Наталья БОЙКО,
руководитель физического воспитания
ГУО «Ясли-сад № 2 г. Свислочь»,
Гродненская область
В яслях-саду № 2 Свислочи на протяжении нескольких лет функционируют интегрированные группы, которые наряду со здоровыми сверстниками посещают воспитанники с нарушениями речи.
Для обучения и воспитания детей таких групп педагоги создают специальные условия и находятся в постоянном поиске новых подходов к организации образовательного и коррекционного процессов. В физкультурно-оздоровительной работе с детьми интегрированных групп с целью реализации задач коррекционной помощи была успешно апробирована инновационная здоровьесберегающая технология «Drums Аlive».
Физкультурные занятия в интегрированной группе имеют свою специфику и строятся на основополагающем принципе дифференцированного подхода в обучении и воспитании. При планировании я учитываю, что воспитанникам с нарушением речи характерны снижение мышечного тонуса, нарушение общей и мелкой моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, недостаточное развитие чувства ритма, несформированность физиологического дыхания, отставание в показателях основных физических качеств. С целью оказания коррекционной помощи обязательно применяю психогимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, элементы логоритмики (движения, которые сочетаются с речевым сопровождением: звуком, словом, фразой, стихами и т.д.). Они способствуют развитию речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению.
В процессе поиска дополнительных эффективных средств, использование которых было бы возможным в коррекционно-педагогической деятельности, в рамках педагогического самообразования, я изучила материалы, информирующие о том, что на современном этапе одной из инновационных здоровьесберегающих технологий является «Drums Alive» (с англ. – «живые барабаны»). Программа появилась в Германии (основательницей ее является хореограф Керри Экинс) и уже нашла широкое применение в дошкольных учреждениях России.
Технология «Drums Alive» – это имитация игры на барабане. Барабанами служат большие мячи – фитболы, закрепленные особым способом (между двух параллельно стоящих гимнастических скамеек или на отдельных подставках, корзинах); в руках – деревянные палочки. Основные задачи технологии «Drums Alive» – развитие двигательных навыков, чувства ритма, силовых качеств, снятие эмоционального напряжения. Основу ритмических упражнений составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения: ходьба и бег на месте, шаги в стороны, повороты, наклоны, прыжки, приседания, пружинки и т.д., в соответствии с определённым ритмом. Достоинство такой технологии в простоте и универсальности – «барабанить» могут все, независимо от физической подготовки.
В начале обучения я рассказываю и показываю детям, как держать палочки, как стоять около мяча (ноги согнуты в коленях, стопы на ширине плеч). Прежде чем начать выполнять удары под музыку, даю возможность постучать по мячам под счёт, двумя палочками одновременно, отдельно правой и левой, попеременно.
Для музыкального сопровождения я подбираю детские песенки с четким ритмом и обязательно с текстом. Делаю это для того, чтобы наряду с «живыми барабанами» можно было выполнять элементы логоритмики: дети не только выбивают ритм на барабане и выполняют спортивно-танцевальные движения, но и подпевают, что способствует развитию дыхания, тренировке звукопроизношения. Благодаря такому синтезу «Drums Alive» и логоритмики занятие имеет более значительный коррекционно-оздоровительный эффект.
Моим воспитанникам очень полюбилось барабанить, танцевать и петь одновременно под такие песни как «Танцы веселого робота», «Робот Бронислав», «Двигайся! Замри!» Как вариант, можно выбивать ритм и выполнять простые упражнения без музыкального сопровождения, а с проговариванием чисто- и скороговорок, стихотворений с четким ритмом, заранее выученных с воспитателями.
Технология «Drums Alive» даёт возможность доступно и эффективно не только оказать коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушением речи, но и укрепить здоровье дошкольников, посещающих общеразвивающие группы. Учеными доказано, что игра на барабанах способствует снятию психического напряжения, стресса, укрепляет иммунитет, развивает когнитивные функции мозга.
«Живые барабаны» способствуют повышению интереса к физической культуре и спорту у моих воспитанников, позволяют мне разнообразить занятия по физическому воспитанию, сделать их более интересными и эффективными. Но самое главное, выстукивание ритма в совокупности с пением и с танцевальными движениями вызывает восторг и положительный эмоциональный отклик у малышей. Ведь это уникальный случай, когда на занятии я не требую тишины и дисциплины, а наоборот, разрешаю шуметь, стучать и топать!