Использование системы альтернативной коммуникации PECS как средства общения у детей с аутизмом, с тяжелыми и (или) множественными нарушениями

- 11:13Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

Лариса СЕМЁНОВА,
учитель УО “Государственный центр коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации г. Гродно”,
руководитель областного ресурсного центра

 

 

 

За все время существования система общения PECS доказала свою эффективность, она является ценным инструментом для возможности найти общий язык детям и взрослым. Использование PECS помогает развивать разговорную речь детей. Конечно, чтобы полностью освоить эту систему, нужно много работать с ребенком, его навыками и пониманием. Зачастую работа с освоением системы PECS длится годами, но это не повод отказываться от нее.

Система альтернативной коммуникации была создана американским поведенческим аналитиком, доктором философии Энди Бонди и магистром, логопедом Лори Фрост в 1985 году.

Специалистам, работающим в этом направлении, необходимо пройти обучение, тренинг, курсы по использованию методики, а также изучить замечательную книгу, руководство для педагогов «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS». Авторы методики подробно останавливаются на том, как можно внедрить программу в повседневную жизнь детей в любой обстановке. В обширном приложении помещены диагностические листы и таблицы для учета данных, оценки подкреплений и планирования общения.

Некоторым детям очень нравится PECS, так как они начинают понимать, что это быстро работает. Не только дети с аутизмом могут пользоваться этой системой, она также успешно используется людьми разных возрастов. Необходимо, чтобы у ребенка было хоть малейшее желание, и тогда можно обучать PECS.

Работа проходит последовательно. Сначала проводится основательное обследование детей. Диагностика, наблюдения, беседы с родителями. Сбор информации – это очень важно.

Поначалу многое не получалось, карточки рвались, выбрасывались детьми, они не обращали на них никакого внимания. Но время бежало, дети подрастали, необходимость в общении возрастала. В нашем классе обучается 7 детей, из них 4 с документально подтвержденным диагнозом аутизм. Дети 6-го, 7-го, 8-го годов обучения. Одна из учащихся достигла первого этапа обучения, двое ребят на третьем уровне, еще одна девочка на пятой фазе. Положительные результаты, достижения детей очень радуют. Возможность обращаться с просьбами повышает социальный уровень развития учащихся.

Работа по обучению системе делится на шесть этапов. Эта система всегда начинается с инициативы самого ребенка. Мы должны найти то, что для ребенка важно. Нам нужны мощные подкрепления или поощрения. Мы используем положительные подкрепления, которые являются безопасными и социально приемлемыми.

Бывает так, что у ребенка сложно выявить хотя бы один мощный подкрепляющий стимул. Если ему неинтересен предмет, необходимо продолжать искать возможные подкрепляющие стимулы. Можно задействовать различные типы сенсорного восприятия: использовать звуки, свет, вибрирующие предметы и т. д.

После того, как мы оценили навыки общения учащегося, организовали учебную среду, определили нужные поощрения, остается подготовить материал.

На первом этапе начинаем с просьбы. Как начинать общение? Обязательно участвует двое взрослых. Ребенок не обязан смотреть на картинку и на партнера, мы не настаиваем на зрительном контакте. Сзади находится физический подсказчик, который помогает ребенку взять картинку, напротив находится коммуникативный партнер. Здесь учим одному навыку, это только поднять карточку, положить в руку коммуникативного партнера. Ребенок получает предмет в обмен.

На втором этапе мы обучаем ребенка использовать расстояние и настойчивость. Коммуникация не происходит только за столом, она происходит везде, поэтому важна мобильность и расстояние. На этом этапе вводим коммуникативную книгу, страницы, поле, располагаем там изображения.

Коммуникативный партнер удаляется от ребенка, держа в руке любимую игрушку, например. В результате ребенок должен подойти к коммуникативному партнеру, обменять картинку на предмет. Здесь важна настойчивость. Нельзя бросать этот навык, если не получается. Важно менять коммуникативных партнеров, местоположение, поощрения. Поведение должно стать спонтанным.

Начиная с третьего этапа, может участвовать только один взрослый. На этой фазе учим ребенка различать изображения. Ребенок сталкивается с выбором, у него есть одна карточка с изображением того, что он очень любит, другая ему безразлична. Обучаем правильному выбору, подбираем соответствующую картинку к предмету. Если ребенок различает несколько изображений, используем коммуникативное поле. Только на третьем этапе мы можем понять, различает ребенок картинки или нет, это становится важным. Также обучаем детей просить поощрения, используя свойства предметов.

На четвертом этапе учим ребенка строить фразу, короткое предложение. Используем карточку «Я хочу», которая может быть стационарно прикреплена на коммуникативной полоске. Ребенок выбирает подкрепляющую карточку, размещает на полоске, передает коммуникативному партнеру.

На пятом этапе формируем возможность отвечать на вопрос «Что ты хочешь». Вводим вопросы. Ребенок выстраивает предложение. Мы должны поддерживать спонтанность. В PECS никогда не пренебрегаем речью. Это очень эффективная стратегия в обучении.

Шестой этап – это обучение комментированию. Мы не дошли до этого этапа, но работа в этом направлении ведется активно. Это социальная коммуникация, спонтанное комментирование и просьбы.

Тесное сотрудничество с родителями дает свои положительные результаты. Учащаяся нашего класса использует карточки в домашних условиях. Если ранее в ее речи присутствовали только эхолалии, то сейчас она может обращаться с просьбами, строить короткие предложения.

Если ребенок начнет общаться любым способом, значит, значительно меньше будет проблем с поведением. Как неговорящие, так и малоговорящие дети должны изначально приобрести базисные навыки коммуникации для того, чтобы общаться. И это можно сделать с помощью карточек РЕСS. Ребенок сможет спонтанно проявлять инициативу, общение с окружающими людьми станет более доступным. Мы не знаем, заговорит ребенок на каком-либо этапе или не заговорит вовсе, но мы должны дать ребенку возможность общаться, быть понятым.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий