Людмила БОБОВИК,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгонь»,
Гродненская область
Внеклассное чтение – это особый раздел обучения детей чтению, цель которого – обеспечив детям знание книг из доступного круга чтения, вырабатывать у них привычку, а затем потребность самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически читать те книги, которые им нужны и интересны.
Систематическая, направляемая учителем собственная деятельность учащихся с книгой и среди книг, берущая начало на уроках внеклассного чтения, но непременно продолжающаяся во внеурочное время, должна стать главным стержнем системы занятий по внеклассному чтению.
Перед педагогом стоит задача: как следить за продвижением каждого ребёнка-читателя и в то же время не превращаться в безучастного контролёра за ходом формирования читательского опыта. Ведь от того, как осуществляется контроль знаний учащихся, во многом зависит их отношение к предмету, самостоятельность, инициативность, трудолюбие.
Можно осуществлять контроль за деятельностью учащихся с книгой с помощью стенда «Что мы читаем», на котором размещены кармашки-конверты с именами учеников класса. В кармашках учащиеся помещают вкладыши, где указывают автора и название книги, дату, когда взяли произведение в библиотеке. Учитель всегда может узнать, что читает или читал каждый учащийся, как он готовится или не готовится к уроку внеклассного чтения.
Изготовление такого стенда с кармашками может быть примером коллективного труда ребят. Каждый ученик класса делает один кармашек, а в результате получается изделие для совместного пользования.
Использование этого способа контроля позволяет систематически получать не только объективную информацию об овладении учащимися искусством подчинять себе «океан книг», но и констатировать определённый уровень знаний, корректировать и направлять учащихся.