Людмила МАКАРЕВИЧ,
учитель трудового обучения
ГУО «Средняя школа № 5 г. Новогрудка»,
Гродненская область
Класс: 9
Тема: Домашняя экономика
Цель урока: овладение элементарными практическими навыками по планированию семейного бюджета
Задачи:
– сформировать представления о семейном бюджете;
– воспитывать уважительное отношение к членам семьи;
– развить умение применять финансовые знания в различных жизненных ситуациях.
Тип урока: комбинированный урок.
Межпредметные связи: информатика, математика, финансовая грамотность, физика.
Материалы и оборудование: учебное пособие «Трудовое обучение 9 класс», рабочие тетради, мультиборд, ноутбуки, презентация по теме, интерактивный тест, раздаточный материал.
Ссылка на презентацию
https://docs.google.com/presentation/d/1RdVpQfvDNW6Y06Yy6ZCwpLfw9U9krSBO/edit?usp=sharing&ouid=101396588302055188201&rtpof=true&sd=true
Ход урока
1 Организационное начало урока
Приветствие
Один из методов интерактивного обучения – «Доброе слово» (девочки поворачиваются в парах и говорят друг другу ласковые слова).
А сейчас настраиваемся на деловой лад и переходим непосредственно к уроку.
2 Повторение пройденного материала
Перед тем, как перейти к изучению новой темы, давайте вспомним пройденный материал (Фронтальный опрос).
1. Изучение какого раздела мы закончили? (Основы изготовления швейных изделий)
2. На какие части можно разделить данный раздел? (материаловедение, моделирование, машиноведение, пошив текстильных изделий)
3. Какие темы изучались в разделе материаловедение? (современные текстильные материалы, отделочные материалы)
4. Что относят к современным текстильным и отделочным материалам? (Это нетканые материалы. Клеевые материалы: флизелин, дублерин. Утеплители: синтепон, ватин. Отделочные: ленты, тесьма, кружево и т.д.)
5. Какие швы в этом году мы изучали в разделе машиноведение? (не изучали новые швы, а классифицировали их: соединительные, краевые, отделочные)
6. Какие текстильные изделия мы изготавливали? (шоппер, пенал)
3 Изучение нового материала
Сообщение темы урока
Переходим к изучению нового раздела «Основы домоводства».
Внимание на экран: помогите мне разделить картинки на две группы (задание LearningApps «???» https://learningapps.org/watch?v=pmn8co2ga21). А теперь внимательно посмотрите на эти две группы и скажите, о чем пойдет речь на уроке? (В одной группе – семья, в другой – деньги. Семья и деньги –это семейный бюджет). Правильно, мы будем говорить о семейном бюджете. Тема нашего урока – «Домашняя экономика». (Запись в тетради).
Сообщение целей и задач урока
Опираясь на тему урока давайте определим цель урока. (научиться планировать семейный бюджет)
А для того чтобы научиться планировать семейный бюджет, какие задачи мы должны выполнить? (познакомиться с тем, из чего состоит семейный бюджет, познакомиться с терминологией). А что еще, если учесть, что мы говорим о семье? (воспитывать уважительное отношение к семье, к ее членам). Мы должны научиться применять наши знания на практике.
Сейчас переходим непосредственно к теме урока. И начнем мы с основных понятий и терминов. У вас на столах лежат распечатки – облако слов.
Посмотрите на них внимательно и выберите из множества слов три основных слова, которые подходят к теме нашего урока.
Правильно, это слова – доход, расход и бюджет. По какому принципу вы их выбирали? (по размеру). Действительно, это был самый простой способ. Напишите эти слова в тетради в таблицу следующим образом:
доход | Деньги или материальные ценности, получаемые человеком от какого либо рода деятельности | |
расход | Затраты необходимые для определенных целей | |
бюджет | Распределение суммы доходов и расходов за определенный период времени (месяц, год) |
Во втором столбике дайте определение этим понятиям, самостоятельно с опорой на собственные знания, т.е. напишите, как вы их понимаете.
А сейчас в третьем столбике запишите определение этих понятий, те, которые указаны в учебнике на странице 169. Давайте их сравним и проанализируем.
Более подробно поговорим о доходах и расходах. (Составляем кластер). У вас лежат полоски бумаги. Возьмите черные маркеры и напишите на них: как вы думаете, из каких источников семья получает доходы? (зарплата, пенсия, стипендия, пособие на ребенка, алименты, доход от аренды, доход от дачи, дивиденды, подарки, выигрыши – вывешиваем на доске)
Перейдем к расходам. Записываем в тетрадь. (налоги, питание, обязательные платежи, транспорт, отдых, одежда обувь, хозяйственные товары, кино, театр, книги, мебель, бытовая техника, ремонт – вывешиваем на доску)
Все очень хорошо получилось. Но есть одно «но». Если все доходы мы пишем одной группой, то расходы можем классифицировать и выделить несколько групп. Я предлагаю следующую схему. (изменение кластера на слайде презентации)
Внимательно рассмотрите новую схему и скажите, почему я разбила расходы на данные группы.
Постоянный расходы – это обязательные расходы. Это то, что прописано в законодательстве и контролируется государством. Налоги некоторые взымаются автоматически из заработной платы (подоходный, медстраховка, пенсионный), некоторые оплачиваем дополнительно (земельный, транспортный, обязательные страховки). Оплата коммунальных платежей (электричество, газ, вода – за неуплату возможно отключение). Покупка проездного на транспорт или оплата проезда – не оплатим – не доберемся до нужного пункта. Покупка лекарств, которые принимаются регулярно, – это гарантия продления жизни. (один раз в месяц)
Непостоянные периодические расходы – обувь, одежда, хозяйственные товары (моющие средства, косметические средства, оплата бытовых услуг) – это то, что нам нужно с завидной постоянностью, но восполняем мы это по мере необходимости: испортилось – заменяем. (один раз в несколько месяцев)
Непостоянные единовременные расходы – это то, что мы покупаем если не один раз в жизни, то очень редко – это очень крупные покупки – квартира, автомобиль, мебель. (один раз в несколько лет)
Непостоянные непредвиденные расходы – это расходы связаны с поломкой или полного выхода из строя чего-нибудь крупного: автомобиля, бытовой техники. Или это ухудшение здоровья и как следствие необходимость операции и реабилитационных мероприятий или приобретение дорогостоящих лекарств. (вынужденно)
Сейчас, когда мы определились с доходами и расходами, вернемся к бюджету. Напомните мне определение. (Распределение суммы доходов и расходов за определенный период времени (месяц, год)). Это можно записать в виде формулы:
ДОХОДЫ – РАСХОДЫ = БЮДЖЕТ
Если: ДОХОДЫ-РАСХОДЫ = БЮДЖЕТ
Когда так происходит, то часто говорят: живут от зарплаты до зарплаты. Это сбалансированный бюджет. Скажите: это плохо или хорошо? (Это неплохо, но и не хорошо, так ка нет средств на дополнительное развитие).
ДОХОДЫ – РАСХОДЫ > БЮДЖЕТ
Это плохо или хорошо? (в этом случае это плохо – это долги и, как правило, ухудшение условий жизни, потеря имущества). В этом случае говорят, что имеет место дефицит бюджета.
ДОХОДЫ – РАСХОДЫ < БЮДЖЕТ
(это очень хорошо, можно откладывать деньги на долгосрочные планы) Такой бюджет называют накопительным или ЭТО профицит бюджета
4 Физминутка
5 Практическая работа
Переходим к практической части. Для начала у вас на столах лежат таблички – это один из вариантов кассовой книги, которая помогает вести семейный бюджет. Благодаря записям в ней мы можем проанализировать, что у нас покупалось в избытке и что можно покупать меньше. А также чего не хватало, что стоит покупать в большем количестве или возможно заменить на что-нибудь более подходящее.
У вас на столах также имеются различного вида чеки. Надо проанализировать представленные чеки. Записать доходы и расходы в таблицу. Рассчитать бюджет без учета налогов, но с учетом того, что чеки на продукты – это за неделю. Работать будете по группам, но таблицу должны заполнить все. Можете приступать к работе, посмотрим, кто из вас может стать бухгалтером или экономистом.
Доходы |
Расходы |
|||
|
постоянные |
непостоянные |
||
|
периодические |
единовременные |
непредвиденные |
|
|
|
|
||
|
Итого: |
Итого: |
Итого: |
Итого: |
Итого: |
Итого: |
ДОХОДЫ – РАСХОДЫ = БЮДЖЕТ (< > =)
Давайте посмотрим, что у нас получилось. (анализируем таблицу, сравниваем с ключом на слайде)
6 Изучение нового материала
Нам необходимо рассмотреть еще два вопроса, на мой взгляд, достаточно важных.
Есть хорошая пословица: «Копейка рубль бережет». Можно ли как-то изменить семейный бюджет в лучшую сторону? И если можно, то как?
Перед вами фотоколлаж, рассмотрите его внимательно и найдите мне ответы на этот вопрос.
1. Экономия ресурсов.
Электроэнергия: использование энергосберегающей техники, выключение бытовой техники, светильников, если они не нужны.
Тепло: утепление окон, дверей, стен; установка регуляторов тепла.
Вода: плотное закрывание кранов, использование тазов вместо открытой струи, использование воды от душа и ванны для слива в туалет.
Газ: во многих европейских странах готовят один раз и помещают еду в термоконтейнеры.
2. Отказ от ненужных (бездумных) покупок: брендовая одежда, или одежда, которая не носится; сладости и сладкие напитки для перекуса; алкоголь и сигареты; одноразовые товары; сомнительные развлечения.
3. Транспорт: использование общественного транспорта вместо содержания личного автомобиля
4. Использование системы скидок и акций на товары.
5. Дополнительный заработок.
И еще один вопрос. Попробуйте его сформулировать самостоятельно, просмотрев видео (просмотр видео по ссылке: https://youtu.be/tKbJTn2Ffkk).
Вопрос: кто в семье должен распоряжаться семейным бюджетом?
В настоящее время различают три варианта семейного бюджета:
совместный – все деньги отдаются в общий котел;
раздельный – каждый распоряжается своим заработком;
долевой – оба партнера остаются «при своих» и финансируют отдельные статьи расходов вскладчину.
Однако семейные психотерапевты дают следующие советы, для тех семей, которые хотят быть счастливыми:
Деньгами семьи должен распоряжаться тот, кто действительно это умеет делать.
Все семейные расходы и решения о них должны приниматься сообща, не в ущерб ни одной из половин.
Ваш семейный бюджет – это ваши деньги, научитесь распоряжаться ими, не рассчитывая на помощь со стороны, поддержку родителей, одалживание у друзей.
7 Закрепление нового материала
Чтобы убедиться, как вы усвоили материал, предлагаю выполнить тест в парах на компьютерах в программе «еasyQuizzy» (Семейный бюджет)
8 Заключительная часть. Подведение итогов урока
У вас на столах оценочные карточки. Заполните их.
Тест | |
Практическая часть | |
Работа на уроке | |
Итоговая оценка |
Я предлагаю вернуться к цели и задачам урока и посмотреть, с чем справились, а с чем нет? (Ответы учащихся)
У вас что-нибудь вызвало затруднение? Вам понравился материал урока? Насколько он пригодится в вашей жизни?
9 Уборка рабочих мест
Приложение 1
Оценочная карточка
Тест | Тест | Тест | Тест | ||||
Практическая часть | Практическая часть | Практическая часть | Практическая часть | ||||
Работа на уроке | Работа на уроке | Работа на уроке | Работа на уроке | ||||
Итоговая оценка | Итоговая оценка | Итоговая оценка | Итоговая оценка |
Приложение 2
Пример чеков и расчетных листов