Исследовательская работа «Что делать с использованной батарейкой?»

- 10:50Дошкольное образование. Исследовательская деятельность, Методичка

Ольга РЕШКЕВИЧ,
воспитанница разновозрастной группы интегрированного обучения и воспитания
Елена БИСЛЮК, Светлана ЦЫБОВСКАЯ,
руководители исследования,
воспитатели дошкольного образования
ГУО «УПК Осиновщизненский ясли-сад-начальная школа»
Сморгонского района,
Гродненская область

 

 

 

В современном образовании большое внимание уделяется тому, чтобы не давать детям готовые ответы на интересующие их вопросы, а способствовать самостоятельному поиску решения той или иной проблемы.

Отличным средством для развития поисковой деятельности дошкольников является исследовательская работа, в ходе которой ребята учатся выдвигать гипотезы, проверять их, самостоятельно или с помощью взрослого делать выводы.

У моей воспитанницы Оли Решкевич возникла небольшая проблема. Она всё никак не могла понять, что делать с использованной батарейкой, которую мы с остальными детьми достали из остановившихся часов. Было принято решение провести исследовательскую работу, чтобы помочь воспитаннице ответить на свой вопрос.

Исследовательская работа приняла участие в районном конкурсе «Я – исследователь» в номинации «Ребёнок и природа».

 

Цель исследования: выяснить, что нужно делать с использованной батарейкой, чтобы не нанести вред окружающей среде.

Задачи:

– определить опытным путём влияние использованных батареек на воду, растения и почву;

– привлечь одногруппников к сбору использованных батареек для дальнейшей утилизации;

– воспитывать основы экологической культуры.

Гипотеза: использованная батарейка, попадая в окружающую среду, наносит ей вред, поэтому нужна утилизация.

Введение

В наше время невозможно представить свою жизнь без электричества, без различных приборов, которые работают при помощи батареек. Что бы мы делали без этих «палочек-выручалочек», которые позволяют нам пользоваться электричеством там, где нет никаких розеток и проводов? На батарейках работают часы, пульты управления бытовой техникой, фонарики, фотоаппараты. А какое разнообразие детских игрушек, которые передвигаются, разговаривают, рассказывают сказки… И везде работают батарейки!

Актуальность

А что происходит, после того как батарейки перестают вырабатывать энергию? Их просто выбрасывают в мусорное ведро. И мало кто знает, как влияют батарейки на окружающую среду. А что делать с использованной батарейкой. Мы часто слышим о бережном отношении к природе, об экологии. Однако с каждым годом всё сильнее наша планета ощущает экологические проблемы. Но при этом мы совершенно не задумываемся, что состояние окружающей среды зависит от нас, от нашего поведения в быту, в природе, от нашей культуры.

 

Описание исследовательской работы

Меня зовут Оля Решкевич, мне 5 лет. Я посещаю Осиновщизненский ясли-сад – начальную школу.

В конце ноября выпал первый снег, и нам с ребятами быстрее хотелось пойти на прогулку. Воспитатель Алёна Петровна указала нам на часы и пояснила, что собираться начнём, когда большая стрелочка окажется на цифре пять. Мы с ребятами много раз смотрели на часы, но стрелка застыла на цифре четыре и никак не хотела двигаться вперёд. Мы долгое время не могли понять, в чём дело, а на улице без нас шёл снег. Спустя некоторое время мы вспомнили, что часы работают на батарейке. И тут я поняла, что батарейка не работает, поэтому часы остановились. Алёна Петровна заменила использованную батарейку на новую. Стрелка на часах сразу побежала вперёд. И уже через несколько минут мы с ребятами держали в руках первый снег.

На улице, конечно, было хорошо, но меня очень мучал вопрос: а что же делать с использованной батарейкой?

По возвращении с прогулки я хотела выбросить эту батарейку в мусорное ведро, но воспитатель сказала, что этого делать нельзя. Мне стало интересно, почему её нельзя выбрасывать в мусорное ведро. Я решила рассмотреть батарейку через лупу и увидела значок. Там был нарисован контейнер, перечёркнутый крестиком. «А что это за знак?» – спросила я у воспитателя.

Оказывается, знак в виде перечеркнутого мусорного контейнера мы часто встречаем на некоторых изделиях, например, на батарейках или электрических лампочках. Он предупреждает о том, что в обычное мусорное ведро, урну, а далее в мусоропровод, на свалку такое изделие выбрасывать нельзя, иначе будет нанесён вред окружающей среде.

У меня возникли вопросы: какой вред такая маленькая батарейка может нанести природе, и что делать с использованной батарейкой?

Гипотеза 1. Я предположила, что батарейку нужно выбросить в воду. Опытным путем мы решили проверить, что произойдет с водой, если положить в неё батарейку. Я поместила батарейку в стакан с чистой водой. Вода свой цвет не изменила. На третий день я заметила, что вода немного пожелтела, а на батарейке появилась ржавчина. На седьмой день на дне стакана появился осадок, вода стала рыжей. Рассмотрев образец воды через микроскоп, мы узнали, что на дне стакана образовалась ржавчина.

Вывод 1. В результате своих наблюдений я поняла, что выбрасывать батарейку в воду нельзя, потому что батарейка сильно загрязняет воду.

Но насколько она её загрязнила? Повлияет ли это на растения?

Я решила провести эксперимент и выяснить, как загрязнённая батарейкой вода влияет на растения. Я сорвала два листика герани в уголке природы, один из них я поместила в чистую воду, а другой – в ту воду, в которой долго лежала батарейка. Шло время, и листочек, который стоял в загрязнённой батарейкой воде, начал желтеть и подсыхать.

В результате эксперимента я поняла, что загрязнённая батарейкой вода губит растения.

Гипотеза 2. Я предположила, что батарейку нужно закопать. Мне предложили провести эксперимент – закопать батарейку в почву, где рос зелёный лук. Все результаты своих наблюдений я фиксировала. Сначала с луком ничего не происходило, а спустя несколько недель я заметила, что кончики лука начали желтеть и даже подсыхать, несмотря на то, что лук постоянно поливался.

Вывод 2. Я пришла к выводу, что батарейку закапывать нельзя, потому что она со временем загрязняет почву.

Проведя несколько экспериментов, я убедилась, что маленькая батарейка наносит большой вред растениям, загрязняет воду и почву. Так вот о чём предупреждал нас значок на батарейке!

Так что же делать с использованной батарейкой, чтобы она не наносила вред окружающей среде? В мусорное ведро батарейку выбрасывать нельзя, в воду – нельзя, закапывать в почву – нельзя!

Мы решили выяснить в интернете, что ещё обозначает знак на батарейке. В результате поиска узнали, что использованную батарейку нужно переработать. Это значит – утилизировать. Есть специальные пункты, где принимают использованные батарейки. Их в нашем городе несколько: в магазинах «Евроопт», «Пятый элемент», «Мартин», «Соло», «ГУМ» и других.

 

Заключение. Я рассказала о своей исследовательской работе ребятам и поделилась с ними своими наблюдениями. Ребятам моя работа показалась интересной. Со временем, когда я пойду в школу, обязательно выясню, какие вещества, содержащиеся в батарейке, наносят вред окружающей среде. Я предложила организовать сбор использованных батареек в нашей группе. Позже мы с мамой сдадим все собранные батарейки в пункт утилизации, и они после переработки принесут не вред, а пользу. 

 

Ссылка на видео. Исследовательская работа «Что делать с использованной батарейкой?»

https://drive.google.com/file/d/181m21siQQkfMDDUNlET_YCHYhJIT0xLT/view?usp=sharing

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий