому участнику выдается «Список пассажиров поезда».
  2. Ведущий озвучивает суть игры: «Представьте себе, что вам предстоит семь дней ехать в поезде. В вашем купе должны ехать еще три человека, и вам дали право выбрать себе попутчиков. С кем из перечисленных пассажиров вы бы хотели ехать вместе? Выберите трех человек. С кем вы бы предпочли не ехать? Выберите еще троих. Подумайте над причинами своего выбора».
  3. После того как выбор сделан, ведущий просит ребят разбиться на группы и сделать следующее:

– сравнить выбор каждого из участников, найти сходства и различия;

– подумать над причинами, которые предопределили выбор разных людей;

– совместно подготовить общий список трех наиболее желательных и трех наиболее нежелательных попутчиков;

– обратить внимание на персонажей, которые вызывают наибольшие разногласия, и отметить их особо.

Если группа никак не может прийти к общему мнению, подготовить рассказ о персонажах, по поводу которых было наибольшее количество споров, запомнить доводы «за» и «против».

  1. Каждая группа должна рассказать, какие из вариантов вызвали больше всего разногласий. Обратить внимание на предпочтения участников, на тех, кто оказался в списке отвергаемых, а также на то, как участники объясняют свой выбор, делают ли обобщения (они все такие). Используются ли распространенные мнения о представителях тех или иных групп или национальностей?

Вместо заключительного слова ведущего – обсуждение результатов работы.

Группы обсуждают вопросы ведущего. Основная задача – показать, что все свойства, приписываемые образам пассажиров, не являются достоверными, а рождаются из стереотипов, которые в большинстве случаев не подтверждаются их опытом.

Примерные вопросы для обсуждения.

– Какие основные факторы оказались решающими в вашем личном выборе? На чем основаны эти факторы? На чьих-то рассказах? Был ли у вас личный опыт контактов с этой категорией людей?

– Если группа не пришла к единому мнению, то почему?

– Что было труднее всего в обсуждении внутри группы?

– Какие представления о разных группах людей стали определяющими в подготовке списка желательных и нежелательных пассажиров?

– Всегда ли истинны, с вашей точки зрения, эти представления в отношении членов данных групп или часто являются лишь плодом нашего воображения?

– Чем руководствовались при выборе попутчиков?

– Что цените и что несущественно в окружающих людях?

– Оказывался ли кто-либо из присутствующих в ситуации, когда о нем судили как о представителе некоей группы, а не как о самостоятельной личности?

– Откуда исходят эти представления?

– Что почувствовали бы вы, если бы никто не захотел ехать с вами в одном купе?

 

ДЕНЬ 5

Ведущий приветствует участников и обозначает цель пятой встречи: сформировать у участников уважение к другим людям и их правам.

 

Упражнение «За что я уважаю…»

Ведущий говорит школьникам (студентам), что можно не любить человека, но уважать его за те или иные качества. Предлагает тем ребятам, которые считают, что они уважают своих товарищей, поучаствовать в соревновании. Для этого выбираются два участника. Они по очереди заканчивают предложение: «Я уважаю (называют имя участника тренинга) за его (называют качество)». Повторять названных участников нельзя. Тот, кто будет думать более трех секунд, считается проигравшим.

 

Упражнение «Портрет»

Ведущий просит ребят подумать, какие качества в других людях, по их мнению, достойны уважения, затем поразмышлять над тем, присутствуют ли они в них самих. Можно «нарисовать» устный портрет сверстника, учителя, родителя, который вызывает уважение у большинства учащихся.

 

Упражнение «Мои права и права других людей»

Материалы: ватман, маркеры, ножницы, цветная бумага, скотч.

Этапы игры. Работа осуществляется в мини-группах по 4–6 человек. Участники представляют, что они – члены Конституционной комиссии, которым предстоит написать Декларацию прав молодых людей. Победит та комиссия, которая включит как можно больше дел, которые всем нравятся и в то же время не причиняют ущерба окружающим. Время работы Конституционных комиссий – 25 минут. При написании Декларации необходимо помнить следующие принципы: «Твои права не должны влиять на права другого человека», «Осуществление твоих прав должно зависеть не от других, а только от тебя самого».

Как только Декларации будут написаны, каждой группе предоставляется возможность представить их. Остальные участники могут задавать вопросы и вносить свои правки.

Рефлексия. Ведущий предлагает вопросы: «Что вы бы очень хотели вписать в декларацию, но не получилось? Почему не получилось? Почему важно уважать права другого человека, чтобы уважали твои права? Как вы понимаете выражение «Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека».

Заключительное слово ведущего. Он предлагает участникам подумать над вопросом: «Бывает ли так, что человека не за что уважать?» В результате обсуждения делается вывод, что мнение о том, что некоторых людей не за что уважать, является неверным. В каждом человеке есть «светлая» сторона, хотя она в данной ситуации может и не проявляться. Ведущий подчеркивает, что каждый человек обязан уважать права других людей, пусть даже не похожих на нас. Различия между людьми – это нормально.

 

 

ДЕНЬ 6

Ведущий приветствует участников и обозначает цели шестого занятия: снятие негативных стереотипов по отношению к другим людям, развитие умения акцентировать внимание окружающих на себе, на своей информации без физического воздействия и агрессии.

 

Упражнение «Фотография»

Материалы: Цветные фотографии выдающихся людей, незнакомых участникам игры. Игра будет интереснее, если на фото будут самые разные люди: актеры и ученые, преступники и шпионы, домохозяйки и космонавты, представители разных этнических групп, пола и возраста.

Ведущий: Вам выдаются фотографии незнакомых людей. Всмотритесь в эти лица, обратите внимание на взгляд, позу, одежду. Попробуйте определить уровень уверенности в себе людей на фотографиях. Опишите их характер, настроение, род занятий, привычки, стиль жизни, семейное положение и другие характеристики. Попробуйте выделить главное положительное и главное отрицательное свойство, которым, на ваш взгляд, должен обладать этот человек.

После выполнения инструкции осуществляется сравнение полученной характеристики с реальной биографией человека на фотографии. Если количество участников невелико, возможно публичное сравнение каждого и обсуждение ошибок и их причин (стереотипов). Возможна самостоятельная работа – после создания характеристик участнику выдается информация о реальном человеке, и он сам проводит сравнение, а озвучивает только результаты.

Рефлексия. Предлагаются вопросы:

– Насколько точно вы определили характеристики человека на фото?

– Почему вы приписали человеку эти свойства?

– Попробуйте понять, смогли бы вы дружить с этим человеком? Почему?

– Если нет, то, какие отношения могли бы сложиться между вами? Почему?

– Бывает ли, что в жизни вы судите о человеке без достаточных оснований? Насколько допустимо такое отношение к человеку?

 

Упражнение «Всеобщее внимание»

Инструкция. Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу – любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Рефлексия. Вопросы для обсуждения:

– Кто считает, что ему удалось привлечь внимание?

– Сколько человек он привлек? Подтверждают ли эти люди, что действительно обратили на него внимание?

– За счет каких средств вы пытались привлечь внимание? Почему вам это удалось (не удалось)?

– Чьи способы привлечения внимания вам очень не понравились? Почему? А чьи понравились?

 

Заключительное слово ведущего. Благодарит участников игры за проявленную активность и напоминает о необходимости избавления от негативных стереотипов по отношению к другим людям. Ведущий рекомендует участникам развивать умение акцентировать внимание окружающих на себе, на своей информации без физического воздействия и агрессии.

 

ДЕНЬ 7

Ведущий приветствует участников встречи и обозначает цели седьмой встречи: формирование способов уверенного отказа, навыков уверенного, неагрессивного поведения в конфликте.

 

Упражнение «Правила уверенного отказа»

Материалы: Ватман, маркеры.

Инструкция. Работа осуществляется в группах по 6–7 человек. Участникам предлагается разработать и презентовать правила уверенного отказа (можно использовать рисование, по возможности – электронные презентации). После выработки правил каждая команда демонстрирует свою презентацию. Другие участники участвуют в обсуждении. Для примера может быть предложен один из вариантов правил уверенного отказа:

  1. Уверенный отказ должен быть обдуман и иметь серьезные основания прежде всего для вас (просьба нарушает принятые в обществе и государстве правила поведения, нарушает ваши личные правила и принципы, у вас нет возможности выполнить эту просьбу, выполнение этой просьбы вызовет дискомфорт и проблемы для вас).
  2. Если считаете нужным в чем-либо отказать человеку, четко и однозначно скажите ему: «НЕТ». Объясните причину отказа, но не извиняйтесь.
  3. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.
  4. Смотрите на человека, с которым говорите, наблюдайте, есть ли в его поведении какие-либо признаки неуверенности в себе, следите за его позой, жестами, мимикой.
  5. Не обижайте, не оскорбляйте человека и не будьте агрессивными.

После обсуждения всех вариантов в итоге должна появиться единая схема отказа.

Рефлексия. Ведущий задаёт вопросы: «Легко ли следовать правилам, которые вы выработали совместными усилиями?», «Какие способы отказа для вас являются наиболее приемлемыми?»

 

Упражнение «Наезды»

Этапы игры. В центр круга приглашается один из участников. Остальным предлагается предъявлять ему различные придуманные претензии (Почему опоздали? Почему в таком виде? Что с настроением?). Все претензии должны звучать агрессивно. Тот, кому предназначены претензии, должен преобразовать внешнюю агрессию, ответив на выпады оппонентов с улыбкой, без оправданий. Участники по ходу действия отмечают для себя те ответы, которые вызвали желание убрать агрессию и те ответы, которые стали раздражать еще в большей степени. Эти данные используются при рефлексии. Участника в круге можно несколько раз поменять.

Рефлексия. Вопросы для участников:

– Легко ли было выполнить задание и ответить на выпад позитивно, не оправдываясь и не переходя на агрессию?

– Почему не каждый может принять агрессивный выпад конструктивно?

– Какие ответы оказались наиболее удачными? Почему? Какие ответы оказались особенно неудачными? Почему?

– Что бы было при агрессивных ответах на претензии?

Заключительное слово ведущего. Подводит итоги, делает выводы. Благодарит участников игры за проявленную активность. Он подчеркивает важность владения различными способами уверенного отказа и говорит о необходимости формирования навыков уверенного, неагрессивного поведения в конфликте.

 

 

ДЕНЬ 8

Заключительное занятие-рефлексия

 

Ведущий поздравляет участников с окончанием цикла тренингов и предлагает провести последнее занятие в форме дискуссии. С самого начала занятия все школьники (студенты) вместе с ведущим садятся в круг.

Ведущий. Давайте посмотрим друг на друга. Вспомним каждого из нас, наши действия, проявления в ходе работы (тренер дает участникам возможность подумать в течение 2–3 минут). А сейчас все мы будем, бросая по очереди друг другу этот мяч, говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому его бросаем. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого.

Затем участники обсуждают следующие вопросы.

– Какие чувства вы испытывали во время тренинга?

– Возникали ли трудности? Если да, то какие?

– Какой опыт оказался наиболее ценным для вас?

– Было ли вам тяжело давать товарищам обратную связь?

– В чем это проявилось?

– Что было тяжело?

– Какую обратную связь вы получили?

– Какие игры и упражнения запомнились больше всего?

– Согласны ли с тем, что услышали от товарищей в ходе работы?

– Как собираетесь поступить с тем, что услышали?

– Значима ли для вас обратная связь, которую вы получили?

– Какие выводы вы сделали для себя по итогам всех встреч?

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий