Интерактивные онлайн-сервисы: возможности использования в образовательном процессе  

- 10:37Профориентация

Автор рассказывает об онлайн-сервисах для педагогов, которые позволяют сделать более интересной и эффективной работу с детьми разного возраста. Приведено много примеров программ, разработанных отделом по профориентации учащихся Гомельского государственного областного Дворца творчества детей и молодежи.

 

Галина МАЙОРОВА,
заведующий отделом по профориентации учащихся
УО «Гомельский государственный областной
Дворец творчества детей и молодежи»

 

 

 

 

 

Проникновение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности привело к глобализации процесса информатизации.

Современные учащиеся активно используют информационно-коммуникационные технологии, имеют постоянный доступ к электронным образовательным ресурсам и услугам (и в школе, и дома). Но поскольку участниками образовательного процесса являются также родители и педагоги, то и их информационная грамотность не менее важна.

Активное использование новых интерактивных сервисов и ресурсов может не только упростить и оптимизировать образовательный процесс, но и сделать его актуальным потребностям и более интересным для детей разного возраста.

Создание банка электронных средств обучения и диагностики по вопросам профориентации – одна из главных задач работы отдела по профориентации Гомельского областного Дворца творчества.

 

Например, сервис LearningApps (https://learningapps.org/) позволяет создавать интерактивные упражнения для проверки знаний. А в разделе «Все упражнения» можно найти множество готовых тренажеров в категории профессий и профориентации. Сервис представлен 20 видами интерактивных упражнений (приложениями) в игровом формате и предназначен для педагогов учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи. Имеет русский интерфейс, поэтому не вызывает трудностей при конструировании.

Если нет подходящего готового тренажера, то его можно разработать.

Созданный свой тренажер можно сделать публичным и тогда он появится в разделе «Все упражнения».

Разработать свой тренажер несложно, т.к. сервис предлагает механизм создания, различные типы игр, которые подойдут для любого возраста.

На каждый тип игры предлагается несколько примеров. Выбираем опцию «Создать новое упражнение» – и следуем инструкциям.

 

В работе с младшими школьниками популярностью пользуется онлайн-конструктор учебных тренажеров еТреники (https://etreniki.ru/). Здесь можно сконструировать пять разных типов тренажеров: «картофан», «кокла», «морфанки», «криптон» и «НЛО», каждый из которых имеет свои особенности разработки и использования.

Так, например, наш отдел по профориентации в этом сервисе разрабатывает игры типа «криптон» (названия профессий), «кокла» (орудия труда), «НЛО» (лишний предмет) и др. Ссылка на игры может быть скопирована и отправлена по электронной почте, опубликована в социальных сетях, мессенджерах. В нашем случае ссылки копируются и загружаются в облачное хранилище отдела по профориентации, где каждый желающий может, кликнув по ним, попасть в тренажер (https://etreniki.ru/W465D66Y53).

 

Сервис для разработки викторин, тестов, опросов, квизов Kahoot (https://kahoot.com) очень нравится учащимся среднего и старшего звена. На сервисе легко зарегистрироваться и создавать свои Кахуты. Это тот случай, когда учащиеся будут с удовольствием пользоваться мобильными телефонами на занятии, и педагог не будет против этого.

Сервис очень удобно использовать при дистанционном обучении, как интерактивный момент при закреплении пройденного материала, при актуализации знаний, усвоенных на прошлом занятии.

Переходим по ссылке, выбираем «Играть в качестве гостя». Кахут загружается. Предлагаем учащимся открыть приложение на своих телефонах, ввести код с экрана и подписаться своим именем или ником. Когда все желающие зарегистрировались, можно начинать игру. Одновременно играть могут 30 человек.

Отделом по профориентации с использованием этого сервиса разработаны викторины по следующим темам: «Лица профессионалов», «Профессиональные награды», «Народная мудрость» (пословицы и поговорки о профессиях), «Пусть меня научат», «Понятия по профориентации», «Кто по профессии или профессионалы», «Современные профессии», «Загадки для начальной школы», «Верите ли вы что…», «Мастера в литературе» (https://create.kahoot.it/share/3e71e742-f5e0-43eb-ad6b-088840538e1f) и др.

 

Рабочее пространство Storymap напоминает приложение для создания презентаций. Здесь также создаются слайды, только каждый из них имеет привязку к определенному месту на карте. Поэтому важна последовательность добавляемых слайдов. То есть учащийся будет перемещаться по карте в том порядке, в каком были построены слайды.

 

Используя сервис Storymap (https://storymap.knightlab.com) для создания интерактивной карты, отдел по профориентации разрабатывает интерактивные карты по темам: «По стопам профессии «Врач», «По стопам профессии «Переводчик», «История профессии «Парикмахер», «История профессии «Юрист» и др. (https://clck.ru/SFJHF).

 

Для развлекательного контента нами активно используется сервис JeopardyLabs (https://jeopardylabs.com), который позволяет создавать игры по типу «своей игры».

В вертикальные столбцы задаем тему, в горизонтальные – «стоимость вопроса». Можно выбрать количество участников. Участники игры по очереди отвечают на вопросы, результат подсчитывается автоматически.

 

Например, для учащихся старшего возраста используем понятия по профориентации, информацию о сферах профессиональной деятельности, новых профессиях и др. («По стопам профессий https://jeopardylabs.com/play/-5523277).

Переходим по ссылке, выбираем «1 команда», «2 команды», «3 команды», более команд или «Нет команды». Выбираем категорию. Отвечаем на вопрос, проверяем ответ.

Если играет несколько команд, то работает счетчик.

Так же работает игра для детей помладше «Загадки про профессии» https://jeopardylabs.com/play/-5530706

 

Очень прост в использовании сервис для создания облака слов Wordcloud.pro (https://wordcloud.pro/ru). Выбираем эскиз, добавляем слова. Оцениваем результат.

 

Например, выбрали эскиз в виде облака, в качестве слов добавили виды деятельности профессии «системный администратор», скачали картинку.

Варианты использования:

– предложить учащимся отгадать, что за профессия зашифрована;

– предложить самим зашифровать профессию, орудия труда, ведущие качества и др. для другой команды;

– зашифровать пословицу или загадку.

 

Подобных сервисов – создание облаков слов – много. Каждый имеет свои особенности. Но все они легки в использовании, имеют русский интерфейс, использовать их можно прямо в процессе занятия (копировать готовый текст, или записывать со слов учащихся).

 

Jigsawplanet.com (https://www.jigsawplanet.com) – интерактивный сервис для создания пазлов. Подходит для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Пазл создается в течение минуты. Выбрали картинку, указали количество частей, форму пазла и создали.

Младшие дети могут просто складывать пазл в режиме онлайн и называть профессию, атрибуты этой профессии и др. Можно собирать пазлы на скорость или использовать как отдельное задание в квесте (коллекция пазлов «Профессии для маленьких»: https://clck.ru/SredX)

Для старших учащихся можно усложнить. Например, в облаке слов зашифровываем пословицу. Скачиваем как картинку. Из этого изображения создаем пазл, тем более что по форме и количеству частей можно выбрать и более сложный вариант. Учащиеся сначала должны сложить пазл, потом из облака слов отгадать пословицу («Отгадай пословицу https://clck.ru/SrehB).

Как это выглядит.

Отгадай пословицу (для старших школьников) https://clck.ru/SrehB

Перемещаем элементы.

 

Когда собрали картинку, необходимо попробовать из слов прочесть пословицу.

В данном случае пословица звучит так: «Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду».

В коллекции «Пословицы для старших школьников» 15  пословиц.

 

Эти сервисы используются в рамках работы на каникулах, по запросам педагогов, в летних оздоровительных лагерях.

 

Так, с помощью названных онлайн-сервисов отделом по профориентации было разработано несколько игровых обучающих программ. Эти программы используются в работе областного лагеря художественного профиля «Страна детства», пришкольных лагерей учреждений общего среднего образования Гомеля и области.

 

Примеры программ, разработанных с использованием онлайн-сервисов

 

1. Для учащихся 6–10 лет

Коллекция «Викторины по безопасности»

https://create.kahoot.it/collection/2d733818-3357-4f56-ad48-05678ee758a0

Кахут «Загадки о профессиях»

https://create.kahoot.it/share/18a087f9-110a-4eea-8d83-a3d2524abc04

Jeopardy «Загадки о профессиях»

https://jeopardylabs.com/play/-5530706

Jigsawplanet «Профессии для маленьких» https://clck.ru/SredX

Puzzlecup «Мир профессий» http://puzzlecup.com/?guess=E5615E4BA9991E39

 

2. Для учащихся 10–13 лет

Коллекция «Викторины по безопасности»

https://create.kahoot.it/collection/2d733818-3357-4f56-ad48-05678ee758a0

Кахут «Верите ли вы что…»

https://create.kahoot.it/share/745c6e70-43dd-4324-85b5-99e16e839af3

Storymap «По стопам профессии «Врач» https://clck.ru/SFJHF

Е-treniki «Что лишнее» https://etreniki.ru/7FS5ZJJ39D

Онлай- викторина «Детям о детях» https://learningapps.org/watch?v=p8uzhrz5c21

Puzzlecup «Все профессии нужны» http://puzzlecup.com/?guess=3C2DFFA6109759BA

 

3. Для учащихся 13–16 лет

Коллекция «Викторины по безопасности»

https://create.kahoot.it/collection/2d733818-3357-4f56-ad48-05678ee758a0

Кахут «Народная мудрость»

https://create.kahoot.it/share/99c8be3d-8c03-4cc9-b0cd-54b87215c42f

Jeopardy «Мир профессий»

https://jeopardylabs.com/play/-5523277

Jigsawplanet «Пословицы о профессиях»

https://clck.ru/SrehB

Онлайн викторина «Детям о детях»

https://learningapps.org/watch?v=p8uzhrz5c21

Онлайн-тестирование по профориентации

Дифференциально диагностический опросник (ДДО, Е.А.Климов)

https://onlinetestpad.com/howm53gcup3to

Тест Д.Голланда по определению типа личности

https://onlinetestpad.com/hpgqhrsgmrfho

 

4. Для профориентационных лагерей

Онлайн-викторина «Детям о детях»

https://learningapps.org/watch?v=p8uzhrz5c21

Коллекция «Викторины по безопасности»

https://create.kahoot.it/collection/2d733818-3357-4f56-ad48-05678ee758a0

Кахут «Понятия профориентации»

https://create.kahoot.it/share/f893bf38-9e89-42b5-9036-aa0c0e864de8

Кахут «Современные профессии»

https://create.kahoot.it/share/62f01e9f-9764-4f19-84f7-f0be102096ab

Кахут «Лица профессионалов»

https://create.kahoot.it/share/048f3fd6-52f3-4453-9b47-5987ac06bb14

Кахут «Профессиональные награды»

https://create.kahoot.it/share/2f27d1a0-eaf7-492c-bde2-7f952db4e353

Кахут «Пусть меня научат»

https://create.kahoot.it/share/19593f16-7eb3-4bdb-9010-abf5c6fff4d9

Jigsawplanet «Пословицы о профессиях»

https://clck.ru/SrehB

Storymap «По стопам профессии «Врач»

https://clck.ru/SFJHF

Storymap «По стопам профессии «Переводчик»

https://clck.ru/VWmrm

Онлайн-тестирование по профориентации

Дифференциально диагностический опросник (ДДО, Е.А.Климов)

https://onlinetestpad.com/howm53gcup3to

Тест Д.Голланда по определению типа личности

https://onlinetestpad.com/hpgqhrsgmrfho

Анкетирование для детей и родителей

Анкета «Мое профессиональное будущее»

http://simpoll.ru/run/survey/808229f d   

Профессиональная анкета для родителей

http://simpoll.ru/run/survey/d9f8e23a

 

Отделом по профориентации постоянно разрабатываются новые игры, тренажеры и др. Интерактивные онлайн-сервисы позволяют создавать файлы и совместно работать над ними, обеспечить доступ к ним откуда угодно, в том числе, и с мобильного устройства.

В период летних каникул данная форма работы оказалась очень интересной и познавательной для ребят. В таких условиях педагог должен оперативно реагировать на изменения, происходящие в сфере цифровизации, отслеживать актуальные тенденции развития цифровых технических устройств, активно использовать и внедрять в образовательный процесс новые образовательные инструменты и сервисы, а также приучать учащихся не только активно, но и грамотно ими пользоваться.

Как это происходило можно посмотреть по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=rq-19T_Rx28

Несмотря на то что использование сервисов требует определенной подготовки, работа с ними легка и интересна как для педагогов, так и для учащихся.

Опираясь на проделанную работу, можно утверждать, что приведенные выше ресурсы являются эффективным способом взаимодействия в профориентационной, психопросветительской и иной деятельности – доступной формой работы для учащихся.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий