Ирина ПАВЛОВИЧ,
классный руководитель 8 «А» класса
ГУО «Средняя школа № 1 г. Шклова»,
Могилевская область
Путешествия с классом – это форма организации внеклассной деятельности, а значит, и получения новых знаний, эмоций, впечатлений. Возможность выйти за рамки своей квартиры, дома, города – для детей всегда радостное событие. У ребенка подготовка к путешествию сопровождается бурей радостных эмоций уже только от предвкушения поездки. Посещение новых мест не только интересно, но и полезно с познавательной точки зрения. Дети практически без устали впитывают и запоминают информацию, ежеминутно получая новые знания, расширяющие кругозор. Путешествия дают ребенку целостное представление о мире и вызывают жажду познания. С каждой поездкой за пределы своего привычного мира ребенку хочется узнавать как можно больше, а это, в свою очередь, ключ к развитию личности, к постоянному самосовершенствованию. Помимо прочего, в поездке можно увидеть одноклассников и учителей в иных ролях, познакомиться с моделями поведения, отличными от принятых в близком кругу ребёнка.
По наблюдениям психологов, у детей, которые часто путешествуют, лучше развиты речь, память, мышление и творческая фантазия. Они более общительны и нередко становятся лидерами среди сверстников, увлекая их яркими эмоциональными рассказами о своих поездках. Им чужды скука и уныние – они всегда на позитиве. Кроме того, жажда знаний – залог успешной учебы и профессионального роста во взрослой жизни. Отправляясь в поездки с классом, мы воспитываем интересные, целеустремленные и всесторонне развитые личности.
Таким образом, становится очевидно, что экскурсия как форма организации воспитательной работы интересна для обучающихся. Поэтому с классом мы путешествуем уже четвертый год. Побывали с экскурсиями в разных уголках Беларуси. Такая форма ознакомления с историей регионов, объектами культурно-исторического наследия, музеями, предприятиями, современными достижениями является наиболее доступной и увлекательной для учащихся, а также способствует комплексному решению педагогических задач: воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных. Выбор нами экскурсионных маршрутов напрямую зависит от интересов и желаний учащихся, и соответствует перечню объектов, рекомендуемых Министерством образования Республики Беларусь для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам.
Экскурсии «отвечают» за мотивацию детей к учебе. Они наглядно показывают детям все проявления жизни и достижения человека в прошлом, настоящем и в какой-то мере будущем, помогают развить познавательный интерес у детей — то, без чего эффективное обучение невозможно. И в этом плане экскурсии выступают как вид познавательной деятельности учащихся, направленный в первую очередь на саморазвитие и самообразование.
В процессе обучения экскурсии выполняют несколько функций:
-
- активизируют познавательную деятельность учащихся;
- развивают эрудицию;
- расширяют кругозор;
- формируют мировоззрение;
- способствуют повышению культурного и интеллектуального уровня детей;
- помогают увидеть взаимосвязь теории и практики — основной фактор в освоении ряда предметов.
Исходя из опыта, мы определили несколько способов повышения активности школьников, а, следовательно, и повышение эффективности экскурсий:
-
- посещение разных видов экскурсий (прогулка, квест-экскурсия, экскурсия с мастер-классом и так далее);
- чередование «классических» экскурсий с новыми интерактивными форматами;
- выбор экскурсионных программ, максимально соответствующих уровню класса и информационно не перегруженных;
- проведение экскурсий для небольших групп с целью удержания внимания каждого участника; как вариант – участие в наборных (или сборных) группах.
Так, реализуя интерес детей к полетам, мы побывали в уникальном месте на окраине Минска – музее авиационной техники (музее самолетов), в экспозиции которого авиационная техника самых разных видов и классов общим количеством более 30 самолетов и вертолетов. Кабины боевых, пассажирских и транспортных самолетов и вертолетов открыты. Ребята не только посмотрели, но и вошли в авиационные экспонаты, изучили их изнутри, смогли посидеть в кабине пилота, примерить высотно-компенсирующий комбинезон, кислородную маску, специальное снаряжение парашютиста, то есть полностью ощутить себя либо ответственным пилотом, либо отважным парашютистом, либо просто пассажиром авиационного судна. Более того, здесь находится первый в Беларуси специализированный музей космонавтики. Дети изучили предметы и вещи, побывавшие на орбите вместе с легендарными космонавтами, уроженцами Беларуси. Центральный экспонат – капсула, в которой космонавты возвращаются на землю. Это было очень здорово. Так близко космос еще никто не ощущал! Возможно, в будущем, кто-нибудь из этих девчонок и мальчишек решит посвятить свою жизнь полетам.
Классный час на тему «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» (М.Горький) помог нам определиться с выбором направления очередного путешествия. Город Минск, Национальный исторический музей Республики Беларусь – один из наиболее популярных музеев страны. В его собрании находится самая многочисленная музейная коллекция в Беларуси – это более 500 тысяч единиц хранения. В музейных фондах и на выставочных площадях хранится уникальная коллекция кладов из разных уголков Беларуси, ценные документы, старопечатные книги, слуцкие пояса, коллекция музыкальных инструментов и оружия, ценная фарфоровая посуда и многое другое. Экспозиция и тематические долгосрочные выставочные проекты Национального исторического музея познакомили нас с различными аспектами жизни населения Беларуси с древних времен до двадцатого века. Благодаря творческому подходу работников музея дети были участниками не пассивной экскурсии, а интерактивного путешествия по страницам истории, где предметы и экспонаты открывали им свои тайны. Интерактивная игра «Кто ищет, тот найдет», сделанная в лучших традициях интеллектуальных квестов, помогла сделать каждому ее участнику важные для себя открытия. И как результат – Анастасия Бакачёва, учащаяся нашего класса, уже второй год подряд отмечается дипломами первой и второй степени на втором этапе республиканской олимпиады по истории.
С целью расширения кругозора детей, познаний в мире профессий, получения возможности соприкоснуться с процессом производства одного из самых древних продуктов питания, который и в настоящее время является самым необходимым на нашем столе – процессом производства хлеба, мы отправились в город Могилев, на один из хлебозаводов ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай». Вкусная и познавательная экскурсия «Искусство хлебопечения» не только позволила увидеть весь цикл производства хлебобулочных изделий от замеса теста до упаковки, но и познакомила учащихся с историей хлебопечения, с историей предприятия. А ведь в основе истории предприятия лежат вековые традиции белорусов – трудолюбие, любовь к родной земле и труду, гостеприимство. В рамках экскурсии дети посетили выставку, где представлен широкий ассортимент изделий авторской работы. Некоторые из них – настоящие произведения кулинарного искусства.
В финале экскурсии дети стали участниками мастер-класса по изготовлению украшений кондитерских изделий из мастики, за чашкой чая продегустировали кремовые кондитерские изделия и получили сладкие подарки от «Домочая». Каждая поездка помогает детям найти себя, открыть себя, свои способности для дальнейшего творчества, новых увлечений. В последнее время при организации сладких столов многие наши девчонки удивляют своим творческим подходом в изготовлении и украшении своих кулинарных изделий.
В первом полугодии этого учебного года в преддверии Олимпийских игр мы изучали Беларусь спортивную. Побывали в Борисове на футбольном стадионе «Борисов-Арена» — домашней площадке футбольного клуба БАТЭ. Космическое здание впечатлило не только своим видом, но и месторасположением: необычный серебристый объект смотрится весьма загадочно среди вечнозеленых тонких сосен. О том, что скрывается за футуристичными стенами мы узнали в процессе экскурсии. Нам рассказали об истории создания стадиона, этапах его строительства, различных технических особенностях и тонкостях, которые были применены в процессе строительства. Увидели, как выглядит стадион изнутри: побывали в раздевалке футболистов, посидели на тренерской скамейке, заглянули в VIP-ложу, пресс-центр, зону СМИ и другие интересные места. Убедились, что «Борисов-Арена» — уникальный стадион, и уникален он в первую очередь уровнем комфорта для зрителей, футболистов и прессы. А по техническим характеристикам он соответствует 4-й категории по классификации UEFA. Благодаря этому здесь могут проходить матчи уровня групповой стадии Лиги чемпионов и Лиги Европы. А ведь в нашей школе второй год как реализуется республиканский проект «Мой школьный футбольный клуб»! Решили, что с удовольствием приедем сюда еще раз уже в качестве болельщиков.
Второй локацией в этом путешествии была необычная усадьба «Дом кочевника» в деревне Костюки Борисовского района, где воссозданы традиции и быт кочевых народов и живут сибирские хаски. У нас была совсем нескучная экскурсия, которая началась с приветственного танца настоящих индейцев! Мы заглянули в жилища кочевых народов — монгольские юрты и индейские типи, с большим интересом познакомились с элементами быта монголов, национальной одеждой, с древними обычаями и шаманскими ритуалами. Самые незабываемые ощущения остались от общения с умными, отзывчивыми, дружелюбными, бдительными и нежными сибирскими хаски.
Изучая историю Беларуси, культуру Беларуси в XIX — начале XX в., на весенних каникулах мы отправились в поселок Жиличи Кировского района Могилевской области чтобы полюбоваться огромным дворцово-парковым ансамблем XIX века – родовым имением зажиточных землевладельцев Булгаков. По туристической привлекательности ему прочат третье место после Мира и Несвижа. Дворец хорошо сохранился, в том числе и его главная изюминка – кессонные потолки. Сейчас в большей части дворца идет реставрация, но нам все же разрешили посмотреть на работу реставраторов и полюбоваться на лепнину на потолках. Дети были очарованы красотой, богатством и величием комнат дворца. Все без исключения выразили свое желание вернуться сюда после окончания реставрации, ведь это будет действительно настоящий Жиличский Версаль.
В Год исторической памяти мы не могли не посетить небольшой поселок Красный Берег, находящийся недалеко от Жлобина в Гомельской области. Здесь находится одна из жемчужин истории архитектуры Беларуси – усадебно-парковый комплекс 19 в. Козелл-Поклевских и мемориальный комплекс «Детям – жертвам войны», который сегодня имеет национальное значение. Это единственный памятник именно детям, погибшим в страшных концентрационных лагерях гитлеровской Германии. В этой поездке дети испытали двоякие чувства. С одной стороны, восхищение от внешнего облика и внутреннего богатства усадебного дома, пейзажного парка на берегу реки Добосна, с другой стороны – боль и ужас Великой Отечественной войны.
Обсуждение увиденного в путешествиях стало неотъемлемой частью информационных и классных часов, уроков по МХК. Дети делятся впечатлениями с одноклассниками, находят интересный дополнительный материал о посещаемых объектах, интересуются деталями увиденного, пробуют творить.
Экскурсия по комплексу «Дукорский маёнтак» (Пуховичский район, Минская область) с посещением музея, конюшни, гончарной мастерской, мастерской ткачества, мастерской по изготовлению свечей, кузни, дома-перевертыша, катанием на бричке, а также экскурсия в уникальный музей игрушек – «Музей Детства» в Минске с захватывающими мастер-классами для юных любителей создавать игрушки и расписывать пряники своими руками, имели свое продолжение по возвращению домой. По просьбе детей на базе районного Дома культуры был организован мастер-класс по изготовлению свечей из натуральной вощины, где все желающие смогли «приручить огонь», создавая эко-свечи своими руками. А София Мартиновская, учащаяся 8 «А» класса всерьез заинтересовалась изготовлением кукол.
Вот так наши путешествия находят отклик в детских душах, открывают им родную Беларусь, знакомят с историей, культурой, искусством, традициями, ремеслами, открывают путь к изучению своих способностей и возможностей, учат творить и создавать, ценить и беречь. Так, исподволь, без нравоучений, опираясь на собственные эмоции, они учатся любить свою Родину.