Патриотическое воспитание и формирование национального самосознания воспитанников в яслях-саду № 16 Слонима

- 9:41Дошкольное образование. Идеи, Методичка

 

Ирина БАЛЬ,
заместитель заведующего по основной деятельности,
ГУО «Ясли-сад № 16 г. Слонима»,
Гродненская область

 

Татьяна ТЫЧИНСКАЯ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 16 г. Слонима»,
Гродненская область

 

 

В настоящее время очень актуальны вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения, формирования национального самосознания, уважения к своему народу, культурно-историческому наследию, родному языку.

Работа в яслях-саду № 16 Слонима в этом направлении заключена в большие тематические блоки: «Семья», «Детский сад», «Родной город», «Родная страна».

Для формирования знаний в рамках этих блоков используются различные формы работы с детьми: целевые прогулки, экскурсии, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций, видеопрезентации, беседы с детьми, игры, занятия, праздники.

Основные задачи по темам «Семья» и «Детский сад»: формировать у детей представления о семье, родственных связях, социальных ролях, взаимоотношениях, семейных традициях; научить проявлять доброе отношение и любовь к близким людям и к тем, с кем они взаимодействуют в дошкольном учреждении и за его пределами, научить строить взаимоотношения со сверстниками и дорожить ими, оказывать помощь всем, кто в этом нуждается.

Решению задач способствуют как индивидуальные, так и фронтальные формы работы: беседы с рассматриванием семейных фотографий «Моя семья», «Мои родственники», «Мой дом», «Как я провёл выходные», «Как я помогаю дома»; беседы с опорой на личный опыт «Как вы заботитесь и помогаете своим близким?», «Чем вы можете порадовать своих близких?»; анализ ситуаций по сюжетным картинкам «Какое настроение у мамы (папы) и почему?»; чтение и обсуждение произведений художественной литературы.

Закрепляем полученные знания в играх и игровых упражнениях «Скажи ласково», «Закончи предложение», «Позвони бабушке», «Составь семью», «Корзинка добрых дел», сюжетно-ролевой игре «Семья», а обобщаем, уточняем и расширяем на занятиях «Моя семья», «Наша дружная семья». Отображаем полученный опыт в продуктивных видах деятельности (лепка «Праздничный торт», аппликация «Поздравительная открытка», дизайн «Приглашение на праздник», рисование «Моя семья»).

На начальном этапе ознакомления с дошкольным учреждением практикуем проведение экскурсий: по групповой комнате, всему учреждению, территории, знакомим с профессиями сотрудников. Для этого используем игры, в том числе мультимедийные: «Ты расскажи, а мы отгадаем», «Кому что нужно для работы?», «Если бы не было…», «Что умеет делать…», моделирование трудовых процессов. Далее в беседах «Всё ли у нас в порядке в группе», «О вежливости», «О дружбе», в игровых упражнениях «Зеркало», «Я хочу», в играх «Добрые слова», «Волшебный стул» знакомимся с формами вежливых обращений, учимся замечать достоинства сверстников, делать комплименты, с помощью жестов передавать своё доброе отношение друг к другу. Читаем и обсуждаем литературные произведения, слушаем песни. На обобщающем занятии «Наша дружная группа» дети демонстрируют все то, что усвоили по теме, чему научились.

В рамках темы «Родной город» все усилия направляем на воспитание у детей любви к своей малой родине, формирование представлений о значимости труда взрослых, которые делают все, чтобы город стал ещё краше и уютнее.

С этой целью проводим целевые прогулки «Что такое улица», «Чистые улицы нашего города», обращаем внимание на строение улицы, на мероприятия, которые проводятся для их благоустройства. Беседу «Мой домашний адрес», словесную игру «Вам письмо» используем для закрепления названий улиц и домашних адресов. Виртуальная экскурсия «Наш город Слоним», рассматривание картинок, фотографий, карты города, дидактическая игра «Что за здание/место такое?» способствуют знакомству и расширению представлений о достопримечательностях города, памятных местах. Беседы «Как дети и взрослые заботятся о родном городе?», «Как отдыхают люди в нашем городе?», игры «Можно – нельзя», «Закончи предложение» помогают не только расширить представления о способах наведения порядка, но и стимулируют у детей желание принимать в этом посильное участие.

Не менее важно формировать у детей представление о Беларуси – небольшой, но очень красивой стране, жителями которой они являются, и о белорусах, прославляющих республику своим трудом и достижениями. Работая по теме «Родная страна», знакомим детей с природой родного края, с прошлым и настоящим страны, белорусскими народными праздниками («Багач», «Каляды», «Масленица», «Гуканне вясны»), государственными праздниками и символами. Осуществляем знакомство через рассматривание картин, показ презентаций, рассказы воспитателя «Природа Беларуси», «Беловежская пуща», «Обитатели белорусских лесов», «Белорусские народные/государственные праздники», «Герб, флаг, гимн Беларуси», использование произведений фольклора и художественной литературы, составление книжек-малышек и больших альбомов (совместно с родителями) «Животные Беларуси», «Чудеса природы Беларуси», «Символы Беларуси».

Устраиваем для детей «путешествия» в прошлое одежды, обуви, жилища белорусов, где рассказываем об отличительных особенностях женских и мужских национальных костюмов, белорусском орнаменте и значениях его символов, внутреннем убранстве белорусской хаты, рассматривая картинки, альбомы, предметы обихода, одежды и обуви. Закрепляем знания в дидактических играх «Река времени», «Что сначала, что потом».

Интересны детям предметы народно-прикладного искусства из разных материалов, которые мы рассматриваем и обследуем, знакомимся с их назначением (игрушки, гончарные изделия, предметы ткачества и вышивки, плетённые из соломы и лозы, вырезанные из дерева). С помощью видеопрезентаций узнаем о процессе изготовления некоторых из них. Умение представлять предметы народного промысла формируем в сюжетно-ролевой игре «Магазин “Сувениры”». Попутно разучиваем белорусские народные игры «Гарлачык», «Грушка», «Надзейка», которые интересны детям и вызывают массу положительных эмоций.

А еще, проводя виртуальные встречи и экскурсии с помощью видеопрезентаций, мы много рассказываем детям о городе-герое Минске, его достопримечательностях, памятных местах и современных социальных объектах, о знаменитых людях Беларуси.

Помимо занятий по развитию белорусской речи, художественной литературе и еженедельно организуемых «беларускамоўных дней» мы практикуем проведение тематических дней «Казка вучыць, выхоўвае і забаўляе», «Беларускія пісьменнікі – дзецям», «Францыск Скарына – беларускі першадрукар», «Мой гонар – мая Беларусь», «Янка Купала і Якуб Колас – гордасць і слава беларускай літаратуры».

Приглашаем в учреждение выездные выставки Слонимского краеведческого музея «Падарожжа ў мінулае роднага краю», организуем просмотр постановок Слонимского драмтеатра на белорусской мове («Новы Калабок», «Зімовая казка», «Падарункі Дзеда Мароза», «Прыгоды на змяіным балоце»), проводим совместные мероприятия с сотрудниками Слонимской городской библиотеки № 2 («У вялікае падарожжа па роднай краіне», «Па старонках беларускіх казак»).

Хорошей традицией стало организовывать для педагогов, детей и их родителей тематические вечера, посвященные творчеству белорусских писателей «Гульня і казка ходзяць побач». С помощью таких форм работы дети знакомятся с родным языком, учатся его понимать, уважать, ценить, разговаривать на нём, воспринимать произведения фольклора и художественной литературы.

Активные участники работы по воспитанию юных патриотов – родители. Они знакомят своих детей с историей семьи, семейными традициями, организуют прогулки по улицам родного города, экскурсии в другие города Беларуси, читают белорусские произведения, участвуют в подготовке к праздникам, совместных выставках работ на патриотические темы. Вместе мы стараемся развить в детях знания, умения, мысли и стремления, чтобы они в будущем достойно и гордо несли почётное звание «гражданин своей страны».

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий