Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р]

- 18:10Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Диана КОЗЛОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 11 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

 

Тема: Автоматизация звука [р] в словах.

 Задачи:

– закреплять правильное произношение звука [р] в словах;

– упражнять в умении определять место звука в слове;

– развивать фонематическое восприятие, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением, силу, высоту и интонационную выразительность голоса.

 

Оборудование: картинный материал для артикуляционной гимнастики; предметные картинки: Карлсон, Буратино, Чебурашка, крокодил Гена, Тигра, Красная Шапочка, Русалочка; приложение к заданию «Собери рюкзак для друзей»; звуковые дорожки; пособия: «Начало, середина, конец», «Оживи картинку»; компьютерная презентация с музыкальным сопровождением; маркер; клубок ниток.

  

Ход занятия

I Вводная часть

Организационный этап

– Герой нашего сегодняшнего занятия – Карлсон. Посмотри внимательно на него и скажи, какую букву он держит в руках? (букву Р)

 

II Основная часть

Подготовительный этап

– Подготовим наш артикуляционный аппарат к работе и выполним артикуляционную и дыхательную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика «Заведи пропеллер Карлсона»

– Карлсон приглашает нас полетать по городу и познакомиться с его друзьями. Но для того чтобы ему было легче лететь, давай раскрутим его пропеллер.

– Положи язычок на нижнюю губу и длительно дуй на вертушку.

 

Этап актуализации субъективного опыта

 Анализ артикуляции

– Давай вспомним, где находится наш язычок, когда мы произносим звук [р]? (Вверху.)

– А где проходит воздух при произнесении звука [р]? (Воздух проходит посередине.)

– Как гудит мотор у Карлсона? (ррррррррррр)

 

Формирующий этап

Пальчиковая гимнастика «Малыш и Карлсон»

Разомнем наши пальчики.
Дружный Карлсон с Малышом,
Полететь бы им вдвоем!
– Малыш, на крышу поднимайся,
Ко мне на спину забирайся!

– Помоги Малышу подняться к Карлсону. «Прошагай» пальчиками правой руки вверх по лесенке: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и безымянным, большим и средним пальчиками.

 

Задание «Звуковые дорожки»

– А вот и первый друг Карлсона. Как его зовут? (Его зовут Буратино.)

– Буратино предлагает тебе выполнить несколько заданий. Первое задание «Звуковые дорожки».

– Проведи линию по дорожке, не отрывая маркер от листа. Прочитай, какие получились слова?

– Ты отлично справился с этим заданием. Буратино дарит тебе фото-наклейку.

 

Игра «Поймай слово со звуком [р]»

– А во ещё один друг Карлсона.

Знают взрослые и дети –
Он один такой на свете.
Он не зайчик и не слон,
Но ушастый все же он.
Не нужна ему рубашка –
Он игрушка … (Чебурашка)

– Чебурашка очень любит играть и предлагает тебе поиграть в игру «Поймай звук».

– Я буду называть тебе различные слова с вопросительной интонацией, а ты, когда услышишь звук [р], хлопни в ладоши, «слови его» и произнеси это слово с восклицательной интонацией.

(Рот, лук, рука, мука, друг, стул, пуля, помидор, велосипед, руль, ракета, палец, рама и т.д.)

 

Задание «Собери рюкзак»

– У Карлсона и Чебурашки есть общий друг? Кто это? (Крокодил Гена.)

– Помоги собрать рюкзак для друзей. С собой им надо взять только те предметы, в названии которых слышится звук [р]. Собирай предметы ножницами с ковшиком, называя их, не забудь правильно произносить звук [р].

– А теперь назови все предметы шепотом, голосом средней громкости, громко.

– Назови все слова со звуком [р] в начале слова с вопросительной, а затем с восклицательной интонацией.

– За правильно выполненные задания, вот тебе фото-наклейка крокодила Гены и Чебурашки.

 

Физкультминутка «Друзья»

(компьютерная презентация с музыкальным сопровождением)

 – Карлсон дружит с героями мультфильма «Винни-пух».

Полосатый рыжий зверь,
Самый редкий он теперь.
Кто это? (Тигра)

 

– Тигра очень подвижный, он предлагает тебе выполнить физкультминутку «Друзья».

– За умение красиво двигаться, тебе фото-наклейка Тигры.

 

Игра «Намотай клубочек»

– Попробуй отгадать следующего друга Карлсона.

Бабушка внученьку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну подскажи, как звали её?
это … (Красная Шапочка)

– Красная Шапочка предлагает тебе поиграть в игру «Намотай клубочек.

– Я буду называть тебе цепочки слов с разной интонацией, а ты повторяй за мной слова, одновременно наматывая нить на клубочек.

– Ты хорошо справился этим заданием, вот тебе подарок от Красной Шапочки.

 

Задание «Оживи картинку»

Я живу на дне морском
Во дворце из лилий
Вместе с сёстрами, отцом,
Рыбами чудными.
У меня красивый хвост
И волшебный голос.
И искрится под водой
Золотистый волос.
У меня желанье есть – 
Стать земной девчонкой:
Буду бегать, танцевать
И смеяться звонко!

 

– Про кого эта загадка? (Про Русалочку.) Она предлагает тебе «оживить картинку». Для этого тебе необходимо отгадать загадки. За каждую правильно отгаданную загадку, ты будешь получать цветную часть картинки.

Он высокий словно шкаф,
А зовут его … (жираф).

Удивленно смотрит Люда.
На горбатого…(верблюда).

Вот так чудо-огород,
Мы стоим, разинув …(рот).

Посмотрите, как идет:
Точно задом наперед!
Это, братцы, не пустяк!
Так умеет только … (рак).

 – Ты правильно отгадал загадки. А теперь назови все картинки с восклицательной интонацией. Вот тебе сюрприз от Русалочки.

 

Этап самостоятельной работы

Игра «Начало, середина, конец»

С дедушкой Морозом рядом,
Блещет праздничным нарядом.
Нам загадки задаёт,
Водит хоровод, поёт.
Из снежинок курточка,
Это кто?… (Снегурочка)

– Снегурочка предлагает тебе, определяя место звука в слове, закрутить крышки в нужный ряд.

– Назови все предметы, в названии которых звук [р] в начале слова. А теперь назови все предметы, в названии которых звук [р] в середине слова с вопросительной интонацией, в конце слова – с восклицательной интонацией.

– Замечательно, вот тебе подарок от Снегурочки.

 

III Заключительная часть

 – Занятие подошло к концу. Кто герой нашего занятия? (Карлсон.) Вспомни и назови, с какими друзьями Карлсона, мы сегодня познакомились. (Буратино, Чебурашка, крокодил Гена, Тигра, Красная Шапочка, Русалочка.)

 

Подведение итогов

– Молодец, ты сегодня очень старался, четко и ясно произносил звук [р] в словах. Теперь следи за своей речью и не забывайте про звук [р]. За активную работу на занятии от Карлсона тебе эмблемка.

 

Рефлексия «Дерево успехов»

– Если на занятии тебе все удалось, прикрепи на дерево красное яблочко, если почти все получилось – желтое, если своей работой не совсем доволен – зеленое.

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий