Юлия КАРПОВИЧ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 62 г. Гродно»
yulia.karpovich81@mail.ru
В процессе обучения детей дошкольного возраста рисованию мои наблюдения показали, что дети часто используют в рисунках один или всего лишь несколько цветов. Также я заметила, что дети часто боятся экспериментировать с красками, смешивать их. В большинстве они используют цвет однозначно (трава – всегда зеленая, небо – всегда голубое, снег – всегда белый и т. д). Но ведь окружающий ребёнка мир полон красок и всевозможных оттенков. Поэтому считаю необходимым показывать детям цветовое многообразие окружающего мира. Например, снег может быть не только белым, но и голубым, серым и даже сиреневым.
В решении этой проблемы я решила использовать нетрадиционные техники рисования. Это своего рода игра, которая дает детям возможность пробовать, экспериментировать с цветом, почувствовать палитру красок, не боятся ошибиться, потому что из ошибки можно придумать что-то новое.
С детьми 3–4 лет работу начинаю с одного цвета, показываю, как оставлять отпечатки пальчиком на бумаге, побуждая детей называть цвет краски изображаемого объекта («Горох», «Рябина на веточке»). Затем предлагала создать изображение с помощью двух цветов («Летят листья», «Веселая улитка»). Во время рисования предлагаю детям повторить названия цветов, что содействовало их запоминанию.
Далее знакомлю воспитанников с цветами спектра. Дети подбирают цвета, соответствующие изображаемому предмету в процессе рисования ладошкой («Солнышко», «Петушок»). Формирую первоначальные представления о теплых и холодных цветах. В процессе рисования в игровой форме объясняю детям, что желтая и оранжевая краски теплые, как солнышко, а синяя и голубая – прохладные, как водичка. Для закрепления умений различать основные цвета и цвета спектра мы используем игры: «Собери радугу», «Подбери цвета для снежинки и солнышка», «Раскрась солнышко и снеговика, огонек и тучку».
Далее показывала воспитанникам 4–5 лет взаимосвязь между цветом используемых красок и характером изображаемых объектов. Например, какую цветовую гамму надо подобрать для рисования солнечного осеннего дня, а какую для дождливого осеннего дня, или для рисования дня и ночи. Знакомила с новыми цветами и оттенками в процессе рисования техникой «печать скомканной бумагой» («Цветущее дерево», «Облака», «Ветка сирени») и поролоновыми штампами.
Дети наблюдали за смешением и переходом цветов в процессе рисования акварелью по мокрой бумаге. Например, во время рисования на тему «Сказочные цветы» дети рисовали разноцветные круги, а затем в центре рисовали серединки, используя другие цвета. Я обращала внимание воспитанников на то, как меняется цвет краски, где первый слой краски мокрый, а где уже подсох. Наблюдать за переходом цветов дети также могли в таких работах, как «Радуга», «Северное сияние». Наблюдали за смешением цветов в процессе рисования пипеткой на ватных дисках («Яблоки», «Веселые черепашки»), а также рисования с помощью файлов («Яблочко румяное»), пластиковой вилкой («Колючий еж», «Солнышко»).
Дети учились наносить один изобразительный материал на другой (восковые мелки и акварель), что способствовало формированию умений получать новые оттенки. С детьми проводилась параллель между цветами: грустный – холодный, весёлый – тёплый, воспитанники пришли к выводу, что цвет влияет на настроение.
Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками способствовала игра с цветом. Ребята убеждались, что при добавлении разного количества воды в акварель можно получить различную насыщенность цвета. А добавление белого или черного цвета к другим цветам делает их более темными или светлыми. Также они учились выстраивать градационный ряд от светлого к темному.
В старшей группе вместо образца показывала только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это давало толчок к развитию воображения, самостоятельности, инициативы, проявления индивидуальности. Применяя и комбинируя разные техники рисования, воспитанники самостоятельно решали, какие цвета и какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Воспитанники учились самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом в процессе такой нетрадиционной техники рисования, как монотипия, которая позволила создавать достаточно сложные, но в то же время интересные изображения. Я предлагала рисовать на бумаге разных цветов.
Благодаря этому дети узнали, что цвет фона влияет на то, как мы видим цвета. На темном фоне темные краски выглядят тусклыми, а светлые краски лучше видны. На светлом фоне светлые краски выглядят бледно, а темные хорошо видны.
Дети совершенствовали умения получать новые оттенки, использовать различные тона в процессе нетрадиционной техники рисования свечой и акварелью («Морозные узоры», «Загадочный космос», «Ночной город»).
Развивала умения детей смешивать цвета, подбирать цветовую гамму для сюжета, подбирать цвета в соответствии с фоном в таких техниках, как ниткография, набрызг, батик, окрашивание бумаги с помощью цветного клейстера, с помощью поролоновой губки. Эти техники оказались для детей самыми сложными, но и наиболее интересными.
В результате у детей появилось желание экспериментировать с художественными техниками, сформировалось умение моделировать художественный образ в различных нетрадиционных техниках, развился интерес к самостоятельному воплощению творческого замысла. Поскольку нетрадиционные техники рисования привлекают внимание детей, заставляют удивляться, я продолжаю их активно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.