Автор предлагает вниманию читателя игры и упражнения для занятий в детско-родительских парах. Проведение игр предполагает вариативность.
Елена ХМУРЧИК,
педагог-психолог
ГУО «Ясли-сад № 2 г. Свислочь»,
Гродненская область
Детско-родительские отношения – важная стартовая площадка для успешной жизнедеятельности растущего человека. С целью формирования у родителей внимательного отношения к пониманию поведения и переживаний своего ребёнка, улучшения способности чувствовать друг друга, укрепления эмоционального контакта между родителями и ребёнком мною проводятся занятия в детско-родительской паре. Участники выполняют различные упражнения как практического, так и творческого характера.
В игре «Сказочники» детям и родителям предлагается сочинить сказку «Дружная семейка». Как и все сказки, она начинается со слов: «Жили-были…». Педагог-психолог вносит в историю элемент неожиданности («… но вот однажды», «… и тогда мама», «… а дети»). Сказка помогает родителям посмотреть на детей с другой стороны, выявить мотивы их поступков, подсказывают ребёнку, как правильно вести себя в той или иной ситуации, помогают увидеть недостатки своего поведения.
Упражнение «Солнышко любви» выполняется параллельно: мама на каждом лучике солнца перечисляет все прекрасные качества своей дочери, а затем, глядя ребёнку в глаза, говорит все, что написала, а ребёнок дарит маме нарисованное солнышко, чтобы его тёплые лучики согревали атмосферу дома.
Упражнение «Разноцветные ладошки» позволяет активизировать взаимодействие на эмоционально-телесном уровне. В конце занятия родители выполняют упражнение «Живой дом», цель которого – диагностировать субъективное восприятие психологического пространства семейных отношений. Нужно написать в колонку имена 7–8 человек, которые влияют на жизнь семьи, а рядом нарисовать дом, у которого обязательно должны быть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, дверь, дымоход, порог, и дать каждой части дома имя конкретного человека. Затем происходит интерпретация результатов.
Проводимые занятия способствуют установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителем и ребенком, формированию умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье.