Дидактическое пособие «Весёлый паровозик»

- 16:36Коррекционная педагогика. Авторские пособия, Методичка

Воспитатель дошкольного образования рассказывает об авторской разработке – дидактическом пособии «Весёлый паровозик».

 

Наталья СУГАК,
воспитатель дошкольного образования,
ГУО «Мозырский районный центр
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»,
Гомельская область

 

 

Вся деятельность по организации занятий с детьми с тяжелыми множественными нарушениями предполагает ознакомление воспитанников с предметами ближайшего окружения. Главной опорой при выполнении заданий и упражнений с предметами быта служат средства наглядности и практическая деятельность. Основная деятельность детей дошкольного возраста – игра. Поэтому воспитанников организуем так, чтобы они овладевали необходимыми навыками и умениями в игровой форме, как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дидактические игры и упражнения с различными видами застёжек способствуют решению коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

Мною было разработано, изготовлено и применяется на практике дидактическое пособие «Весёлый паровозик».     

Цель: развитие мелкой моторики пальцев, формирование навыков самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста с ТМН посредством использования дидактического пособия «Весёлый паровозик» с различными видами застёжек.

Задачи:

– формировать умение выполнять застегивание и расстегивание различных застежек в ходе игровых ситуаций (на пособии);

– развивать элементарные умения обследования предметов;

– создавать при игре чувство спокойствия, комфорта, эмоционального благополучия.

Дидактическое пособие «Весёлый паровозик» изготовлено из фетра и ткани с использованием различных простых и доступных бытовых предметов ближайшего окружения: пуговицы, шнурки, молнии, липучки. Оно состоит из паровоза и вагончиков, которые соединяются между собой с помощью трёх липучек, шнуровки, разъёмной молнии, а также с помощью эластичных петель из резинки и трёх пуговиц. На вагончиках и самом паровозике есть окошки-фигуры, которые приоткрываются. Под фигурами – липучки, на которые можно прикрепить различные картинки, фигурки как без тематики («Кто едет в вагончике?»), так и связанные с определённой темой («Домашние животные»). Колёса паровоза – это большие разноцветные пуговицы, которые можно потрогать, покрутить. В качестве наполнителя использовала синтепон.

Так как изделие предназначается детям дошкольного возраста с ТМН, то соблюдены требования по экологической безопасности, долговечности, легкости в обработке, доступности, функциональности, мобильности. Пособие отвечает всем требованиям безопасности, не содержит мелких съемных и травмоопасных деталей, изготовлено из экологически безопасных тканей, из доступных, недорогих материалов, легко утилизируется. Оно обеспечивает моторное, сенсорное развитие ребёнка, его интеллектуальное развитие. Эстетическое оформление вызывает интерес ребёнка.

Сначала дети просто рассматривают, трогают пособие. Для начала можно использовать паровоз и один вагончик и постепенно добавлять новые. Ребят привлекают знакомые предметы, и они охотно повторяют действия в начале в совместной деятельности, способом «рука в руке», затем самостоятельно. Постепенно задания и виды деятельности усложняются. Сначала показываю способы застегивания и расстегивания, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предлагаю ему выполнить то или иное действие. Учитывая ограниченные возможности детей с тяжелыми множественными нарушениями, предлагаю воспитанникам небольшой объем материала и использую многократное повторение. Даю возможность ошибаться, действовать максимально самостоятельно. И только потом, ненавязчиво, чтобы ребёнок не утратил интерес, предлагаю помощь. Во время формирования навыков использую побуждение, стимулирование деятельности, совместную деятельность, «рука в руке», указательный жест, демонстрацию способа решения.

Для поддержания интереса можно менять картинки под фигурами, можно использовать только игры с застёжками или знакомство с формой предмета и знакомство с цветом. Зачастую можно наблюдать, что дети быстро утомляются, сталкиваясь с решением задач. Но при переносе задачи в игровое действие, при создании ситуации успеха, детям становится интересно, они стараются выполнить задание правильно, красиво, самостоятельно. При этом каждый успех ребенка, даже самый маленький, сопровождаю похвалой, одобрением. Стараюсь создавать при игре атмосферу эмоционального благополучия, спокойствия и комфорта.

Важно отметить, что применение развивающих игр с различными видами застежек для детей с ТМН повышает эффективность занятия и способствует формированию навыков по социальной адаптации, так как используются знакомые, простые предметы: пуговицы, липучки, шнурки, молнии. С помощью пособия формируются навыки самообслуживания. Игра с «Весёлым паровозиком» способствует формированию представления о сенсорных эталонах, помогает расширить представления и знания об окружающем мире. Использование пособия на занятиях развивает мелкую моторику пальцев рук, внимание, мышление, координацию, воображение, наблюдательность, память, речь, обогащает сенсорный опыт воспитанников.

Использовать разработку можно как на подгрупповых и индивидуальных занятиях в учреждении, так и в свободной деятельности воспитанников. Доступно для изготовления и использования родителями в домашних условиях.

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий