Данута ЛАПИНА,
учитель географии
ГУО «Средняя школа № 16 г. Лиды»,
Гродненская область
danuta_lapina@mail.ru
Тема: Факторы размещения хозяйства.
Цель:
— дать определение понятию «фактор», сформировать знания о факторах размещения производства;
— развивать умения самостоятельной работы с учебным пособием, логическое мышление, устную речь, внимание, память;
— воспитывать понимание важности экологического фактора в размещении производства, коммуникативных качеств, интереса к предмету.
Методы: частично-поисковый, иллюстративный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Оборудование: учебное пособие, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок с элементами исследования.
Ход урока
1 Организационный этап
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2 Проверка знаний
2.1 Географическая разминка
Каждая большая победа начинается с маленького успеха. Я желаю вам успешной работы, чтобы добиться больших побед в изучении географии. А начнем мы наш урок с географической разминки.
Закончите предложение:
1) Совокупность всех видов трудовой деятельности людей – … (хозяйство).
2) Процесс, при котором объединение материальных ресурсов, оборудования, труда, технологий приводит к получению однородного набора продуктов – … (вид хозяйственной деятельности).
3) Совокупность видов экономической деятельности, обладающей сходством используемого сырья, производимой продукции, организации производства и технологий – … (отрасль хозяйства).
4) Часть хозяйства, объединяющая виды экономической деятельности, в которой создаются материальные блага –… (сфера производства).
5) Часть хозяйства, которая включает все виды услуг – … (сфера услуг).
2.2 Устный опрос
Сформулируйте понятие «хозяйство» и расскажите, из каких видов хозяйственной деятельности оно состоит.
2.3 Письменный опрос
Разноуровневые карточки-задания по теме «Структура хозяйства»
1. Подтвердите или опровергните выражение:
Экономика включает хозяйственную деятельность людей, а также отношения, связанные с производством и распределением товаров и услуг.
2. Выберите верные ответы:
А. Первый этап развития хозяйства – аграрный.
Б. Индустриальный этап в хозяйстве связан с развитием сельского хозяйства.
В. Постиндустриальный этап характеризуется развитием сферы услуг и новых технологий в промышленности.
Г. В развитых странах доля сельского хозяйства в экономике очень велика.
3. Определите понятие.
А. Совокупность видов экономической деятельности, обладающей сходством используемого сырья, производимой продукции, организации производства и технологий –…
Б. Часть хозяйства, которая включает все виды услуг — …
4. Составьте логическую схему «Состав хозяйства».
5. Как вы считаете, будут ли со временем появляться новые виды хозяйственной деятельности людей? Ответ обоснуйте.
3 Изучение нового материала
3.1 Актуализации знаний
Мы с вами продолжаем двигаться навстречу географическим знаниям по теме «Хозяйство», а успех хозяйства зависит от многих показателей. Одним из главных факторов для успешной работы производства и выпуска конкурентоспособной продукции являются факторы размещения производства. Это и будет тема нашего урока. Запишем её в тетрадь.
Сегодня на уроке вы узнаете:
1. Что такое фактор.
2. Виды факторов.
3. Характеристики факторов.
Давайте совершим заочное путешествие по городу, вспомним, какие предприятия есть в нашем городе и в какой части города они располагаются. (Ответы учащихся)
Как вы думаете, их строительство было случайным? (Ответы учащихся)
3.2 Целеполагание
Хотите узнать, почему именно так разместились предприятия в нашем городе? (Ответы учащихся)
Что вы для этого сегодня должны сделать на уроке? (Из вопросов, записанных на доске, учащиеся ставят цель: узнать, что такое «фактор»; какими бывают факторы, и какое влияние они оказывают на размещения производства).
Сегодня мы будем исследовать факторы размещения производства.
3.3 Работа в группах
Наши исследования мы будем проводить в группах – мини-научных лабораториях. Результаты своей работы необходимо представить на научной конференции. Для этого разделимся на группы. Каждый ряд в классе это и есть группа, которая будет работать с текстом учебного пособия и выполнять задания в течение пяти минут, а затем афиширует.
Группа 1. Понятие о факторах размещения
Записать определение и дать пояснение термину «фактор» (работа с текстом учебного пособия п.12.1, с. 58).
Факторы размещения хозяйства – это условия, которые оказывают решающее влияние на выбор места для размещения конкретных производств или видов хозяйственной деятельности.
Группа 2. Виды факторов размещения хозяйства
Определить основные факторы и сгруппировать их в группы (работа с учебным пособием п.12.2 (анализ рис. 34, с. 59)).
Группы факторов: природные, социально-технические, материально-технические.
Вывод: предприятия размещаются не сами по себе, а под влиянием определённых факторов.
Группа 3. Характеристика факторов
Заполнить недостающую информацию в таблице «Факторы размещения хозяйства» (работа с учебным пособием п.12.3, с. 60–61).
Название | Суть | Примеры |
Сырьевой | Тяготение предприятий к источникам сырья |
Горнодобывающие предприятия, производство калийных удобрений |
Энергетический | Влияет на размещение предприятий, в которых на производство единицы продукции используется большое количество электроэнергии | Производство цветных металлов, химических волокон, бумаги |
Трудовой | Оказывает решающее влияние на производства, использующие большое количество трудовых ресурсов |
Швейное, обувное производство, плодоводство, рисоводство, овощеводство |
Потребительский | Влияет на размещение видов деятельности, производящих массовую продукцию, пользующуюся широким спросом у населения | Торговля, образование, бытовые услуги, а также производство одежды, обуви, бытовой техники |
Транспортный | Важен для всех отраслей, отраслей, продукция которых потребляется не на месте её производства, а поставляется в другие районы или работает на привозном сырье |
Производства размещаются возле крупных транспортных узлов, морских портов, нефтепроводов |
Развития науки и технологий |
Оказывает определяющее влияние на размещение высокотехнологических и наукоемких производств |
Производство робототехники, электронного оборудования, лекарств |
Экологический | Основан на учёте влияния производства на состояние окружающей среды | Химическая промышленность, металлургия, энергетика |
Вывод: чаще всего предприятия тяготеют не к одному, а к нескольким факторам.
Физкультминутка
Поскольку работа предпринимателя связана с командировками и деловыми поездками, важно знать, как приветствуют люди друг друга в разных странах. Приветствуем друг друга как жители разных стран.
Россия: пожимают друг другу руки.
Италия: горячо обнимаются.
Бразилия: хлопают друг другу по плечу.
Зимбабве: трутся спинами.
Македония: здороваются локтями.
Никарагуа: касаются плечами.
3.4 Отчет мини-научных лабораторий (выступления учащихся)
Все ребята работали хорошо, а теперь постарайтесь сделать выводы из того, что вы узнали.
Выводы:
— предприятия размещаются не сами по себе, а под влиянием определённых факторов;
— чаще всего предприятия тяготеют не к одному, а к нескольким факторам;
— очень важным является экологический фактор.
4 Закрепление знаний
Приём «Морской бой». На пересечении порядкового номера вопроса и выбранного варианта ответа поставьте звёздочку.
а) сырьевой;
б) энергетический;
в) трудовой;
г) потребительский;
д) транспортный;
е) экологический;
ж) развитие науки и технологий
1. Влияет на размещение трудоёмких производств.
2. Предприятия размещаются у источников сырья для получения определённой продукции.
3. Влияет на размещение отраслей, производящих массовую продукцию, пользующуюся широким спросом у населения.
4. Ограничивает хозяйственную деятельность, если она может нанести вред окружающей среде.
5. Влияет на размещение материалоёмких и энергоёмких производств
6. Имеет большое значение для отраслей, продукция которых не употребляется на месте, а поставляется в другие районы.
7. Размещение производства вблизи крупных электростанций.
8. Производство: калийных удобрений, цемента, лесопиление, обогащения руд цветных и чёрных металлов.
9. Производства цветных металлов (алюминия, титана и др.), химических волокон, бумаги.
10. Производства: мясомолочной продукции, овощная, кондитерская, хлебопекарная.
Ключ: 1-г; 2-а; 3-д; 4-ж; 5-б; 6-е; 7-в; 8-а; 9-в; 10-д
Ребята, так какой фактор стал определяющим для размещения завода по производству лаков и красок в нашем городе (завод «Оптик», обувная фабрика)?
5 Заключение
5.1 Рефлексия
Закончи предложение
Я сегодня на уроке узнал…
Мне теперь понятно…
Теперь я буду…
5.2 Анализ деятельности учащихся
Каждый из вас сегодня на уроке старался получить знания. Те, кто был более успешен, получат отметки. Это: … (фамилии учащихся, отметки)
5.3 Домашнее задание: §12