Методика интенсивного обучения: мнемотехнические приёмы запоминания правописания словарных слов на уроках русского языка в начальных классах

- 10:58II И III СТУПЕНИ, Методичка, Русский язык и литература. Идеи

Автор рассматривает  различные приёмы, которые помогают учащимся начальных классов запоминать правописание словарных слов.

 

Ирина БИДЕНКО, 
учитель начальных классов
ГУО «Творичевский детский сад – базовая школа Мозырского района»,
Гомельская область

ibidenko193@gmail.com

 

 

 

Ведущая проблема начального образования – создание условий для обеспечения сознательного усвоения знаний. Этому во многом способствует обучение русскому языку, так как он содержит базовую основу всех учебных предметов. Поскольку подлинным предметом грамматики выступает соотношение формы и значения слова, важную роль приобретает работа над словарными словами на уроках русского языка.        

Работая над правописанием словарных слов на уроках русского языка, я заметила, что дети достаточно хорошо запоминают и пишут правильно слова с непроверяемыми орфограммами на этапе знакомства и нескольких последующих уроках, а спустя время, встречая эти же слова в письменных работах, допускают ошибки.

Связано это с тем, что мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, то есть оно опирается на конкретные представления и образы.

Я задумалась над тем, как помочь учащемуся запомнить непроверяемую букву интересно и сделать процесс усвоения словарных слов более эффективным и, как следствие, научить ребёнка писать эти слова без ошибок. В поисках новых форм и методов обучения орфографии я пришла к методике интенсивного обучения, в основе которой лежит идея обучения орфографии на основе обобщённо-сопоставительных правил. Одним из приёмов данной методики является применение мнемотехники для запоминания правописания словарных слов.

Мнемотехника (от греч. mnēmē – память и téchnē – искусство, мастерство) – искусство запоминания, совокупность приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Для формирования навыка правописания словарных слов сначала я использую традиционный способ запоминания, когда нужно записать слово, произнести его орфографически, подчеркнуть нужную букву. Далее применяю мнемотехнические приёмы, «уярчающие» запоминание словарных слов, задействуя разные каналы восприятия информации. Главное, ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком и иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Приведу некоторые примеры применения таких приёмов на различных этапах урока.

Приём графических ассоциаций. На уроке обучения грамоте при изучении букв на этапе актуализации применяю изограф (хорош для детей-визуалов). Изограф – это картинка, на которой буква нарисована. Это и зашифрованное слово, которое использую на этапе изучения новой темы. На этапе актуализации использую ребусы. На этапе закрепления использую задание «Нарисуй рисунки вместо букв». Для домашнего задания предлагаю написать слово, но вместо орфограммы нарисовать рисунок, похожий на букву.

Приём «Дактопамять» хорош для детей-кинестетов. Делаю флеш-карты, на которые наношу прозрачным клеем изучаемые буквы или буквы в словарных словах.

На этапе закрепления применяю эмоционально-образный приём и приём свободных ассоциаций. Принцип заключается в следующем: запоминаемое слово связываем с другим, в котором «проблемная» буква сомнений не вызывает. Ассоциативная связь обыгрывается в стихотворении, сказке, загадке, и у словарного слова появляется «приёмный родственник», который поможет выделить и прочно запомнить нужную орфограмму. Чем такая связь между словами неожиданней, тем выше эффективность запоминания. Образ дополняю рисунком.

Например, работа со словом берёза: представляется рисунок берёзы с буквой е на стволе и небольшое стихотворение

Берёза так была бела,
что буква Е из слова белый
к ней незаметно перешла
и уходить не захотела.

Приём свободных ассоциаций применяю также на этапе рефлексии в виде синквейна. Суть заключается в подборе к словарному слову слова, связанного с ним ассоциативной ниточкой. Например:

Огурец.
Зелёный, вкусный.
Растёт, зреет, зеленеет.
Я люблю огурец из банки.
Соль.

Или: Огооо, какой большой огурец, и похож на букву «о»!

Приём создания шуточных фраз, рифмовок использую на этапе домашнего задания. Дети дома сочиняют шуточные фразы, рифмовки для «яркого» запоминания буквы.

Сорока – вор, унесла ложку в сосновый бор.
Наш дежурный на доске мелом вывел букву «е».
Разрежь огурчик пополам и букву «о» увидишь там.
Ветер с листьями играл, букву «е» из них собрал).

Приём ложных ассоциаций связан с поиском новых слов в словарном слове. Новые слова помогают запомнить правописание словарного слова.

Например:

магазинмаг (волшебник), газ (Маг заполнял шары газом и продавал в магазине);
капустакап (вода) (Капуста любит водичку: кап-кап);
комнатаНата (Наташа) (Это комната Наты).

Приём фонемных ассоциаций хорош при удачном созвучии фразы и словарного слова:

у Павла пальто, у Кости костюм;
на завтрак – рак;
пенал моют пеной.

Этимологический – базируется на происхождении слова. Применяю его, когда написание словарного слова можно запомнить, используя происхождение слова:

пирог – пир (праздничный хлеб),
билет – бийе (записка),
газета – газза (сорока),
пальто – палла (верхняя одежда).

Приём «Мнемосистема связей» базируется на связи нескольких словарных слов в одном предложении.

Например:

Оленю охота проехать на троллейбусе с буквой «о» (ассоциативный образ – буква «о»).
Вера по телевизору смотрела спектакль, в котором сверкали звёзды театра (ассоциативный образ – слово «Вера»).

Использование мнемотехнических приёмов запоминания способствует снижению нагрузки на механическую память, активизирует познавательную деятельность, дарит радость общения с буквой. У учащихся формируются навыки запоминания правописания словарных слов на основе интересной зацепки, увлекательного путешествия в прошлое, собственного опыта и опыта одноклассников. В процессе работы ребята усваивают орфографию не только словарных слов, предусмотренных программой, но и других слов с непроверяемой орфограммой.

 

Список литературы

1 Канакина, В.П. Работа над трудными словами в начальных классах / В.П.Канакина. – М : Просвещение, 2009. – 112 с.
2 Лёвушкина, О.Н. Словарная работа в начальных классах / О.Н.Лёвушкина. – М. : Гуманитарное издание. Центр ВЛАДОС, 2008. – 95 с.
3 Никишина, Н.В. Комплексная методика повышения грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе: методическое пособие / Н.В.Никишина. – М : Восход, 2017. – 60 с.
4 Агафонов, В.В. Ассоциативный орфографический словарик для начальной школы / В.В.Агафонов. – 2-е изд. – М: Ювента, 2007. – 64 с. 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий