Татьяна СПОГАР,
учитель английского и немецкого языков
ГУО «Средняя школа № 1 г. Новогрудка»,
Гродненская область
Поиск новых средств налаживания межличностного взаимодействия учащихся в процессе усвоения учебного материала привел меня к выводу, что использование интерактивных интернет-инструментов при обучении иностранным языкам не только значительно повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, но также способствует организации социального взаимодействия между учащимися.
Такими возможностями обладает инструмент Mentimeter-онлайн – ресурс для создания интерактивных презентаций, опросов, голосования в режиме реального времени, позволяющий получать моментальную обратную связь от учащихся. Mentimeter способен визуализировать любую информацию, необходимую для изучения или обсуждения на учебном занятии.
Изучив широкие возможности данного сервиса, я его применяю на различных этапах учебного занятия.
На этапе целеполагания предлагаю детям составить облако слов из задач на учебное занятие. Облако слов является также отличным инструментом построения ассоциограмм, когда моим учащимся необходимо актуализировать лексические знания по той или иной теме.
На рисунке выше представлен скриншот экрана – облако слов «Задачи на учебное занятие», созданное учащимися 8-го класса.
Поскольку сервис работает как интерактивная презентация, то на слайде можно задавать проблемные вопросы по теме с помощью функции Open ended questions, Q&A и просить учащихся отвечать на них в их смартфонах. Такой формат задания я использую на этапе определения темы учебного занятия, при работе над содержанием прочитанного текста или просмотренного видео-контента.
Тип задания Q&A дает возможность задавать учащимся вопросы, которые будут отображены на экране. Этот формат задания я использую при введении в иноязычную атмосферу и совершенствовании грамматических навыков детей по построению вопросительных предложений.
Сервис Mentimeter имеет функции работы с видео- и аудиоконтентом, цитатами известных людей, графическими изображениями. В каждой презентации можно создать до трех слайдов. На первом слайде размещается определенный контент, 2-й и 3-й слайды можно определить под выполнение интерактивного задания с привлечением учебного материала из первого слайда.
Чтобы востребовать личный опыт учащихся в рамках обсуждения определенной проблемы, я организую деятельность детей по созданию динамической диаграммы предпочтений, которая, соответственно, затем используется как опора построений монологических высказываний.
Выше представлен скриншот слайда – пример динамической диаграммы предпочтений «Leisurea ctivities», выполненной учащимися 9-го класса (в данном случае ребятам необходимо было проголосовать за любимые виды времяпрепровождения).
Используя еще один инструмент сервиса Mentimeter – онлайн-опрос, я учу своих учеников сравнивать, сопоставлять информацию и делать выводы. Опрос может включать серию вопросов с разными типами ответов: множественный выбор (один или несколько из нескольких), открытый ответ, оценка по шкале, ранжирование ответов в пределах 100 %, ввод ответа в виде точки на плоской координатной плоскости.
Этот рисунок показывает пример инструмента «оценка по шкале «Ways of travelling», выполненный учащимися 5-го класса. Следующим этапом данного интерактивного упражнения стало сравнение видов транспорта с преобразованием прилагательных в формы сравнительной и превосходной степеней сравнения.
Опыт работы показывает, что анонимное голосование может эффективно применяться как инструмент формирующего оценивания, когда необходимо определить общий уровень понимания темы, вопроса учащимися. Оно имеет ряд положительных свойств, в частности:
– анонимность позволяет голосующему избежать стереотипного мышления и выразить открыто личное мнение;
– отсутствие критики или отрицательной оценки со стороны окружающих позволяет респондентам легче выразить себя.
Для проведения опроса в классе необходимы технические устройства:
– ПК/мультиборд с трансляцией изображения на экран;
– смартфоны или планшеты с выходом в интернет – у учащихся. Голосование осуществляется на сайте, поэтому специального приложения на смартфоне или планшете не требуется.
Для работы с сервисом Mentimeter необходимо зарегистрироваться на сайте mentimeter.com. После прохождения процедуры регистрации необходимо войти в свой личный кабинет на сайте и выбрать пункт «Новая презентация» (New presentation). После этого необходимо дать заголовок презентации и выбрать тип презентации. Учащиеся заходят на короткий сайт Menti.com и вводят цифровой код, который генерирует сам сервис каждый раз, когда проводится опрос.
В итоге преимуществами работы с онлайн—сервисом Mentimeter для меня являются:
– быстрый результат обратной связи в режиме реального времени;
– повышение мотивации обучения за счет интерактивной обратной связи;
– высокая степень визуализации и легкость представления результатов для аудитории, которые используются как опора для проведения письменных и устных проектов, построения диалогов и дискуссий;
– возможность формирования отсроченного результата, интерактивная актуализация лексических и грамматических знаний учащихся.
Внести какую-то изюминку в учебное занятие – задача каждого учителя. Menti.com является одной из таких изюминок, не дающих учащимся возможности заскучать при изучении иностранных языков.