Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы

- 12:41Методичка, Русский язык и литература. Идеи

Елена ЗДАНОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Березовская средняя школа № 3»
Лидского района,
Гродненская область

 

 

 

 

Сегодня перед каждым учителем стоит задача осуществлять системно-деятельностный подход в обучении школьников, суть которого всем известна и состоит в том, чтобы на уроках и во внеурочной деятельности уйти от традиционного объяснения материала и создать условия, когда учащиеся самостоятельно добывают знания и могут использовать их на практике.

Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы направлен на:

– развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
– включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
– усиление практической направленности обучения предметам через вовлечение учащихся в различные виды деятельности;
– создание на уроках русского языка и литературы атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

 

Все эти задачи по формированию базовых компетенций при организации деятельного подхода на уроках русского языка и литературы можно решать на различных этапах урока через использование различных активных методов обучения, включение в урок элементов исследовательской деятельности, вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность. Перечисленные формы работы всем известны, но в разрезе деятельностного метода они становятся инновационными.

На мой взгляд, наиболее эффективной, отвечающей современным требованиям, является технология проблемного обучения, так как использование элементов этой технологии является результативным средством активизации мышления ученика. В своей работе я не стремлюсь каждый урок сделать проблемным (это достаточно сложно). Для меня важна практическая направленность урока. Важно показать ученикам, что ответы на многие вопросы находятся рядом и, подумав, найти эти ответы возможно. Мои ученики знают, что могут смело высказывать свои мысли, не боясь, что их осудят за «неправильность».

Элементы технологии проблемного обучения я использую в своей работе фрагментарно.

Создание проблемных ситуаций очень уместно на этапе актуализации знаний, когда предполагается наличие разных вариантов решения проблем или при постановке учебной задачи, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему показывают, что ему предстоит узнать.

Так, например, вводя новое понятие «предикативное наречие», предлагаю определить части речи в заранее подготовленном тексте. Учащиеся, как правило, ошибочно относят предикативные наречия к наречию или краткому прилагательному. Возникает ситуация противоречия между прежними знаниями и явным незнанием нового, того, что им предстоит узнать: что это за часть речи, которая похожа на известные, но не является ими. Аналогичная ситуация имеет место при изучении темы «Причастие», когда ученики принимают эту форму глагола за имя прилагательное.

В 5-м классе при изучении корней с чередованием предлагаю запись на доске: з(о а)ря, зорька, зарево. Спрашиваю: «Вас что-то удивляет? Какие вопросы у вас возникают?»

В 9-м классе при изучении темы «Знаки препинания в ССП» записываем предложение, в котором перед союзом и все поставили запятую, пользуясь имеющимися знаниями. Привожу правильный вариант и предлагаю вопрос «Почему?»

Вопросы побуждают детей высказывать различные версии для решения проблемы. Такая работа развивает навык творческого мышления и максимально близка к жизненным ситуациям.

Эту же технологию удачно использую на уроках русской литературы, в том числе и на этапе актуализации знаний. Так, до изучения повести М.Пришвина «Кладовая солнца» в 5-м классе создаётся проблемная ситуация: «Представьте, что вы надолго остались без родителей. Что бы вы почувствовали, что предприняли?» Далее предлагаю обратиться к произведению и посмотреть, как ведут себя герои.

В 9-м классе при изучении повести Н.В.Гоголя «Шинель» перед чтением записываем выражение Ф.М.Достоевского «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Возникает вопрос: «Какую проблему поднимал автор?» Ученики затрудняются ответить на вопрос с помощью уже имеющихся знаний, и это рождает потребность в новом знании, т.е. в прочтении произведения.

Уроки литературы сегодня просто невозможно провести без постановки проблемных вопросов. Так, при изучении произведения В.Г.Короленко «Дети подземелья» в 5-м классе на вопрос «Почему Вася, у которого есть дом, замечательные игрушки, няньки, сын судьи, оказался на улице?» дети приводят доказательства и находят правильный ответ: «Вася оказался на улице, потому что дома он был никому не нужен». «Почему Васе было хорошо в «дурном обществе»?» с– «Потому что там он был нужен, потому что там было бедно, но детей там любили, с ними по- своему, но занимались».

Живой отклик вызывают вопросы «Можно ли Васину ситуацию перенести в современность?», «Кого из героев вы выбрали бы себе в друзья? Почему?», «Чем опасны молчалины?», «Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?».

На уроках русского языка в качестве приема проблемного обучения часто использую грамматические сказки. Например, при изучении темы «Способы подчинительной связи в словосочетании» урок начинаю со сказки: «Решило Слово наняться на работу. Стало присматриваться к хозяевам. Первый хозяин – Согласование – добрый и справедливый, он требует от работника: «Я работаю, и ты делай, как я». Второй хозяин – Управление – очень строгий, он требует: «Делай то, что я прикажу!». Третий хозяин – Примыкание – ничего не требует, он просто просит: «Постой со мной рядом». Исследуя различные гипотезы, ребята должны объяснить смысл этой сказки.

Эффективными также являются игровые формы обучения, которые применимы как для младшего школьного возраста, так и для учащихся среднего звена. Очень часто использую игру «Четвертое лишнее», и на этапе закрепления учебного материала, и как контролирующую форму работы. Дети любят эту форму работы, это видно по их реакции. Конечно, можно сказать так: «Сейчас мы с вами будем повторять орфограмму Н и НН с суффиксах имен прилагательных». Но мы говорим: «А сейчас мы будем играть в «Четвертое лишнее», будем искать слова, разгадывать загадки нашего языка». Вовлекаются все, им интересно, ведь они так любят «искать» и «разгадывать». Какие действия проделывает при этом ученик? Он анализирует материал, вспоминает нужное правило, находит общее и различия и делает вывод.

Эффективной работой на уроках русского языка является работа с текстом, так как грамотно подобранный текст одна из возможностей развития нравственного потенциала учащихся, расширения их кругозора, пополнения словарного запаса. В процессе чтения происходит смысловая обработка информации: её выделение, организация, обобщение, критическое осмысление и оценка. Таким образом можно научиться глубоко понимать СЛОВО.

Результативными являются такие формы и методы организации работы как:

– комплексная работа с текстом;
– редактирование текста;
– различные виды диктантов;
– интеллектуально-лингвистические упражнения;
– работа с текстами-миниатюрами;
– составление синквейнов, кластеров к тексту.

 

Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными по содержанию, глубокими с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи. Подбираю тексты с изучаемыми и пройденными орфограммами. Стремлюсь, чтобы каждое предложение не только способствовало развитию речевых и орфографических навыков, но и содержало воспитательный момент.

При анализе текста стараюсь добиваться четких и грамотных ответов. Работа с текстом позволяет выполнять задания дифференцированно, предложить работу учащимся и с низкими, и с высокими способностями.

Практическая направленность работы над текстом актуальна в свете подготовки школьников к ЦТ по русскому языку, где есть задание, предусматривающее эти знания. Кроме того, этот вид работы позволяет формировать читательскую грамотность.

Большое значение уделяю повторению пройденного материала, для этого ввожу дополнительные задания на повторение изученного. Практически на каждом уроке проводится словарно-орфографическая работа, которая способствует закреплению орфографических навыков.

Начиная с 5-го класса, мои учащиеся ведут опорные конспекты, фиксируют основные правила русского языка. К 9-му классу они имеют готовый материал для повторения орфографии и пунктуации в сжатой, понятной и привычной для них форме. Этот же материал является полезным не только на уроках повторения в 9-м классе, но и на каждом рабочем уроке, так как изучать предмет, не повторяя пройденный материал, значит передать учащимся знания, не заботясь о том, насколько прочно они усвоены.

Считаю текущее повторение очень важным для формирования прочных знаний по предмету, и задача учителя – его грамотно и эффективно организовать. Используемые учащимися опорные конспекты и алгоритмы способствуют логическому осмыслению теоретического материала, развивают аналитические навыки. Усваивая то или иное правило, ребята продумывают пошаговые действия и составляют самостоятельно инструкцию по работе с ним, что позволяет контролировать свои учебные действия, с тем чтобы выйти на желаемый результат. Этот прием хорош тем, что школьники при ошибочном результате могут вернуться к «инструкции» и определить, что они не до конца уяснили для себя.

На этапе обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности эффективно использование таких приемов обучения, как синквейн и кластер, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность.

Синквейн – 5-строчная информация, построенная определенным способом:

1-ая строка – тема информации, выраженная существительным;
2-ая строка – описание темы двумя прилагательными;
3-я строка – действия темы в трёх глаголах;
4-ая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме;
5-ая строка – одно слово – синоним к первому слову, характеризующее суть предмета или объекта.

 

Синквейн позволяет решить сразу несколько задач:

– проверить, как учащиеся запомнили важнейшие понятия темы;
– изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой;
– синквейн можно писать как индивидуально, так в парах или в группах после прочтения текстовой информации.

Думаю, что все методы, применяемые учителем, хороши, если мотивируют учеников активно работать на уроке, позволяют эффективно активизировать познавательный процесс, помогают быстро и надолго усвоить материал. Важно это потому, что деятельность школьников должна быть осмысленна, и тогда она будет результативна.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий