Марина ВЕРСАЛЬ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 2 г. Каменца»
Брестская область
Синтаксис очень тесно связан с другими разделами науки о языке: фонетикой, лексикой, морфологией. При повторении синтаксиса простого предложения в рамках подготовки к ЦТ в 11-м классе одной из тем, вызывающих затруднение, является тема «Односоставные предложения». Затруднения эти, в основном, связаны с неразличением типов односоставных предложений и способов выражения в них главного члена. Поэтому целенаправленная работа по повторению теории и практическому закреплению материала по данной теме важна.
Разработанный мною урок «Односоставные предложения» в 11-м классе содержит в своей структуре элементы различных современных образовательных технологий (ТРКМ, технологии Блума, формы таблиц, интерактивных методов и приёмов). Это позволяет сделать его более насыщенным, интересным, продуктивным, направленным на реализацию стоящей перед современным обществом цели: воспитание личности, подготовленной к самостоятельным действиям, способной к саморазвитию, готовой к принятию ответственных решений.
Цели:
– обучение различению типов односоставных предложений, систематизации и обобщению изученного материала, использования межпредметных связей;
– развитие умения применять полученные знания на практике, пополнение словарного запаса учащихся, расширение их кругозора;
– воспитание интереса к русскому языку
Без умения видеть грамматическую основу невозможно стать
синтаксически и пунктуационно грамотным человеком.
А.А.Шахматов
Ход урока
I Организационный момент
II. Определение темы и целей урока (урок сопровождается презентацией)
1 Вступительное слово учителя
– Почему академик Шахматов считал, что умение видеть грамматическую основу влияет на пунктуационную грамотность человека?
– Найдите в этом предложении грамматическую основу. Какое оно по структуре? (односоставное). Один учащийся у доски.
– Сформулируйте тему нашего урока.
2 Объявление темы, целей урока
Цели: вспомнить типы односоставных предложений, совершенствовать умение различать их.
Материалом для работы послужат примеры из замечательного романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», который мы с вами открываем для себя на уроках литературы.
III Актуализация знаний
Самостоятельное выполнение упражнения 1 (Приложение 1).
Задание: подчеркните грамматические основы, найдите односоставные предложения
IV Работа по теме урока
Повторение теоретического материала. Фронтальный опрос, учащиеся приводят примеры предложений из только что выполненного задания:
– Какие предложения принято считать назывными?
– Какие предложения называют определённо-личными?
– Какие предложения называют неопределённо-личными?
– Какие предложения называют безличными?
– Но односоставные предложения следует отличать от неполных двусоставных. Как это сделать?
V Закрепление
1 Выполнение упражнения 2 (Приложение 2), в парах, один учащийся у доски.
Задание: определите типы предложений (двусоставное, односоставное)
2 Проверка, комментирование
3 Словарно-лексическая работа: объяснение слов мессир, прокуратор, игемон.
– Существует еще один тип односоставных предложений. Какой? (обобщённо-личные)
4 Устное упражнение
Задание: закончи пословицы.
5 Анализ текста
– Какие предложения преобладают в тексте? (односоставные неопределённо-личные)
– Чему способствует употребление этих конструкций? (динамика, «нанизывание» действий; важно не кто, а что совершается)
6 Динамическая пауза
– Многие произведения М.Булгакова были экранизированы. Давайте попробуем угадать, кто есть кто.
Учащиеся по очереди выходят к доске, берут одну из разложенных на столе фотографий (они лежат изображением вниз) и прикрепляют на доску рядом с названием фильма: «Мастер и Маргарита», «Иван Васильевич меняет профессию», «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Дни Турбиных».
7 Тест
Выполнение учащимися теста (ответы записывают в тетрадь). Один учащийся у ИАД (тест создан в образовательном сервисе LearningАpps).
Самопроверка по ключу на доске.
VI Подведение итогов
Приём «Ромашка Блума»
6 учащихся по очереди выходят к доске, «отрывают» лепесток у ромашки и задают классу вопросы: простой, уточняющий, интерпретирующий, оценочный, творческий, практический.
VII Рефлексия
Оцените свою работу и степень понимания темы:
– я знаю и могу определять все типы односоставных предложений;
– я знаю, но затрудняюсь определять типы односоставных предложений;
– я не знаю типы односоставных предложений.
VIII Выставление оценок
IX Домашнее задание
Найти в тексте романа «Мастер и Маргарита» по два примера каждого типа односоставных предложений.
Приложение 1
Упражнение 1
Задание: подчеркните грамматические основы, найдите односоставные предложения
1. В саду было тихо.
2. Вот так история!
3. Его быстро разъяснят.
4. Шипящий в горле нарзан?!
5. И слушать не стану.
Приложение 2
Упражнение 2
Задание: определите типы предложений (двусоставное, односоставное – тип)
1. Да отрежут лгуну его гнусный язык!
2. И ночью при луне мне нет покоя.
3. Сидите здесь на скамейке и умоляйте его…
4. Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали!
5. Мессир! Суббота.
6. Опять освещенная магистраль – улица Кропоткина, потом переулок, потом Остоженка…
7. Римского прокуратора называть – игемон.
Приложение 3
Тест
1. В какой строчке во всех словах пишется буква «и»?
1) пр…близился, зас..дание, п…сок;
2) пр…вязались, пр…бавлял, н…чуть;
3) пр…менить, бр…згливо, пр…соединиться;
4) пр…красно, пр…щурилась, проб…раться.
2. Выберите слово, в котором количество букв и звуков совпадает
1) двадцать;
2) робко;
3) головою;
4) Иешуа.
3. Какое слово образовано приставочным способом?
1) закричал;
2) удивительный;
3) сумасшедший;
4) утренний.
4. Укажите односоставное неопределенно-личное предложение
1) Артиста Воланда можно попросить?
2) У нас в доме нечистая сила!
3) Так пропадите же вы пропадом с вашей обгоревшей тетрадкой и сушеной розой!
4) Никанора Ивановича вызывали в переднюю его квартиры, брали за рукав, что-то шептали…
5. Укажите односоставное безличное предложение
1) Неужели, мессир, в праздничную ночь гостей за столом разделяют на два сорта?
2) Покажи нам для начала что-нибудь простенькое.
3) А сейчас хорошо на Клязьме!
4) И произошла невиданная вещь.
6. Укажите односоставное определённо-личное предложение
1) Сыграйте и со мной в такую колоду…
2) Герлэн, Шанель номер пять, Мицуко, Нарсис Нуар, вечерние платья…
3) Пришедший подмигнул Ивану, спрятал в карман связку ключей…
4) Вы вообще не любите цветов?
7. На месте каких цифр следует поставить знаки препинания?
Ты не можешь даже и думать (1) о чём-нибудь (2) и мечтаешь только о том (3) чтобы пришла твоя собака (4) единственное (5) по-видимому (6) существо (7) к которому ты привязан.
Ключ к тесту
1 – 2, 2 – 2, 3 – 1, 4 – 4, 5 – 3, 6 – 1, 7 – 3, 4, 5, 6, 7.