Звук и буква Ш. Занятие с учащимися первых классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи

- 12:20Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Лилия ЁЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Тема: Звук и буква Ш.

Задачи: формировать умение узнавать и различать графический образ буквы Ш среди других букв; совершенствовать навык составления предложений с определённым количеством слов.

Оборудование: индивидуальные зеркала, профиль звука [ш], символ звука [ш], карточка буквы Ш, мяч, предметные картинки, картинки-вагончики, рабочие тетради.

План:

І Вводная часть
ІІ Основная часть
2.1 Подготовительный этап
2.2 Формирующий этап
2.3 Этап самостоятельной работы учащихся
ІІІ Заключительная часть

Подгрупповое коррекционное занятие

 

Ход занятия

І Вводная часть

Приём «Дарим улыбку»

– Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, подарим, друг другу улыбку, и с хорошим настроением начнём занятие.

 

ІІ Основная часть

2.1 Подготовительный этап

Задание «Умные прятки»

– Знакомые вам буквы решили поиграть в прятки. Они так спрятались, что остались видны только их фрагменты. Когда вы найдёте букву, прежде чем её достанете, мысленно достройте и назовите её.

(Найденные буквы выставляются на наборное полотно) Правильно, молодцы!

 Задание «Загадки»

 Отгадайте загадки (картинка-отгадка выставляется на доске).

Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек
Никому не нужно …  (Шишек)

 

Все в снегу стоят деревья,
Белый на земле ковёр.
На прогулку мы наденем
Этот головной убор. (Шапка)

 

Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Он помогает нам всегда,
Когда приходят холода. (Шарф)

 

Лёгкий и воздушный,
Ветерку послушный.
В облаках летает,
А куда не знает. (Шар)

 

– Молодцы, верно! Выделите первый звук в словах-отгадках, и вы узнаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся. Правильно, это звук [ш].

 

Артикуляционная гимнастика

– Чтобы правильно и чётко произносить этот звук, мы должны выполнить артикуляционную гимнастику. Выполним артикуляционные упражнения («Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Качели», «Бублик»). Язычок мы подготовили. Замечательно!

 

Артикуляция звука

– При произнесении звука [ш] наши губы округляются и слегка вытягиваются вперёд, язык находится за верхними зубами в форме чашечки, воздушная струя тёплая. Давайте произнесём звук [ш]. Молодцы, получилось!

 

Характеристика звука

– Когда произносим звук [ш], есть ли преграда во рту? (Да)
– Значит, какой это звук? (Согласный)
– Глухой или звонкий? (Глухой)
– Проверим. Приложите ладошки к горлышку и скажите, дрожит горлышко или нет? (Горлышко не дрожит)
– Покажите символ звука. (Синий квадратик)
– Обратите внимание и запомните: у звука [ш] есть особенность, он необычный, он никогда не бывает мягким, всегда твёрдый.
– Звук [ш] обозначается на письме буквой Ш (ша). (Вывешивается карточка с буквой Ш)

 

Развитие фонематического слуха

Упражнение «Поймай звук [ш]»

– Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ш], топни ногой, если звука [ш] нет в словах:

шампунь, жук, шиповник, сад, камыш, рыбак, шалаш, кукушка, подушка, бабушка, карандаш, сабля, ландыш.

– Молодцы, вы не только умеете говорить звук [ш], но и слышать его в словах.

 

Задание «Превращай-ка» (с перебрасыванием мяча)

–Превратите одно слово в другое, заменив в нём первый звук на звук [ш]:

дар, мыло, губы, мышка, фланг, чашка, жаль, тапки, маг, стык.

 

2.2 Формирующий этап

Целеполагание

– Сегодня на занятии мы научимся узнавать и различать графический образ буквы Ш среди других букв, продолжим работу над составлением предложений с определённым количеством слов.

 

Анализ буквы

– Что вам напоминает буква ш? (Буква Ш напоминает расчёску, ёжика)
– Из каких элементов состоит буква Ш? (Буква ш состоит из палочек)
– Сколько палочек в букве и как они расположены? (Три палочки расположены вертикально, а одна внизу горизонтально)

 

Задание «Волшебные палочки», «Весёлая мозаика», «Верёвочные буковки», «Чудо манка». (Дифференцированная работа)

– Составьте букву Ш.

– Вы молодцы! У каждого из вас получилось составить букву!

 

Задание «Буквенный конструктор»

– Я составила «неправильную» букву Ш (перевёрнутая – «вверх ногами», добавлены или убраны элементы буквы). Переставьте или добавьте детали так, чтобы получилась правильная буква.

 

Задание «Что изменилось»

– Посмотрим, какие вы внимательные. На наборное полотно я выставила восемь букв. Прочитайте их и запомните. По моему сигналу вы закрываете глаза. В это время я убираю одну букву. Открыв глаза, вы должны сказать, какая буква пропала.

 

Физминутка «Умная зарядка»

– Сейчас я «превращусь» в букву, а вы повторите эту букву за мной и назовите её.
– Руки разведите в стороны, согнутыми в локтях, поднятыми вверх предплечьями, ладони поверните к туловищу. (Буква Ш)
– Протяните руки вперёд, пальцы сомкните в замок. (Буква Г)
– Соедините руки за спиной, одна рука через предплечье, а другая – через поясницу. (Буква И)
– Правую ногу протяните вперёд, поставьте на носок, правую руку согните в локте и поднимите вверх. (Буква К)
– Стоя на одной ноге, вторую ногу протяните вперёд, одновременно вперёд вытяните руки и при этом подмигните. (Буква Ё)

 

Задание «Перепутанные вагончики»

– На доске выставлены вагончики. В каждом вагончике «едет» одно слово. Вам надо составить слова в нужном порядке, чтобы получилось предложение. (Бабушка готовит плюшки. Машина доехала до финиша. Даша кукушку вышила на подушке. Алёша увидел на полу мышку. Мама купает малыша под душем.)

– Кто из вас первым попробует составить вагончики в правильном порядке?

–  Молодцы, у вас всё верно получилось!

 

2.3 Этап самостоятельной работы учащихся

Задание «Найди и зачеркни»

– Ребята, перед каждым из вас лежит текст с небольшим количеством крупных букв одинакового шрифта и размера. Внимательно просматривая текст, найдите и зачеркните букву Ш.
– Посчитаем, сколько букв нашёл Саша? (Ответ учащегося)
– Пете сколько удалось найти букв? (Ответ учащегося)
– Ребята, а у всех сколько букв Ш?
– Молодцы! Отлично!

 

Задание «СМС»

– Мы с вами встаём в круг. Я отправляю СМС (пишу букву на ладони рядом стоящего учащегося пальцем или обратной стороной карандаша). Тот, кто получил начертанную на ладони букву, передаёт её аналогичным способом следующему по кругу. Когда СМС приходит ко мне, проверяем, соответствует ли полученная буква отправленной.

 

ІІІ Заключительная часть

Беседа с учащимися

– Чему мы должны были сегодня научиться? Справились ли мы? А какие задания нам в этом помогли? Что было трудно? Почему? А какое задание хотелось повторить ещё раз?

 

Приём «Ты – умник!»

– Каждый из вас говорит, чему он научился на занятии, а все остальные хором произносят: «Ты – умник!»

 

Список литературы

1 Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е.Агранович. – Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 160 с.
2 Екжанова, Е.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Методика коррекционно-педагогической работы в классах общеобразовательной школы : Научно-методическое пособие / Е.А.Екжанова, О.А.Фроликова. – СПб. : КАРО, 2013. – 272 с.
3 Жукова, О.С. Книга заданий и упражнений по обучению чтению, письму, счёту / О.С.Жукова. – М. : Астрель; СПб. : Астрель-СПб,2010. – 96 с.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий