Автор говорит о роли кинезиологических упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников. В материале приводятся примеры таких упражнений.
Мария ЧИКИДА,
педагог-психолог
ГУО «Ясли-сад № 37 г. Мозыря»,
Гомельская область
Я очень люблю свою работу и стремлюсь к тому, чтобы сделать ее интересной, креативной и наиболее продуктивной. Поэтому часто обращаюсь к современным и новым методам воспитания и образования дошкольников. Чтение разнообразной литературы, серфинг по сайтам, просмотр обучающего видео помогает получать разнообразную информацию, путем анализа вычленять главную мысль и смотреть на проблемную ситуацию под другим углом, качественно расширяя границы своего мышления, воображения и креативности.
Ежегодно в рамках психодиагностического направления производится диагностика готовности старших дошкольников к обучению в школе. Разумеется, дошколята показывают разный результат. И тем деткам, которым нужна «доработка» по каким-либо направлениям, мне бы хотелось предложить нейропсихологические упражнения на установление наиболее прочных нейронных связей и активацию левого и правого полушарий мозга одновременно.
Такие упражнения не позволяют получить готовые ответы на возникающие вопросы, но запускают механизмы многих психических познавательных процессов, в частности: памяти, внимания, воображения. Упражнения активизируют любопытство и любознательность, улучшают пространственное представление, развивают крупную и мелкую моторику, снижают утомляемость и повышают работоспособность, помогают подготовить почву для наиболее эффективного усвоения материала и стимулируют продуцирование новых идей.
Разработкой и изучением влияния таких упражнений на мозг занимается наука кинезиология, а сами упражнения получили названия кинезиологические.
Примечательно, что занятия проводятся с небольшой группой/подгруппой детей. В нашем учреждении дошкольного образования, поскольку методика еще относительно нова, занятия проводились в индивидуальной форме, как составляющая коррекционно-развивающего занятия.
Для проведения занятия крайне важно установить с воспитанником или группой воспитанников доброжелательную атмосферу и благоприятный эмоциональный климат. В противоположном случае занятия будут иметь низкую эффективность. Допустимо и в некоторых случаях даже рекомендуемо использование спокойной музыки. Продолжительность занятия составляет от 10–15 до 25 минут, важно при этом учитывать возраст воспитанников.
При планировании нашего занятия кинезиологические упражнения использовались в качестве элементов перехода и переключения с одного вида деятельности на другой, а также для создания у детей ориентировки и настроения на продуктивную интеллектуальную деятельность.
Наиболее распространенными являются такие упражнения как «Колечко», «Ладонь – ребро – кулак».
При выполнении упражнения «Колечко» поочередно и как можно быстрее перебираем пальцы рук, при этом соединяя каждый палец с большим пальцем. Сначала соединяем большой и указательный палец, работаем только с левой рукой. Затем соединяем большой и средний палец левой руки, большой и безымянный, большой и мизинец. Усложняем задание и делаем те же движения обеими руками. Еще усложнить задание можно, переплетая кольца правой и левой руки. Важно, что переход к более сложным упражнениям возможен только при хорошо отработанном простом.
Проводить комплекс упражнений можно и в игровой форме в подгруппах.
Игра «Не потеряй колечко»
Выбирается ведущий. Воспитанники становятся в круг и по команде ведущего начинают упражнение, можно под музыку. Ведущий называет команды. Например: только правая рука, только левая рука, обе руки, перебираем пальцы, пропуская указательный. Кто сбивается, тот выбывает из игры. Наиболее сложным вариантом игры являются обратные колечки. В этой игре на правой руке смыкаем большой палец и мизинец, а на левой – большой палец и указательный. Далее по порядку.
Упражнение «Ладонь – ребро – кулак» выполняется на ровной плоскости (стол, книга и прочее). Первоначально ребенку демонстрируются положения руки: ладонь на плоскости стола, затем сжимаем ладонь в кулак, ставим ладонь ребром на плоскость стола. После демонстрации воспитаннику предлагается повторить по памяти движения правой рукой, а после – левой и обеими руками. После того как программа усвоена, можно пробовать усложнять упражнения и отрабатывать более сложные варианты.
На столе перед воспитанником лежит заранее заготовленное поле с кружками разного цвета. С одной стороны изображено два кружка, ниже один, и опять два – один, с другой стороны – зеркально противоположно. Левой рукой ставим пальчики на поле с левой стороны, правой – на правое поле. И прыгаем пальчиками, словно играя в классики. Сложность упражнения в том, что при зрительном восприятии кружки разного цвета сбивают порядок действий пальцами и нужно быть предельно внимательным. При многократном повторении упражнение получается всё лучше.
Примечательно то, что еще наши бабушки и дедушки обращались к кинезиологическим упражнениям, даже не подозревая о том, какой вклад они вносят в интеллектуальное развитие своего внука или внучки. Многие замечали, как бабушки и дедушки играют с маленькими детьми в «сороку-ворону», «мальчик-пальчик, где ты был», приговаривая при этом стишки-потешки. Все это тоже можно отнести к элементам кинезиологических упражнений.
Для того чтобы получить хороший результат, необходимо проводить ежедневную кропотливую работу. Время проведения одного упражнения составляет примерно 30–60 секунд. Ориентируясь на механизмы уже существующих упражнений можно придумать множество вариаций и весело и увлекательно проводить время как специалистам в учреждении дошкольного образования, так и родителям дома, вместе со своими любимыми детьми.