Евгения ЗАВЫША,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 37 г. Лиды»,
Гродненская область
Программные задачи:
– формировать элементарные представления воспитанников о профессиях людей, связанных с экономикой;
– развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между понятиями «труд – продукт – деньги»; употреблять в речи слова, обозначающие экономические понятия: купюры, монеты, заработная плата, банковские карточки, банкомат, банк, товар, банкир, бухгалтер, инкассатор, кассир, бизнесмен;
– воспитывать экономически значимые качества: бережливость, трудолюбие, уважение к труду взрослых.
Оборудование: карточки для индивидуальных заданий «сосчитай товар», «сосчитай сумму чека», «найди лишний предмет», цифры, математические знаки, мешочки с денежными купюрами (монетами), индивидуальные карточки «сейф», мешочки (из бумаги, большие и маленькие) для рефлексии, мультимедийное приложение «Профессии людей, задействованных в экономике», электронный носитель, экран (телевизор), коробка для сюрприза, монетки (шоколадные), купюры по 5 и 10 белорусских рублей, монеты 1 и 2 белорусских рубля.
Презентация. Знакомство с профессиями людей, занятых в экономике
Ход занятия
І Водная часть (приветствие в кругу)
Встанем мы в кружочек дружно
Поздороваться нам нужно
Говорю я вам «привет!»
Улыбнитесь мне в ответ.
Здравствуй, правая рука!
Здравствуй, левая рука!
Здравствуй, друг, здравствуй, друг!
Здравствуй, весь наш дружный круг!
ІІ Основная часть
Воспитатель: Мы рады приветствовать наших гостей. Сегодня я приглашаю вас, дети, к разговору об экономике. Кто-нибудь знает, что такое экономика? Может, это наука о мультиках или наука о деньгах, товарах? Варианты ответов. Экономика – это наука о деньгах, о товарах, услугах, торговле.
Что значит быть экономным? Варианты ответов. Быть экономным, это значит бережно и экономно использовать деньги, товары, услуги, природные ресурсы.
Сегодня мы продолжим знакомиться с экономикой.
Видеообращение (презентация, слайды 1–2)
Здравствуйте, ребята, я Грошик – белорусская монетка. Мы с вами, дети, уже встречались на занятиях, на спортивном празднике. Вы, ребята, молодцы, много знаете об экономике. Я вам предлагаю отгадать загадки (слайды 3–4)
Видеообращение (слайд 5):
Молодцы, ребята, загадки вы отгадали правильно. Сегодня я предлагаю вам продолжить знакомиться с профессиями взрослых, связанных с экономикой.
Воспитатель: Человек придумал множество разных профессий. Какие профессии вы знаете? Какие профессии людей связаны с экономикой? Ответы детей.
Воспитатель: Есть такая профессия, где человек работает с финансовыми документами, ведет учет всем расходам, убыткам и прибыли предприятия, рассчитывает заработную плату работникам предприятия. Называется эта профессия – бухгалтер (слайд 6). Посмотрите внимательно, какие предметы необходимы для работы бухгалтеру и назовите их (слайд 7). Ответы детей.
Упражнения для глаз
1 «Жмурки» (закрыть глазки – сильно напрячься, открыть – расслабиться)
2 «Крылья бабочки» (реснички – крылья бабочки, она порхает над цветочками)
3 Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз
Вправо, влево, вверх, вниз
Повторяй, не ленись
Укрепляем мышцы глаз
Видим лучше мы сейчас.
Игровое упражнение «Посчитаем товар» (дети на индивидуальных карточках считают количество предметов, сравнивают, чего больше, чего меньше, подбирают нужные цифры, знаки).
Молодцы, ребята, приняли и посчитали, сколько товаров привезли в спортивный, игрушечный, кондитерский магазины. (Проверка выполнения задания: ребёнок называет, какие товары, сколько, чего больше, меньше)
Воспитатель: После работы люди идут в магазин за продуктами и разными товарами. Кто считает стоимость продуктов, товаров и берет плату за них? Варианты ответов (слайд 8). Посмотрите внимательно, какие предметы нужны для работы кассира (слайд 9). Ответы детей.
Игровое упражнение «Сосчитаем стоимость покупок» (дифференциация, состав чисел 3–5) или «Чек» (индивидуальные карточки, изображение товара, его стоимость (1 рубль), на карточках разное количество товара (3–5), дети выставляют общую стоимость товаров (закрепляем состав чисел 3, 4, 5 из единиц). Проверка выполнения: ребёнок называет общую стоимость.
Физкультминутка
Воспитатель: За целый день в магазинах продаётся много разного товара, собирается много денег в кассе. В конце дня к магазину подъезжает специальная машина с вооружёнными людьми в специальной одежде. Эти люди забирают деньги и отвозят их на хранение в банк. Это инкассаторы (слайд 10). Посмотрите какие предметы нужны для работы инкассатора (слайд 11). Для работы инкассатора потребуется хорошая физическая подготовка, крепкое здоровье, умение обращаться с оружием, ведь им важно сохранить ценности (деньги, драгоценности) и доставить их на хранение в банк или наполнить банкомат.
Воспитатель: Инкассаторы постоянно сотрудничают с работниками банка, банкирами (слайд 12). Посмотрите, какие предметы нужны для работы банкира (слайд 13). В банке можно хранить деньги. Вспомните одного сказочного героя, который хранил денежки на Поле Чудес (слайд). Буратино закопал в землю пять золотых монет на Поле Чудес в Стране Дураков и ждал, когда вырастет дерево с целой кучей денег. Деньги на дереве не растут. В результате их украли Лиса Алиса и Кот Базилио. Вот если бы Буратино положил деньги в банк, то деньги были бы целые и ещё и приумножились.
Пальчиковая гимнастика
Чтобы пальцам дружно жить,
Нужно вместе их сложить (поочерёдно соединяются пальцы обеих рук).
Посчитаем до пяти (пальцы соединяются несколько раз в замок).
1, 2, 3, 4, 5,
Будем с пальцами играть,
Руки вытяни вперёд,
А потом за спину спрячь.
Сложи сначала как заборчик,
А потом как круглый мяч.
Поиграли, посчитали
Вот как пальцы поиграли.
Игровое упражнение «Школа банкиров». Инкассаторы привезли деньги в банк, из мешочков надо разложить монеты и купюры в сейф, карточки разделены на четыре части, в каждой изображение рублёвой, двухрублёвой монеты, пяти- и десятирублёвых купюр.
Видеообращение. Грошик благодарит детей за интересную встречу, прощается.
Воспитатель: Давайте вспомним то, о чём мы говорили на занятии (закрепление материала).
Игровое упражнение «Назови лишний предмет» (работа в парах, дети выбирают картинку с изображением профессии и предметов, нужных для неё).
ІІІ Заключительная часть
Рефлексия «Мешочек знаний» Дети выбирают мешочек (большой – много узнал, маленький – мало узнал), объясняют свой выбор.
Воспитатель обращает внимание на экран (изображена коробочка), сообщает что это сюрприз от Грошика за отличную работу на занятии (в коробочке лежат шоколадные монетки).