Использование интерактивного пособия лэпбук на учебных занятиях в начальной школе

- 16:06Методичка, Начальная школа. Материалы к урокам

Ольга ИЗОТОВА,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 22 г. Гомеля»

 

 

 

 

 

 

В силу различных обстоятельств учебные занятия зачастую строятся по традиционной структуре. На таких занятиях дети пассивны, получают готовые знания, а работа построена на монологе педагога.

Неоднократно в современной педагогической литературе наше внимание обращается на то, что обучающиеся должны самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации [1].

Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребёнка, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках?

Сегодня мне хотелось бы ещё раз обсудить с вами, уважаемые коллеги, возможности использования метода лэпбук как средства формирования креативной и познавательной активности учащихся.

Такая форма работы интересна тем, что её выполняют совместно взрослый (педагог, родитель) и дети. Это небольшая самодельная интерактивная папка (и не только папка) с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой расположенная информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по определённой теме. Ребёнок может удобно разложить такой материал у себя на коленях и за один раз просмотреть всё содержимое. 

Эта интерактивная технология подходит больше для применения по закреплению материала, а также обобщению и повторению, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме.

Работа по изготовлению лэпбука проходит в несколько этапов:

1. Выбор темы.
2. Планирование материала.
3. Создание макета.
4. Изготовление лэпбука.
5. Демонстрация (презентация) лэпбука и непосредственное использование его в образовательном процессе.

Этап 1. Выбор темы. Пожалуй, это самый важный этап. Потому что именно здесь вы решаете, будет лэпбук формой обобщения знаний по одной теме или по целому разделу, ставите цель, задачи. Когда тема определена, можно перейти и к плану – следующему этапу.

Этап 2. Планирование материала. Необходимо продумать, какими материалами мы заполним наше учебное пособие (напоминаю, что это не просто книжка-раскладушка). Это могут быть биографии писателей, книжки-гармошки с играми, стихами, загадками, пословицами, картинками, конверты с играми, мозаиками, карточки с заданиями, кроссворды и т.д.

Этап 3. Создание макета лэпбука. Нужно продумать, в каком месте, в каком виде будет отображаться каждый из пунктов плана. Лучше будет всё это схематично зарисовать.

Этап 4. Изготовление лэпбука. Один из творческих этапов. Для изготовления лэпбука нужно выбрать необходимые материалы и инструменты: картонная папка-основа, цветной картон, цветная бумага, любой оформительский материал, декоративные элементы, тематические картинки, ножницы, клей. Все зависит от вашей фантазии и воображения. Можно воспользоваться готовыми шаблонами конвертов. Готовые шаблоны кармашков (да и интерактивные папки) для лэпбуков можно найти в интернете. Заполняем все кармашки подготовленным материалом. Лэпбук готов!

Этап 5. Демонстрация (презентация) лэпбука и использование его на учебном занятии.

В очередной раз с необходимостью преобразовать образовательную деятельность так, чтобы она стала не только познавательной, но интересной, творческой и увлекательной, я столкнулась при подготовке к учебным занятиям по литературному чтению. Ведь литературное произведение должно быть представлено, рассмотрено и изучено так, чтобы учащиеся усвоили содержание. А также чтобы, читая, они интенсивно думали, размышляли над прочитанным, испытывали чувство радости, печали, сострадания, сопоставляли образы одного произведения с другим, в соответствии со своим опытом жизни.

Так зародилась идея создания интерактивного музея Н.Носова. Хочу предложить вашему вниманию фрагмент урока литературного чтения во 2-м классе «Н.Носов. Живая шляпа».

 

Лэпбук «Знакомый незнакомец»
(интерактивный музей Н.Носова)

 

І Знакомство с биографией Н.Н.Носова

– Ребята, я сегодня очень торопилась на урок, потому что хотела поделиться с вами новостью. Дело в том, что сегодня на нашем уроке чтения открывается музей.

– Что такое музей?

– Для того чтобы у нас всё получилось, нам понадобятся слова «экспонат», «экскурсовод», «выставка». Как вы понимаете их значение?

Музей – учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения чего-нибудь.

Экскурсовод – руководитель экскурсии.

Экспонат – предмет, выставленный на выставке, в музее.

Выставка – собрание каких-нибудь предметов, расположенных где-нибудь для обозрения, а также место, где они собраны.

В нём уже появились первые вещи писателя (каким новым словом мы можем их назвать? (Экспонаты), о котором мы будем говорить. Давайте, скорей посмотрим на них.

(Изображение кинокамеры, киноплёнки, ордена Красной Звезды).

– Как вы думаете, кому принадлежат эти вещи? Не догадываетесь? Итак, несколько слов… Расскажу вам об этом человеке ….

– Этот человек родился в городе Киеве, в семье актёра. Детство его прошло в посёлке Ирпень, что недалеко от Киева. Разносторонне одарённый мальчик с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией, радиолюбительством. Закончив школу-семилетку, работал рабочим на бетонном заводе. Затем поступил в Киевский художественный институт, откуда потом перевёлся в Московский институт кинематографии. Окончил его в 1932 году и стал режиссёром-постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов (в том числе для Красной Армии, заслужив этим в 1943 году орден Красной Звезды).

По словам самого этого человека, в литературу он пришёл случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему всё новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников.

– Вспомнили ли вы имя этого человека? (Николай Николаевич Носов).

– Правильно. А почему именно эти вещи попали к нам в музей? Как вы думаете?

Рассуждения детей: кинокамера и плёнка, т.к. Н.Носов был режиссёром, а орден, возможно, потому что он воевал.

– В этом году Н.Носову исполнилось бы 105 лет!

– Ребята, сегодня нас ждет приятная встреча с одним из детских писателей – Николаем Николаевичем Носовым.

В процессе беседы на доске появляются картинки, и заполняется часть доски.

– Итак, мы с вами оформили в нашем музее что? Как назовём? (Выставка).

– Но музей будет создаваться не только у меня на доске, но и у вас на ваших рабочих местах. И делать это мы будем с помощью лэпбука. Возьмите вот такие заготовки (учитель демонстрирует). Как он называется? («Знакомый незнакомец»). Как думаете, почему я выбрала такое название? (Ответы учащихся)

Образец оформления титульной страницы лэпбука «Н.Носов»

 

– Давайте начнём оформлять лэпбук. (Учащиеся под руководством учителя оформляют страницу о писателе)

За это время была оформлена первая страница лэпбука (биография):

Заготовка листа 1 и готовый лист 1

 

ІІ Знакомство с творчеством Н.Н.Носова

– Рассмотрите внимательно фото и попробуйте понять, каким был человек, изображённый на слайде. Обратите внимание на глаза, улыбку. Какие они?

– Есть ли у вас дома книги Николая Николаевича Носова?

– Обратите внимание на его произведения. Я думаю, что вы уже знакомы с некоторыми их них.

Демонстрация обложек книг, вывешивание их на доску. Беседа о некоторых из них. В это время оформлялась вторая страница лэпбука (творчество):

Заготовка листа 2 и готовый лист 2

 

ІІI Формирование читательских компетенций

1) Создание диафильма (работа в парах)

– Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось.

Художник должен “перевести” язык писателя – слово – на свой язык, язык красок.

– Мы с вами сейчас составим свой диафильм, расположив картинки в определённом порядке. Работать будете в парах. Не забудьте, с чего должен начинаться любой рассказ, видеофильм.

Проверка производится на доске и на рабочих местах. После чего дети сигналят о правильности выполнения задания и приклеивают в лэпбук картинки.

Образец диафильма «Н.Носов. Живая шляпа» 

 

Нижеприведённые задания выполняются на странице лэпбука

2) Упражнение “Оживи слова”

– Все эти слова встречались вам в рассказе, восстановите их, добавив гласные.

к м д В л д В д к 
ш л п  с т л д в н
к х н к м н т к р з н
к т н к к р т ш к Н с в

 

3) Вставить пропущенные буквы

– Давайте проверим, насколько вы внимательны к словам, которые читаете. На доске записано самое начало рассказа. Пропущены некоторые буквы. Какие буквы надо вставить?

К…тёнок Васька с…дел на п…лу возле к…мода и л…вил мух. А на к…моде, на самом кр…ю л…жала шляпа…

Задания и упражнения по произведению Н.Носова «Живая шляпа» 

IV Итог урока. Домашнее задание

1 Итог урока

– Итак, ребята, посмотрите на ваш лэпбук. Получилось ли у нас создать музей Николая Носова? А кто мог бы провести экскурсию в нашем музее? А как называют такого человека, который проводит экскурсии?

(По возможности сделать небольшой обзор музея, используя материал лэпбука).

2 Домашнее задание

Подготовить пересказ текста по диафильму, используя лэпбук

 

Лэпбук «Моя родина»

Следующий пример. При проведении первого урока в 1-м классе, посвящённого истории развития нашего государства, мне захотелось рассказать ребятам о том, что обозначает понятие «родина». Такая простая идея, которую я хочу предложить ниже, помогает наглядно показать ребёнку, где место человека во Вселенной. Хочу представить вашему вниманию лэпбук, который создан не в привычной для нас форме – не в виде папки.

Итак, в течение учебного занятия учащимся раздавались круги разного размера (диаметр вы можете выбрать сами). Каждый круг сопровождался обсуждением и выполнением дополнительных заданий.

Круг 1. Моя галактика. Был показан ролик с демонстрацией красоты и совершенства галактики. Обозначено название «Млечный путь».

Круг 2. Моя система. Был продемонстрирован короткий ролик. Названы планеты, входящие в Солнечную систему.

Круг 3. Моя планета. Дети получили пустой круг. Было приклеено изображение и название.

Круг 4. Мой материк. Было рассмотрено изображение материка. Были перечислены страны, расположенные на этом материке. Перечислены животные и растения материка Евразия.

Круг 5. Моя страна. Было озвучено название нашего государства. Рассмотрены и приклеены основные символы – герб и флаг. Раскрашены области разным цветом.

Круг 6. Мой город. Из нескольких названий умеющие читать дети выбрали название нашего города. Были вклеены слова на эту страницу лэпбука.

Круг 7. Моя улица. Каждый ребёнок вспомнил название улицы, на которой проживает. Название улиц были вклеены.

Круг 8. Мой дом. Страница использовалась, как раскраска.

Круг 9. Я. У мальчиков и девочек были соответствующие изображения. Страница использовалась, как раскраска. Каждый должен был напечатать своё имя.

Элементы лэпбука «Моя родина», 1-й класс

Изображение готового лэпбука «Моя родина», 1-й класс

 

Примеры лэпбуков по предмету «Человек и мир» в 3-м классе

Следующим этапом знакомства моих ребят с методом лэпбук были учебные занятия по предмету «Человек и мир» в 3-м классе. В этом случае создание лэпбука происходило в течение нескольких уроков, так как учащиеся работали поэтапно, собирая все нужные и интересные материалы по разделу «Мой родной край».

Каждая тема раздела занимала определённое место в интерактивной папке. Я как инициатор и руководитель создала начальную форму. А собрать материал для заполнения было задачей учащихся. Лэпбук включал в себя и творческую работу – написание коротенького сообщения о животном или растении Республики Беларусь. Результат совместной деятельности отражён на фото ниже.

Аналогичным образом проводилась работа по изготовлению лэпбука по разделу «Человек и его здоровье».

В заключение хочу ещё раз подчеркнуть, что при использовании такой формы работы, как лэпбук, учитель выполняет роль помощника, одного из источников информации, но полученной не в виде готовой системы знаний. Обучающийся получает эту информацию в процессе собственной активности. Учитель не дает готовых знаний, но побуждает к самостоятельному поиску.

Рекомендую, чтобы создание лэпбука осуществлялось в рамках учебного занятия (одного или нескольких). Так у одноклассников появляется возможность услышать мнение друг друга и поделиться своими открытиями, а педагог имеет возможность оценить роль и работу каждого участника процесса создания интерактивной папки. 

Каждый лэпбук по-своему уникален, так как каждый из его создателей привносит нечто своё, оригинальное, творческое, в зависимости от того, как ребёнок воспринял и усвоил тему, какие средства он использовал для решения поставленных задач.

Лэпбук хорош и тем, что к его созданию можно привлечь родителей.

Мониторинг позволил мне убедиться, что темы с использованием лэпбука усвоены на более высоком уровне. Изготовление, а затем презентация своих работ очень нравится детям. Использование такой формы систематизации знаний подготавливает учащихся к самостоятельному поиску информации, меняет взгляд на проблему, учит творчески ставить и решать задачи.

Предлагаю каждому из вас, уважаемые коллеги, попробовать закрепить и отработать полученные на учебном занятии знания с помощью этого метода. Я думаю, что вы получите непредсказуемые результаты! А самое главное ˗ ваши учащиеся будут более уверены и замотивированы на дальнейшие открытия в различных образовательных областях.

 

Список источников

1 Активизация познавательной деятельности младших школьников. / под ред. М.П.Осиповой. – Минск, 2007.
2 Лэпбук. Развивающая и обучающая игра своими руками [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5ce53401a77c0800b350dc9a/lepbuk-razvivaiuscaia-i-obuchaiuscaia-igra-svoimi-rukami-5df14e971febd400b08d8c03 – Дата доступа: 28.02 2021.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий