Калейдоскоп профессий. Сценарий квест-игры

- 17:17Воспитательная работа, Профориентация, Сценарии

Ольга ДУБРОВСКАЯ,
учитель математики  
ГУО «Субочский УПК детский сад – средняя школа» 
Волковысского района, 
Гродненская область

       

 

                                                                                            

Цель: создание позитивной мотивации учащихся к осознанному выбору будущей профессии через активную творческую и познавательную игру.

Задачи мероприятия:

– предоставить возможность проявить индивидуальные творческие способности и таланты каждому участнику профессионального квеста;
– способствовать профессиональному самоопределению участников;
– создать условия для обогащения представлений обучающихся о профессиях, разных видах профессиональной деятельности;
– способствовать выявлению познавательных творческих возможностей;
– развивать коммуникативные и личностные компетенции через командную форму работы, создание мотивирующей среды.

Целевая аудитория: учащиеся 8–9-х классов.

Форма мероприятия: квест-игра.

Время мероприятия: 1,5–2 часа.

Оборудование: музыка (мелодия из «Форт Боярд», фонограммы для конкурса «Угадай мелодию»), маршрутные листы, презентации, раздаточный материал (приложения), дипломы, памятные призы.

 

Краткое описание мероприятия

Подготовительный этап

Создается счетная комиссия (администрация, учителя). Перед игрой класс делится на две команды, состоящие из 6 человек. В каждой команде выбирается капитан, у которого во время игры находится маршрутный лист. На листе указаны станция, место ее нахождения, порядок прохождения. Для каждой команды маршрут начинается с разных станций, чтобы избежать «пробок». План квеста и маршрутные листы прилагаются (Приложения 1, 2).

Приложение 1
Приложение 2

 

Основной этап

Следуя маршрутному листу, участники проходят все станции по указанному маршруту. На каждой станции присутствует ведущий (учащийся 10-го класса), который проводит с каждой командой свой конкурс, викторину или задание. Команды выполняют предложенные задания на каждом этапе квеста и зарабатывают баллы. Участники одной команды могут помогать друг другу, общаться между собой, анализировать предложенную ситуацию.

Заключительный этап

По окончании мероприятия маршрутные листы сдаются в комиссию, члены комиссии подсчитывают баллы, распределяют призы по номинациям, оглашают результаты игры, проводят награждение.

 

Сценарий мероприятия

Ведущий 1.  Добрый день, дорогие ребята!

Ведущий 2.  Здравствуйте, уважаемые гости!

Ведущий 1.  Мы рады приветствовать вас на игре «Калейдоскоп профессий».

Ведущий 2.  Выбор профессии в жизни каждого человека – это, в известной мере, выбор судьбы. А принимая во внимание то, что мир профессий в начале XXI века вырос до 40 тысяч, с каждым годом становится все труднее и труднее выбрать в этом океане дело своей жизни, чтобы оно было и по вкусу, и по плечу, и, что немаловажно, достойно оплачивалось.

Ведущий 1. Наша игра будет проходить в режиме квеста. Вы разделитесь на 2 команды и посетите 6 станций. На каждой станции вы узнаете что-то новое о профессиях, а также сможете продемонстрировать свои знания, представления о сферах трудовой деятельности, принять участие в конкурсах и играх.

Ведущий 2. Выполняя задания, вы будете набирать призовые баллы, которые в конце игры подсчитает счетная комиссия. В ее состав входят… (представление членов комиссии).

Ведущий 1. Таким образом, мы узнаем, какой класс лучше всех ориентируется в многообразии мира профессий.

Ведущий 2. Ваша задача: пройти все станции, отлично выполнить все задания и получить высшие баллы.

Ведущий 1. Наша квест-игра, как и любая другая игра, имеет ряд правил.

1. Передвигаться от станции к станции можно только взявшись за руки всей командой.
2. Активными должны быть все.
3. Не перепутайте порядок вашего движения.
4. Не консультируйтесь с членами других команд, не мешайте и не помогайте другим командам: идёт соревнование, и задача каждой команды – победить.
5. На выполнение всех заданий на каждой станции у вас 15 минут.

Ведущий 2. Мы всем вам желаем весело и интересно пройти все станции. Удачи. (Звуки гонга, команды уходят на маршрут).

1 станция «Отдел кадров».
2 станция «Медпункт» (профессии охраны здоровья).
3 станция «Салон красоты» (профессия «парикмахер»).
4 станция «Рататуй» (профессия «повар» и «официант»).
5 станция «Учительская».
6 станция « Финишная».

 

Методические материалы для работы на станциях

СТАНЦИЯ «ОТДЕЛ КАДРОВ»

Отдел кадров – это структура в организации, которая занимается управлением персонала. Отдел кадров является не только функциональной единицей, но еще и лицом компании, так как именно в отделе кадров любой соискатель начинает знакомиться с организацией.

Цель отдела кадров – это способствование достижению целей предприятия (организации) путем обеспечения предприятия необходимыми кадрами и эффективного использования потенциала работников.

Подбор работников ведется с помощью специально разработанных стратегий: подачи информации о вакансиях в СМИ и службы занятости населения, применения методик отбора, тестирования, процедур адаптации специалистов и последующего повышения квалификации.

Специальность “Управление персоналом” входит в десятку самых популярных и востребованных специальностей. Главные предметы специальности – дисциплины менеджмента. Так как квалифицированный HR-специалист – прежде всего руководитель-стратег, а уже затем психолог и социолог.

Сейчас я проверю, как вы знаете профессии. Вы будете зарабатывать баллы, выполняя определённые задания. Чем больше баллов вы заработаете, тем больше шансов на победу. Время – 15 минут.

 

Задание № 1 «Подбери синонимы»

Учащимся предлагается назвать, используя синонимы, представителей указанных профессий. Например: шофер – водитель.

Задания:

1. педагог – …(учитель, преподаватель);
2. врач – … (лекарь, доктор);
3. космонавт – … (астронавт);
4. повар – … (кулинар);
5. голкипер – … (вратарь);
6. парикмахер – … (цирюльник);
7. фокусник – …(иллюзионист, факир);
8. стюардесса–…(бортпроводница);
9. экскурсовод – … (гид);
10. арбитр – … (судья);
11. вокалист – … (певец);
12. охотник – … (зверолов, птицелов);
13. художник – … (живописец);
14. балетмейстер – … (хореограф);
15. скульптор – … (ваятель).

 

Задание №2 «Словарь профессий» (Приложение 3).

Учащимся выдаются карточки с названиями профессий и описаниями деятельности специалистов. Задача учащихся – соединить название профессии и ее описание. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Задания:

1. Аниматор – мультипликатор, художник, рисующий кадры для мультипликационных фильмов. Работник сферы развлечений. Массовик-затейник.
2. Мерчендайзер – специалист по продвижению продукции в розничной торговле. Основная его задача – поддерживать положительный имидж своей фирмы, обеспечивать выгодное расположение продукции на магазинных полках, отслеживать ее постоянное наличие в продаже. Он снабжает магазины рекламой, дарит от имени фирмы сувениры.
3. Архивариус – на предприятиях и в учреждениях организует хранение и обеспечивает сохранность документальных материалов. Систематизирует и ведет учет дел в архиве. Выдает документы для пользования, а также справки на основе сведений, содержащихся в документах архива.
4. Сомелье – работник ресторана, который отвечает за покупку, хранение и продажу вин.
5. Бондарь – специалист по изготовлению бочек.
6. Стрингер – журналист, первым пребывающий на место происшествия, показывает «правду без купюр».
7. Витражист – работает на предприятиях, выполняющих рекламно-оформительские и макетные работы. Вырезает и изготавливает по чертежам и шаблонам детали из стекла. На бесцветное стекло наносит узор гравированием или травлением. Загружает в печи разрисованные стекла для обжига. Изготавливает формы для отлива толстого стекла. Монтирует и устанавливает витражи, армирует их свинцовой, стальной или пластмассовой лентой.
8. Титестер – специалист по дегустации (оценке качества по виду, вкусу и запаху) чая.

 

Задание № 3 «Головоломка» (Приложение 4).

Найти профессии и разгадать головоломку.

Правила:

Слова не пересекаются и не образуют «крестов». Слова могут изгибаться только по горизонтали и по вертикали в любые стороны. Каждая буква может входить в состав только одного слова.

Ответы: учитель, дворник, ювелир, дирижёр, геолог, врач, юрист, делопроизводитель, артист, биохимик, метролог, скульптор.

За каждое слово – 1 балл.

 

СТАНЦИЯ «МЕДПУНКТ»

Как вы относитесь к своему здоровью? Бережно, охраняете его? Здоровье – одно из главнейших богатств человека. Думаю, вам известно немало профессий, представители которых помогают людям оберегать и поддерживать свое здоровье. Первая профессия, о которой мы вспоминаем, говоря о медицине и здравоохранении, конечно же… Правильно, врач.

А знаете ли вы, что в профессии «врач» существуют разные специальности? Пока молчите, не надо перечислять.

Сейчас с помощью актерских способностей ваших одноклассников мы вспомним и перечислим их, а также и некоторые другие профессии, относящиеся к области охраны здоровья.

 

Задание 1. Ассоциации (Приложение 5)

За удачный показ –1 балл.

В этой игре участникам предлагается почувствовать себя мастерами пантомимы и изобразить без слов, с помощью жестов и мимики, различные профессии и специальности, относящиеся к сфере здравоохранения. Из команды вызываются по желанию участники, которые вытягивают карточки со специальностями и показывают их команде. Остальные угадывают. (Каждой команде 6 карточек)

Окулист Отоларинголог (ЛОР) Фармацевт (аптекарь)
Хирург Физиотерапевт Санитар
Педиатр Стоматолог Медицинская сестра
Кардиолог Рентгенолог Ветеринар

 

Задание 2. Викторина

1 балл за верный ответ.

1 Этого пациента пытались вернуть к жизни доктор Сова, фельдшерица Жаба и знахарь Богомол Буратино 
2 Так в обиходе зовется «спиртовой раствор бриллиантового зеленого» Зеленка
3 Лекарства, используемые для лечения воспалительных процессов: пневмонии (воспаления легких), гнойных инфекций и др. Антибиотики
4 Три основных фактора жизни на Земле Воздух, вода, почва
5 Этого врача его пациенты называют «ухо-горло-нос» Оториноларинголог 
6 Посетители поликлиник не догадываются, что зовутся латинским словом «страдальцы» Пациенты
7 Именно его европейцы считают отцом медицины  Гиппократ 
8 Этот врачебный прием англичане образно именуют «поцелуем жизни» Искусственное дыхание 
9 Идея создания этой незаменимой службы возникла у врача Яромира Мунди после пожара в Венской опере, где пострадало много людей Служба скорой помощи
10 Животное, изображенное на эмблеме медиков Змея

 

СТАНЦИЯ «САЛОН КРАСОТЫ»

Кабинет оформлен как салон красоты. Команду встречает “парикмахер” (помощник).

Помощник: (рассказ сопровождается презентацией).

Слово “парикмахер” имеет французское происхождение (“perruque”) – накладка из волос, а в театре – одно из выразительных средств грима. О профессии парикмахера знали еще наши древние предки. В разные времена и в разных странах она именовалась по-разному: специалистов по причёскам называли брадобреями, цирюльниками, стригунами. Помимо стрижек и укладки волос парикмахеры занимались бритьём, маникюром, а нередко и выполняли обязанности врачей, подвергая своих клиентов нехитрым медицинским процедурам. В России парикмахеров называли цирюльниками. К цирюльнику приходило большое количество людей, чтобы побриться, постричься или сделать прическу. И только в наше время специализация парикмахеров сузилась – теперь они занимаются только причёсками. Профессия парикмахера всегда была и будет жизненно необходимой, так как в человеке заложено стремление к красоте и уходу за собой.

Давайте вспомним, какие атрибуты нужны парикмахеру, чтобы сделать красивую прическу?

 

Игра «Принадлежности парикмахера».

Задание – команда должна разгадать ребусы (ножницы, расческа, шампунь, зеркало, фен) (Приложение 6). 1 балл за верный ответ.

Приложение 6

 

Помощник: Профессиональный парикмахер должен обладать такими качествами, как точный глазомер, развитое творческое воображение, художественные способности (к рисованию), высокая помехоустойчивость (способность работать с высоким уровнем шума в помещении), физическая выносливость. Давайте проверим, есть ли в вашей команде ребята с подобными качествами.

 

Задание «Коса – девичья краса»

Капитан вытягивает карточку, на которой показано пошаговое создание прически. Задача команды – создать эту прическу. В качестве модели выбирается один из участников команды. При оценивании учитывается качество прически, быстрота её выполнения.

 

СТАНЦИЯ «РАТАТУЙ»

Повар – это интереснейшая и очень востребованная специальность. Повар занимается приготовлением пищи, кондитерских изделий, салатов и других блюд. Профессия повара появилась очень давно и сначала они работали только для очень богатых и знатных людей. А сейчас мы с вами постоянно можем видеть, как для нашего с вами комфорта работают повара в кафе, ресторанах, школах, пиццериях.

Не секрет, что профессиональный повар должен обладать отличным обонянием. И сейчас участники продемонстрируют нам эти способности в следующем конкурсе.

 

Задание «Узнай по запаху».

Участники команды по очереди подходят к столу с завязанными глазами и по запаху должны определить содержимое каждой тарелки. 1 балл за верный ответ. В тарелках: чеснок, лук, укроп, кари, базилик, ванилин.

 

Конкурс «Званый ужин» (Приложение 7).

Команда получает лист с изображение сервированного стола, где все приборы имеют свои номера. 

Помощник. Наш конкурс называется «Званый ужин». Вы видите схему праздничной сервировки стола. Ваша задача: соотнести номер прибора с его названием или назначением. За каждый правильный ответ 1 балл.

Салфетка находится под номером… (20).
Нож для рыбы – это … (8).
Мясные блюда и закуски едят вилкой …(6).
Сервировочная тарелка – это …(1).
Столовая ложка – …(9).
Вилка для рыбы под номером …(5).
Минеральная вода находится в бокале … (19).
Основные блюда едят столовой вилкой № …(4).
А пирожковая тарелка (тарелка для хлеба) – это номер…(11).
Какой нож используют для масла …(12).
Для основного блюда нам подойдет тарелка …(2).
А для десерта возьму я ложку номер …(14).
Тарелка для закусок – …(3).

 

Задание «Чудобутерброд!»

В этом конкурсе участники команды должны приготовить из различных продуктов интересные и необычные бутерброды для приема гостей. Продукты приносят ребята. Помощник на станции оценивает творческий подход, изобретательность и, конечно же, фантазию учащихся. Надо придумать название своим бутербродам.

Максимальное количество баллов – 5.

 

СТАНЦИЯ «УЧИТЕЛЬСКАЯ»

Профессия учитель – уникальная. Она считается одной из древнейших профессий, но продолжает оставаться востребованной и на сегодняшний момент. Учитель проводит обучение учеников в школах, гимназиях, лицеях по общеобразовательным предметам. Существует множество специализаций профессии учитель: учитель начальных классов, учитель химии, учитель истории, учитель физкультуры, учитель физики, учитель английского языка и прочие. И все они являются очень почетными и благородными. 

Чтобы достигнуть успеха в учительской работе, необходим высокий уровень способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских), основательная подготовка, а также личностные качества, располагающие к данной работе. Нужно хорошо знать преподаваемые дисциплины, владеть современными методиками обучения и воспитания, уметь и желать общаться с детьми и подростками, иметь высокую мотивацию к такой работе. Не зря говорят, что учитель – это не просто профессия, а призвание человека.

 

Задание № 1 «Угадай специальность»

Определить педагогическую специальность по её описанию. 1 балл за верный ответ.

1. Специалист, занимающийся обучением и воспитанием детей 2–6 лет. (Воспитатель).
2. Специалист, занимающийся постановкой правильной устной речи, предупреждением и устранением ее дефектов (Логопед).
3. Специалист, занимающийся процессами и закономерностями психической деятельности человека (Психолог).
4. Те, кто несет «доброе, разумное, вечное» (Учитель).
5. Специалист, работающий с детьми, имеющими отклонения в развитии (Дефектолог).
6. Нанимаемый домашний воспитатель для детей, который занимается их воспитанием и обучением со старшего дошкольного возраста и чаще всего до окончания начальной школы, хотя встречаются и исключения (Гувернер).

 

Игра «Проверка диктанта» (в каждом тексте 12 ошибок).

Найдите в тексте ошибки и исправьте их:

Подул халодный ветер. Замалчяли птицы. начелась гроза. трещят ветви на деревьях. По листям стучят тежёлые даждевые капли. У танюшы жыл виселый рыжый катёнок пушок. Девочька кармила его малоком и мясом. Она чясто хадила с ним гулять.

 

Игра «Угадай мелодию». 

1. Стюардесса по имени Жанна.
2. Три танкиста.
3. Бухгалтер.
4. Гимн строителей
5. Зеленоглазое такси.
6. Мы бродячие артисты.
7. Идет солдат по городу.
8. Художник, что рисует дождь.
9. Ни кочегары мы, ни плотники.
10. Дальнобойщик.

(За каждую угаданную песню – 1 балл).

 

СТАНЦИЯ «ФИНИШНАЯ»

После прохождения всего маршрута по маршрутному листу команды направляются в счетную комиссию, чтобы отдать свои результаты. Перед дверью в счетную палату их ждет последняя, конечная станция. Задание дает представитель счетной комиссии или отдельный ведущий.

Капитану команды выдается лист А4 с распечатанным алфавитом. Команда должна составить «Азбуку страны профессий», используя полученные в ходе игры знания.

 

Задание: на каждую букву алфавита написать профессию или специальность. За каждую написанную профессию начисляется 1 балл.

 

Финал.

Во время выполнения финального задания счетная комиссия подводит итоги. Выявляются победители. В это же время заполняются грамоты и сертификаты для команд.

 

Ведущий 1. Вот и закончились наши состязания. И пока жюри подводит итоги и определяет самую профессионально эрудированную команду, хочу поблагодарить всех. Для подведения итогов слово предоставляется членам счётной комиссии.

Объявляются победители. Идет церемония награждения. Закрытие мероприятия.

Ведущий 2. Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Ведущий 1.  

Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли,
Может, ты станешь железо ковать.

Ведущий 2.  

Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе – 
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе,
Поверь в свои силы, в победу поверь.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий