Форматирование электронной таблицы. Урок информатики в 9-м классе

- 16:02Информатика, Методичка

Марина ЕФИМЕНКО,
учитель информатики
ГУО «Средняя школа № 2 г. Наровли имени И.М.Шаврея»,
Гомельская область

ml_jakonda@mail.ru

 

 

Тема урока: Форматирование электронной таблицы

Цели:

предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут
знать:
   – что такое форматирование электронной таблицы;

уметь:
   – форматировать ячейки электронной таблицы;

   – изменять границы и заливку ячеек электронной таблицы;
   – изменять форматы чисел;
   – готовить электронную таблицу к печати.

Задачи:

– содействовать формированию умения анализировать и сопоставлять информацию;
– способствовать развитию навыков самостоятельной работы при выполнении заданий на компьютере;
– создать ситуации для развития навыков сотрудничества через выполнение заданий физкультминутки.

Тип урока: комбинированный.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие «Информатика: учебное пособие для 9-го класса», рабочая тетрадь, карточки для проведения физкультминутки, тренажёр «Гимнастика для глаз», интерактивная доска, проектор, компьютеры с доступом к сети интернет.

 

Ход урока

1 Организационный этап

Поприветствовать учащихся, определить отсутствующих. Проверить готовность учащихся и класса к уроку.

 

2 Этап проверки выполнения домашнего задания

Организовать проверку домашнего задания, предложив ответить на вопросы 1–4 (с. 77).

Предложить «собрать» таймлайн (https://www.smartdraw.com), правильно сопоставив события и даты из § 10 (Приложение 1).

 

3 Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Предложить учащимся прочитать слово на доске, записанное змейкой:

м а т и р о в
р о ф е и н а

Результат – «Форматирование». Совместно с учащимися сформулировать тему урока: «Форматирование электронной таблицы» и цель урока:

знать
   – что такое форматирование электронной таблицы;

уметь:
   – форматировать ячейки электронной таблицы;
   – изменять границы и заливку ячеек электронной таблицы;
   – изменять форматы чисел;
   – готовить электронную таблицу к печати.

Предложить учащимся вспомнить, что означает «форматирование текстового документа», а также найти в облаке слов (https://wordscloud.pythonanywhere.com) понятия, связанные с форматированием, и высказать предположения, что собой будет представлять форматирование электронной таблицы (Приложение 2).

 

4 Этап усвоения новых знаний

При объяснении нового материала можно использовать фрагмент видеоурока (https://www.youtube.com/watch?v=rHMqthoYUr4&ab_channel=%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%A2%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2).

Прокомментировав видеофрагмент, предложить записать тему урока в тетрадь, а также выписать в виде таблицы основные команды форматирования на вкладке «Главная» и в окне «Формат ячеек»: форматирование шрифта, выравнивание содержимого по горизонтали и вертикали, установку границ и заливки ячеек.

Целесообразно использовать инфографику для наглядности. Обратить внимание учащихся на возможность автоматического форматирования ячеек с использованием стилей (Приложение 3).

Рассмотреть возможность применять форматирование к числам.

Разобрать процесс подготовки и вывода на печать данных электронной таблицы.

 

5 Этап первичной проверки понимания изученного

Предложить учащимся выполнить на интерактивной доске упражнение типа «Классификация», созданное с помощью онлайн-сервиса LearningApps.org (https://learningapps.org/display?v=pg8h9arwj22). Каждый выходит к доске по очереди и определяет одно понятие в необходимую колонку (Приложение 4).

 

Физкультминутка

Метод «Найди пару». Предложить учащимся найти пары соответствующих друг другу карточек (Приложение 5).

 

6 Этап закрепления новых знаний и способов действий

Совместно с учащимися составить план форматирования электронной таблицы в виде блок-схемы (Приложение 6):

1) Выделить диапазон ячеек или таблицу.
2) Проверить, имеется ли необходимый стиль, если применить автоформатирование. Если да, то завершить форматирование, при необходимости выполнить пункт 9, иначе перейти к пункту 3.
3) Установить необходимый формат данных в ячейках электронной таблицы.
4) Применить предпочитаемое выравнивание в ячейках.
5) Установить необходимый размер ячеек.
6) Установить необходимый шрифт, начертание и размер шрифта.
7) Установить необходимый цвет заливки ячеек и цвет шрифта.
8) Установить необходимые границы ячеек.
9) Воспользоваться дополнительными параметрами форматирования.

 

7 Этап применения знаний и способов действий

Предложить учащимся выполнить на компьютере упражнение 3 (с. 83, учебное пособие) (Приложение 7).

 

Физкультминутка для глаз

Предложить учащимся выполнить 2–3 упражнения, воспользовавшись тренажёром «Гимнастика для глаз» (Приложение 8).

 

8 Этап обобщения и систематизации знаний

Предложить учащимся, вернувшись к составленной блок-схеме и используя учебное пособие, назвать, на каких вкладках и каких окон находятся те или иные команды.

 

9 Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

Предложить учащимся выполнить самостоятельно на компьютере упражнение типа «Пазл «Угадай-ка», созданное с помощью платформы LearningApps.org (https://learningapps.org/display?v=pgon5vxt316) (Приложение 9).

 

10 Этап коррекции знаний и способов действий

Предоставить возможность учащимся исправить ошибки, если они их допустили.

 

11 Этап информации о домашнем задании

§13, ответить на вопросы 1–7 (с. 82, учебное пособие), дополнительно: *задания 4, 5 (с. 60, рабочая тетрадь).

 

12 Этап подведения итогов занятия

Предложить учащимся вернуться к цели урока (выводится на экран интерактивной доски). Обсудить, удалось ли её достичь.

Подвести итоги урока, оценить работу учащихся на уроке.

 

13 Этап рефлексии

Предложить учащимся продолжить фразы:

«На этом уроке я узнал(а), что…»
«Самым интересным для меня было…»
«Наиболее сложным оказалось…»
«Хотелось бы узнать…»

Приложения 1-9

 

Список использованных источников

  1. Пузиновская, С.Г. Информатика: план-конспект уроков: 9 класс / С.Г.Пузиновская, О.А.Счеснович. – 3-е изд., перераб. – Минск : Аверсэв, 2020. – 122 с.: ил.
  2. Информатика: учебное пособие для 9 класса / В.М. Котов [и др.] – Минск : Народная асвета, 2019. – 168 с.: ил.
  3. Многофункциональный онлайн-сервис SmartDraw [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.smartdraw.com. – Дата доступа: 01.02.2022.
  4. Онлайн-сервис для создания блок-схем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://programforyou.ru/block-diagram-redactor: 01.02.2022.
  5. Онлайн-сервис для создания интерактивных упражнений для проверки знаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://learningapps.org. – Дата доступа: 01.02.2022.
  6. Онлайн-сервис для создания облака слов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wordscloud.pythonanywhere.com. – Дата доступа: 01.02.2022.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий