Нетрадиционные техники аппликации в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

- 16:48Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

Инга МОРАР, 
воспитатель
ГУО «Специальный детский сад № 9 г. Речицы»,
Гомельская область

 

Я работаю в группе для детей с тяжелыми на рушениями речи третий год. Изучение особенностей формирования изобразительных навыков детей младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи показало, что задержка речевого развития влечет за собой задержку развития воображения. Это связано с бедностью речевого опыта и речи.

По собственному опыту могу сказать, что дети с ТНР недостаточно владеют изобразительными умениями и навыками. Их самостоятельная деятельность, как правило, носит репродуктивный характер: по памяти изображают то, что уже умеют. Важно вносить в обучение коррекционно-развивающую направленность. Стараться максимально разнообразить работу по обучению изобразительной деятельности.

Одним из ее видов является аппликация. Использование ее в работе, благоприятно влияет на гармоничное и всестороннее развитие личности, развивает мелкую моторику, формирует художественные и графические навыки, развивает творческие способности, пространственное восприятие и фантазию. Особенно эффективно, на мой взгляд, включать в коррекционно-развивающий процесс нетрадиционные техники аппликации.

На занятиях аппликацией воспитанники с ТНР получают первые знания и представления о материалах и инструментах, осваивают новые способы взаимодействия с бумагой, получают эмоциональный опыт от создания поделок.

На занятиях по изобразительной деятельности я использую ряд нетрадиционных техник.

«Обрывная аппликация»

Вид аппликации, при которой бумага рвется на одинаковые по форме и цвету кусочки. Выкладывается на контур. Такой вид аппликации хорошо передает фактуру изображения. Удачными и милыми получаются изображения пушистых овечек, кучерявых облаков. Такая аппликация развивает мелкую моторику и творческое мышление. Для основы лучше использовать картон или плотную бумагу.

 

«Накладная аппликация»

Техника позволяет создать разноцветное изображение. При выполнении такой аппликации детали наклеиваются слоями. Каждая последующая деталь должна быть меньше предыдущей по размеру.

«Мозаика» или «модульная аппликация»

Для такой аппликации используется большое количество вырезанных кружков, квадратов или треугольников. Можно использовать кусочки рваной бумаги.

«Симметричная аппликация»

Это аппликация из предметов или фигур, имеющих симметричное строение, которые наклеиваются на фон. Детям очень нравится работать в данной технике. Наиболее распространенные симметричные изображения; бабочки, вазы, геометрические фигуры, фрукты и овощи.

«Ленточная мозаика»

Такая аппликация хорошо подходит для коллективных творческих работ. Для поделок в данной технике используются полоски и прямоугольники из бумаги, которые складываются гармошкой. Прием позволяет вырезать много одинаковых изображений. Они могут быть разрозненными или соединенными между собой.

«Аппликации из салфеток»

Салфетки – доступный и простой материал для поделок и аппликаций. Их можно сминать, скручивать, разрезать и разрывать на кусочки. Затем приклеивать на картонную основу.

«Аппликации из круп»

Для таких поделок используется манка, рис, пшено. Крупы окрашиваются в различные цвета с помощью гуаши и воды. Активно применяются техники «посыпание» (на клеевую основу), «вдавливание» (например, в пластилиновую основу).

 

«Аппликация из природного материала»

Летом и осенью широко применяются поделки из природного материала. Используются засушенные цветы, травы, семена. Детей можно активно привлекать к сбору и подготовке материала для аппликаций. Это воспитывает любовь к природе, бережное к ней отношение, аккуратность, творческое воображение, наблюдательность и трудолюбие.

«Квиллинг»

В работе с детьми дошкольного возраста с ТНР сложно, но возможно использование техники бумагокручения. Длинные, тонкие полоски бумаги скручиваются в спирали и приклеиваются на изображение.

«Торцевание»

Для этой техники используется гофрированная бумага. Кусочки бумаги скручиваются при помощи стержня от шариковой ручки и приклеиваются к основе по принципу мозаики.

Хочу отметить, что, используя эти виды работы с детьми, я в довольно короткие сроки вижу динамику в увеличении словарного запаса, сформированности пространственных представлений, повышении культуры межличностного взаимодействия детей в группе. Последовательное и систематическое использование в изобразительной деятельности подобных занятий дает возможность осуществить переход на качественно новый уровень развития изобразительных умений у детей с ТНР.

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий