Песочная терапия решает психологические проблемы детей  

- 11:08Психологическая помощь

Елена БЕГЛЯК,
педагог-психолог
ГУО «Ясли-сад № 17 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

Мне, как педагогу-психологу, зачастую приходится решать проблемы, связанные с нарушением поведения воспитанников. Это преодоление неуверенности и застенчивости, агрессивности и эмоционального напряжения. Метод песочной терапии активно использую в своей работе. Занятия с песком способствуют не только развитию фантазии и воображения, совершенствованию речевого навыка, но и помогают снять психо-эмоциональное напряжение. У детей развивается тактильно-кинетическая чувствительность, мелкая моторика рук, снимается мышечная напряжённость.

При проведении песочной терапии использую деревянный поднос размером 50 × 70 × 8 см, песок, воду, формочки, коллекции миниатюрных фигурок из природных материалов (ракушки, камни, шишки, перья, веточки). Дно и борта подноса покрашены в голубой цвет, что символизирует цвет воды и неба.

Занятия по песочной терапии провожу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Перед началом терапии задаю им вопросы: во что ты любишь играть? какие игры твои самые любимые? что тебе нравится делать больше всего?

Детям нравится работать как с сухим, так и с влажным песком. Мои воспитанники рисуют на песке, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты различных рассказов, сопровождая свои действия словами, что, безусловно, способствует развитию речевой сферы. Как показывает практика, регулярные игры с песком – это лучший инструмент для устранения замкнутости и агрессии, а также развития скрытого потенциала ребенка.

Так, в упражнении «Песочный дождь» я формирую умение регулировать мышечное напряжение и расслабление, знакомлю со свойствами сухого песка. Упражнение «Песчаный ветер» развивает умение ребенка правильно дышать, изменять силу вдоха и выдоха.

В упражнении «Следы на песке» развиваю тактильные ощущения и воображение. Например, спрашиваю у ребенка:

– Кто у нас ходил по песку?

– Птичка!

– А что она делала?

– Спасалась от льва.

Таким образом мы выясняем страхи ребенка. Для решения этой проблемы я предлагаю придумать сказку, конечно же, с добрым концом.

В игре «Песчаные жмурки» расширяю и уточняю знания детей о сказках и сказочных героях.

Как педагог-психолог, я отметила для себя, что песочная терапия – это один из самых интересных и доступных для ребенка способов выразить свои переживания, исследовать свой внутренний мир. Однако у терапии с песком есть противопоказания: она под запретом для детей с заболеваниями легких, при аллергии на пыль.

После проведенного мною цикла занятий у воспитанников стабилизируется эмоциональное состояние, преодолеваются трудности привыкания к новым условиям, решается проблема взаимоотношений со сверстниками. По словам воспитателей, малыши становятся более общительными.

Считаю это направление работы эффективным и советую коллегам педагогом-психологам и воспитателям учреждений образования использовать песочную терапию в своей работе: она способствуют развитию творческого потенциала, мелкой моторики и коммуникативных навыков.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий