Автор является тьютором проекта «Информатика без розетки» и руководителем районного ресурсного центра «Информатика без розетки». Предложенное мероприятие направлено на развитие алгоритмического мышления дошкольников и предполагает участие родителей воспитанников.
Наталья БОЧАРОВА,
руководитель физического воспитания
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка п. Дитва»
Лидского района,
Гродненская область
Цель: развитие алгоритмического мышления у воспитанников 5–7 лет, повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования алгоритмической грамотности детей 5–7 лет, оптимизация детско-родительских отношений.
Участники: родители, воспитанники 5–7 лет.
Оборудование: мультимедийная система, магнитно-маркерная доска (2 шт.), карточки, атрибуты для конкурсов.
Предварительная работа: формирование команд, состоящих из 4 родителей и 4 детей; подготовка командами самопрезентации (8 строк, название команды, флаг и т.п.), подготовка рэп-частушек (3 четверостишья от каждой команды).
Приложение 1. Конкурс «Противоположности». Наборы картинок и слов PDF
Приложение 2. Конкурс «Радость к нам приходит» PDF
ПРЕЗЕНТАЦИЯ IT-баттла «Детки и предки» для воспитанников 5–7 лет по ссылке:
https://docs.google.com/presentation/d/11lU7jZvA2Gtqr7H9eio8IoqfbLIe10cQ/edit?usp=sharing&ouid=118248151997275522254&rtpof=true&sd=true
Ход мероприятия
В помещении за столами друг напротив друга располагаются две команды, жюри, в составе которого три человека (двое – педагоги – участники экспериментального проекта, один – родитель).
На экране заставка «Начало IT—баттла».
Ведущий: Мы рады приветствовать всех участников на баттле «Детки и предки», где две команды сразятся за звание лучшей в знаниях и умениях. Поприветствуем команды! Первая команда …(название).
Самопрезентация команды.
Ведущий: Вторая команда …(название).
Самопрезентация команды.
Ведущий: Представляем вам жюри. Главный IT-пропагандист дошкольного учреждения – заведующий …, воспитатель дошкольного образования …, представитель родителей наших воспитанников …. Жюри оценивает конкурсы следующим образом: победа в конкурсе – 2 очка (смайлы), вторая команда получает 1 очко (смайл). Полученные вами очки размещаются на IT-ступенях. Поднимаясь все выше и выше, мы сможем достичь высот в IT-знаниях!
Конкурс 1 «Противоположности»
Ведущий: Команды готовы? Первый раунд!
Слайд с названием конкурса и цель.
Цель: развитие речи, внимания, формирование умения называть признак, противоположный данному.
Оборудование: (Приложение 1)
1) один набор карточек (для детей), на которых изображены картинки, обозначающие признаки: короткий, далеко, холодно, тяжелый, медленно, мягкий, низкий, грязный, пустой;
2) один набор карточек (для родителей), на которых изображены противоположные набору 1 слова с частицей «не»: не короткий, не далеко, не холодно, не тяжелый, не медленный, не мягкий, не низкий, не грязный, не пустой.
Играют обе команды. Дети и родители команды встают в шеренги напротив друг друга. Детям ведущий раздает карточки с картинками, родителям – карточки со словами, противоположными по смыслу детским карточкам. До сигнала ни родители, ни дети не должны переворачивать карточки и смотреть изображение.
По сигналу ведущего, карточки переворачиваются. И участники команды должны как можно быстрее образовать пары с противоположными свойствами: например, картинка «гантели» – картинка «не тяжелый», «подушка» – не мягкий и т.п. Пары с картинками они должны разместить на магнитно-маркерных досках, которые находятся на некотором расстоянии от команд. Побеждает та команда, которая правильно и быстрее справилась с заданием.
Жюри подводит итоги конкурса.
Конкурс 2 «Детям нужно дать ответ: верно утверждение иль нет?»
Ведущий: Второй раунд!
Слайд с названием конкурса и цель.
Цель: закреплять умение различать понятия «ложные высказывания» и «истинные высказывания», умение строить простейшие высказывание с помощью логических связок «верно/неверно».
Оборудование: два комплекта картинок с изображением животных.
Команды выполняют задание по очереди.
На экране слайд с изображением картинок для первой команды: обезьяна, белка, кот. Для второй команды: змея, медведь, мышь.
Ведущий называет высказывание. Детям-участникам команды необходимо определить, какое высказывание – истинное или ложное – и построить высказывание с помощью логических связок «верно/неверно».
Высказывания для команды 1:
Все животные имеют шерсть. Все животные умеют лазать по деревьям. Некоторые животные домашние. Некоторые животные травоядные. Ни одно животное не умеет летать.
Высказывания для команды 2:
Некоторые животные впадают в спячку. Все животные большие. Некоторые животные хищные. Ни одно животное не умеет лазать по деревьям. Все животные имеют когти.
Жюри подводит итоги конкурса.
Конкурс 3 «Радость к нам приходит!» (Приложение 2)
Ведущий: Продолжаем! Третий раунд!
Слайд с названием конкурса и цель.
Цель: формировать умение проводить аналогию между предметами и формулировать отрицание по аналогии.
Оборудование: индивидуальные карточки-задания для взрослых членов команды, задания на слайдах (4 шт.) для детей.
Родителям ведущий раздает индивидуальные карточки-задания с изображением новогодней елки. Участникам необходимо «украсить» елку игрушками (геометрическими фигурами) по определенным правилам.
1 ряд: 7 круглых игрушек, но не красных и не синих.
2 ряд: 5 красных игрушек, но не квадратных и не круглых.
3 ряд: 5 игрушек, но не круглых, не овальных, не синих и не желтых.
Одновременно с выполнением задания родителями, дети выполняют задание «Подарок». На экране изображена пустая коробка для подарка и различные предметы. Ведущий предлагает командам собрать подарки для своих друзей. Задание выполняют команды по очереди:
Задание 1 для команды 1: красный, но не летает и без окон.
Задание 1 для команды 2: коричневый, но не деревянный и не мягкий.
Задание 2 для команды 1: такого же цвета, как коробка для подарка, но не круглый и не железный.
Задание 2 для команды 2: зеленый, но не колючий и не круглый
Жюри проверяет правильность выполнения задания детьми и родителями. Оценивает конкурс.
Баттл исполнителей рэп-частушек
Ведущий: Предлагаю немного отдохнуть! Объявляю баттл исполнителей рэп-частушек!
Ведущий начинает читать рэп-частушки (Eminem, Lose Yourself, minus).
Вы услышите рэп-частушки
Приготовьте ваши ушки.
С нами вместе все детишки
Славные дочки и сынишки.
Изучаем мы информатику!
Это просто класс и фантастика!
Начинают баттл команды.
Все готовы? Раунд-раунд!!!
Далее представители команд (родители) по очереди читают подготовленные заранее частушки.
Жюри вручает всем исполнителям рэп-частушек снепбеки-оригами.
Конкурс 4 Блиц-игра «Кто молодец? Я – молодец!!!»
Ведущий: Продолжаем! Четвертый раунд!
Слайд с названием конкурса и цель.
Цель: формирование умения разбивать множество по двум и более совместным свойствам, производить логическую операцию «и», выделять и абстрагировать свойства предметов, выбирать правильное отражение свойств из предложенных вариантов, находить по названным функциям предмет, выполняющий их.
Оборудование: клаксон для каждого участника для подачи звукового сигнала.
Для участия в игре приглашаются по одному родителю от каждой команды.
Ведущий зачитывает высказывания с описанием какого-либо предмета или явления. Игрокам необходимо подумать, что было загадано и, после сигнала в клаксон, сказать ответ. Игроку, который быстрее своего соперника просигналил и ответил правильно, жюри присуждает 1 балл.
Побеждает та команда, участник которой получил наибольшее количество баллов.
– И беленький, и серенький, и трусишка. (Заяц)
– И от бабушки, и от дедушки, и от волка, и от зайца. (Колобок)
– И круглый, и зеленый, и полосатый. (Арбуз)
– И хищный, и с гривой, и царь зверей. (Лев)
– И праздничный, и синий, и красный, и с бородой. (Дед Мороз)
– И греет, и светит, и звезда. (Солнце)
– И колючее, и зеленое, и дерево. (Ель)
– И пушистая, и маленькая, и с орехами, и в дупле. (Белка)
Жюри подводит итоги конкурса.
Конкурс 5 «Вместе мы сила!»
Ведущий:
По ступеням выше-выше
Вверх, к успеху, мы всё ближе!
Пятый ранд!
Слайд с названием конкурса и цель.
Цель: формирование умения кодировать и декодировать простейшую информацию при заданных правилах.
Оборудование: напольное полотно; кубики (9 шт. для каждой команды): одна грань кубика закрашена определенным цветом (красный – 2 шт., синий – 2 шт., зеленый – 2 шт., желтый – 1 шт., фиолетовый – 1 шт., черный – 1 шт.), на противоположной грани – фрагмент картинки «котенок». На остальных гранях прикреплена контактная лента (липучка) для соединения кубиков между собой; карточка-задание (2 шт.).
1. Ребенок преодолевает путь по напольному полотну согласно карточке, на которой закодирован путь. Со стола берет корзину с кубиками и возвращается к команде.
2. У каждой команды карточки с кодом, который необходимо декодировать, и в соответствии с этим, сложить кубики. Если кубики сложены правильно, то, перевернув их, увидим картинку котенка.
3. Сложенные кубики один из детей несет на стол, преодолевая напольное полотно по условию: 1-я команда – только по клеткам с зеленым обозначением, 2-я команда – только по клеткам с красным обозначением.
По одному члену жюри наблюдают за выполнением правил игры каждой командой.
Жюри подводит итоги конкурса и всего баттла.
Слово предоставляется жюри. Проходит награждение команд.