Путешествие с Машей и Мишей. Индивидуальное коррекционное занятие по формированию произносительной стороны речи для детей старшей группы (5–6 лет) с тяжёлыми нарушениями речи

- 16:15Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

Ольга КОЛОЛА,
учитель-дефектолог
ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка г. п. Кореличи»,
Гродненская область

 

 

 

Программные задачи: автоматизировать звук [ш] в словах, словосочетаниях, предложениях, формировать умения определять наличие звука [ш] в словах, согласовывать числительные, прилагательные с существительными, образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; развивать фонематический слух, мелкую и общую моторику, подвижность органов артикуляционного аппарата, правильный речевой выдох, логическое мышление; воспитывать звуковую культуру речи.

Материал и оборудование: карточки для игры «Четвёртый лишний», «Определи место звука в слове», лепестки ромашки, на обратной стороне которых изображения со звуком [ш] в названиях, конверт, зеркало, карточки с упражнениями артикуляционной гимнастики, мнемотаблица звука [ш], диски с бабочками, разрезные картинки (Маша и Миша), модульное оригами (ромашки и ландыши), аудиозапись голоса Маши, сухой бассейн (с гречневой крупой).

 

Ход занятия

Педагог (П.).

Скажем мы друг другу: «Здравствуй!
С добрым утром, день прекрасный!»


Давай вспомним и повторим правило, которое необходимо соблюдать на занятии:


Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, чётко, говорю,
И никогда я не спешу!

 

Гимнастика для лицевых мышц

П. Давай подготовимся к занятию. Выполним упражнения.

«Грабельки» – погладим лоб, чтобы голова хорошо думала.

«Вилочки» – разотрем щёчки и губы, чтобы было легко говорить.

Нам сегодня прислали посылку из страны сказок и мультфильмов. А давайте узнаем, какая сказка пришла к нам в гости.

Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнёшь – и не найти. 
                          (С. Островой)

П. Откроем посылку. Ой, а здесь что-то спрятано.

Педагогический работник привлекает внимание ребёнка к сухому бассейну (с гречневой крупой).

Положи ладони в бассейн. Закрой глаза. Почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки.

Что ты чувствуешь? (Крупинки острые, они сильно колют ладошки, пальчики.) Давай опустим ручки ещё ниже, вдруг найдём там что-нибудь интересное?

Ребёнок обнаруживает разрезные картинки, которые затем собирает на столе под звучание музыки из мультфильма «Маша и Медведь».

 

Упражнение «Собери картинку»

П. Ты узнал, кто прислал нам свои фотографии? (Это Маша и Медведь из мультфильма.) Послушайте, как я их назову: Маша, Миша.

Педагогический работник произносит слова Маша и Миша, выделяя звук [ш].

Какой звук в слове я произнесла более чётко? (Звук [ш].) Как ты думаешь, произношение какого звука мы будем закреплять сегодня на занятии? (Произношение звука [ш].) Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [ш]. А помогут нам в этом герои мультфильма «Маша и Медведь». Но чтобы правильно произносить звук, нам нужно разбудить язычок, зубки и губы. Выполним упражнения вместе с Машей.

 

Артикуляционная гимнастика

Перед ребёнком расположены изображения Маши с разными артикуляционными упражнениями. Ребёнок повторяет их перед зеркалом.

П. В одном домике жила девочка Маша. Домик у нее красивый, с большими окошками. (Упражнение «Окошко».) Сегодня Маша печет блины. (Упражнение «Блинчик».) К блинам Маша приготовила сладкий чай и налила его в чашечку. (Упражнение «Чашечка».) Чай Маша пьёт с вареньем и блинами. (Упражнение «Вкусное варенье».) Хорошо и весело стало Маше, и она решила покататься на лошадке. (Упражнение «Лошадка».) Покаталась Маша на лошадке и решила посмотреть в окошко. Открыла окошко, а там красота! Солнышко светит, птички поют.

 

Дыхательная гимнастика

П. Бабочки летают. Набираем воздух, плавно и медленно выдыхаем воздух, дуем на бабочку.

 

Уточнение артикуляции звука [ш] по мнемотаблице

П. Давай вспомним, как располагаются губы, язык, зубы, когда произносим звук [ш]. А поможет нам наша таблица. Возьми зеркало и поставь его перед собой. Произнеси звук [ш]. Что делают губы, когда мы произносим звук? (Губы округлены и чуть выдвинуты вперёд.) В каком положении зубы? (Зубы вместе, выполняют упражнение «Заборчик».) Где находится язычок? (За верхними зубами.) Какой он – узкий или широкий? (Широкий.) Подставь ладонь к ротику и произнеси звук еще раз. Какой воздух ты ощутил? (Тёплый воздух.) Мы можем его пропеть? (Нет.) Значит, какой это звук? (Согласный.) Звук [ш] звонкий или глухой? (Глухой.) Молодец!

П. Маша решила пойти к Мишке в гости. Но чтобы попасть к Мишке, нужно пройти непростой путь.

 

Игра «Что в сумке?»

П. Маша, собираясь в путь, сложила в сумку все свои вещи. Если при назывании вещей ты услышишь звук [ш], то хлопни в ладоши.

В сумке у Маши: носки, шуба, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шляпа. Назови одним словом все предметы. (Одежда.)

П. Идёт она по лесу, и поняла, что заблудилась. Поможем нашей Маше? (Поможем.)

 

Игра «Место звука в слове»

П. Идёт Маша по лесу, и вдруг увидела конверт. А в нём картинки. Давай поможем Маше выполнить следующее задание: определить место звука [ш] в словах.

Мы со звуком [ш] играем,
И картинки подбираем.

1-я картинка: шапка. Где находится звук [ш]? (В начале слова.) Какая схема подходит? (Первая.)

2-я картинка: мешок. Где находится звук [ш]? (В середине слова.) Какая схема подходит? (Вторая.)

3-я картинка: ландыш. Где находится звук [ш]? (В конце слова.) Какая схема подходит? (Третья.) И т.д.

П. Помогли мы Маше? (Помогли.) Вот мы и пришли с Машей к дому Миши. Он закрыт. Давайте Маше поможем открыть замок.

 

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит большой замок.
(Соединить пальцы обеих рук в замок.)
Никто его открыть не смог!
(Пальцы сцепить в «замок», руки потянуть в разные стороны.)
Постучали.
(Постучать ладонями друг о друга.)
Покрутили.
(Покрутить сцепленные руки в запястьях.)
Потянули.
(Сцепленные руки потянуть в разные стороны.)
И открыли.
(Расцепить пальцы.)

П. Зашла Маша, посмотрела вокруг, а там никого нет. Решила на улице посмотреть. Обошла вокруг дома и остановилась. Маша увидела цветок.

 

Игра «Ромашка»

Педагогический работник предлагает ребёнку узнать, какой цветок увидела Маша, называя ласково названия картинок на обратной стороне лепестков, прикрепляя их к серединке, чётко произнося звук [ш].

Шуба – шубка, шарф – шарфик, мешок – мешочек, штаны – штанишки, машина – машинка, чашка – чашечка и т.д.

П. Как называется цветок? (Ромашка.). Какой цветок? (Красивый, белый, прекрасный.)

Посмотри, как много цветов на нашей поляне. Давай их назовём и посчитаем.

 

Игра «Посчитай»

Одна ромашка – две ромашки – три ромашки – четыре ромашки – пять ромашек.

Один ландыш – два ландыша – три ландыша – четыре ландыша – пять ландышей.

П. Нигде Мишки не было. Вернувшись в дом, решила Маша приготовить обед.

 

Игра «Какой, какая, какие?»

Маша сварила пшенную кашу. Каша из пшена какая? (Пшенная каша.) Сварила компот из груш. Компот из груш какой? (Грушевый компот.) А к чаю у нее были конфеты из шоколада? Конфеты какие? (Шоколадные конфеты.)

Устала Маша. Решила отдохнуть.

 

Музыкальная физкультминутка «Зарядка с Машей»

П. Села Маша, решила посмотреть телевизор. Послушала она, да только понять ничего не может.

 

Игра «Сломанный телевизор»

П. Давайте поможем Маше исправить предложения.

На ёлке мышка, а в норке шишка – …

Поиграли в чашки, а помыли шашки – …

Наша мышка поймала кошку – …

Письмо пишет дедушку – …

Ландыши нашли Наташу – …

П. Молодец! Мы исправили телевизор. Маша посмотрела телевизор и ее глазки устали.

Заглянула Маша в другую комнату и нашла там Мишу. А Миша был увлечён интересной игрой, но только у него ничего не получалось, и помогла ему справиться с заданием.

 

Игра «Четвёртый лишний»

Ребёнку предлагаются карточки с изображениями:

каша, мешок, лодка, шапка;

штаны, трактор, шарф, шары;

шуба, лодка, камыши, шишка.

Нужно найти лишнее и объяснить свой выбор.

П. Мы помогли Маше и Мише встретиться. Вот и наше занятие вспомним, кто к нам приходил на занятие? (Маша.) С кем Маша сегодня встретилась? (С Мишей.)

Если занятие понравилось и было легко выполнять задания, то покажи улыбающуюся Машу, если не понравилось занятие – грустную, а если задания оказались трудными – задумчивую.

Маша приготовила тебе сюрприз. Что она хочет подарить? (Шары.) Какой звук я произнесла чётко? (Звук [ш].) Шары какие? (Красные, зеленые, круглые.) Маша говорит тебе большое спасибо! До свидания!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий