Необычная форма внеклассной работы по предмету – форум-театр – не только позволяет учащимся совершенствовать знания по предмету, но и развивает их умение осмысливать проблемы, анализировать факты, логически выстраивать аргументацию собственной позиции.
Лилия РАКУ,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа №2 г.п. Россь» Волковысского района,
Гродненская область
Форум-театр – это практикум-игра в интерактивной форме, направленная на поиск учащимися в рамках спектакля выхода из сложной ситуации или на решение проблемы.
Использование такой формы содействует развитию у учащихся образного мышления, интеллектуальных способностей, умения анализировать и обобщать материал. Методика несёт воспитательную направленность, развивает умение оценивать психологическое состояние людей, рассматривая различные модели поведения.
При подготовке форум-театра учителю необходимо выбрать проблему с учетом специфики аудитории и уровня владения учащимися учебным материалом. В постановке могут участвовать от 4 до 9 человек. Сценарий спектакля делится на действия (акты), которые в свою очередь включают эпизоды (явления). В каждом явлении отражено какое-либо событие. Сначала идёт завязка. Потом по ходу акта действие нарастает от эпизода к эпизоду, приходя к кульминации, после чего наступает развязка, где показывается, к чему пришел каждый персонаж в ходе спектакля. Автор выводит много мини-кульминаций. Если в пьесе не один акт, то главная кульминация обычно находится в конце последнего акта, после чего происходит развязка, в каждом акте есть промежуточная большая кульминация [4].
Остальные учащиеся являются зрителями. Но они также вовлекаются в действие спектакля и могут предложить разные варианты поведения в обозначенном проблемном поле, уточнить мотивы действующих персонажей, могут дискутировать, обсуждать варианты и даже приостанавливать действие, это является важным элементом интерактивной техники, так как показывает, насколько глубоко проблема задела зрителей, насколько она важна для них.
Учитель, выступая в качестве ведущего форум-театра, перед началом спектакля знакомит участников-зрителей с проблемной ситуацией. После спектакля учитель через интерактивный опрос аудитории выясняет уровень осознания группой участников-зрителей рассмотренной проблемы и определяет дальнейший ход мероприятия.
Во время проведения «Форум-театра» учитель четко формулирует свои вопросы, наталкивает зрителя на размышление, следит за работой внутри группы, принимает все мнения зрителя, не критикуя и не оценивая их, останавливает ход спектакля в нужный момент.
Цели внеклассного мероприятия:
— способствовать формированию представлений учащихся о сущности германского оккупационного режима на территории Беларуси в 1941–1944 гг., об истинных целях фашистской Германии в Великой Отечественной войне;
— содействовать дальнейшему развитию у учащихся умений осмысливать проблемы, анализировать факты, логически выстраивать аргументацию собственной позиции;
— создавать условия для формирования чувства гордости за героическое прошлое Отечества, чувство сопереживания и сострадания к жертвам войны, осознание личной ответственности молодого поколения белорусов за будущее страны.
Участники: учащиеся 9–11-х классов.
Примерное время проведения: 45–65 мин.
Оборудование: фото военных лет, записи песен о войне («Священная война», автор слов – В.Лебедев-Кумач, автор музыки – А.Александров, и «Бухенвальдский набат», автор слов – А.Соболев, автор музыки – В.Мурадели, «Реквием» В.А.Моцарта), выставка книг о войне, компьютер, мультимедийная доска.
Ход мероприятия
Ведущий.
«Ах, война, война! Болеть нам ею – не переболеть, вспоминать её – не перевспоминать!» – именно так известный советский писатель Виктор Астафьев в своих словах выразил мысль, что память о войне не стирается, не тускнеет с годами.
Война – это одно из самых страшных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Началась эта страшная трагедия 22 июня 1941 года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых года – 9 мая 1945 года.
Война… В этом слове – страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания участников тех событий.
Война и дети… Что может быть противоестественнее? Ребенку, вступающему в этот мир, нужно много солнца и света, хорошей еды, заботливые руки родителей, бабушкины сказки, уютный тёплый дом, верные приятели, школа и любимая учительница, мудрые книги и хорошие игрушки. А кроме этого, ему просто необходимо много положительных эмоций, радостных интересных впечатлений от познаваемого мира. Ему нужна уверенность в спокойном завтрашнем дне, ощущение большой и счастливой жизни впереди.
Война всего этого лишает, предлагая взамен пепелища, сиротство, голод, холод, постоянное чувство страха за свою жизнь. «Белые паруса бумажного кораблика»… Название нашего мероприятия – это метафора, воплощение никогда не сбывшихся мечтаний погибших детей.
Жестокость оккупантов по отношению к юным жителям республики проявлялась в осуществлении политики геноцида, трудовой эксплуатации, вывозе на принудительные работы в Германию, отправке в концентрационные лагеря, использовании малолетних узников в качестве доноров…
Сегодня мы с вами почтим память юных героев, будем говорить о героях войны, погрузимся в атмосферу военных лет и попробуем ответить на такие вопросы:
Можно ли было избежать детских жертв?
Насколько оправдано участие детей в массовой борьбе с немецко-фашистскими захватчиками?
Для этого мы станем зрителями и участниками инсценировки историй из жизни детей оккупированного Минска.
Пока наши актёры готовятся к выступлению, вспомним некоторые трагические события злодеяний и бесчеловечности, которые творили фашисты на нашей белорусской земле, тех людей, которые, будучи детьми и подростками, пострадали от немецко-фашистских захватчиков.
Возможные ответы учащихся
Учащийся 1. Всего на оккупированных белорусских землях было уничтожено166 885 детей [2, с. 73]. Сиротами остались более 138 тыс. человек, почти 33 тыс. юных жителей республики были вывезены в Германию [2, с. 74].
На оккупированной территории, проводя политику геноцида, гитлеровцы создавали концентрационные лагеря. Один из поражающих своей жестокостью пример – трагедия Озаричского лагеря смерти, который находился около поселка Дерть Домановичского района Полесской области (сегодня Калинковичский район Гомельской области). В начале марта 1944 г. в болотистую местность недалеко от Озаричей фашистами под видом эвакуации было доставлено более 50 тыс. стариков, женщин и детей. Люди жили в болоте, ютились на кочках, сосновых лапках, их морили голодом, не давали воды, запрещали разжигать костры. Среди узников гитлеровцы поместили больных тифом с целью распространения эпидемии на части наступающей Красной Армии. Смертность в лагере была огромная. Тела умерших никто не убирал. Их просто складывали в штабеля рядом с еще живыми пленниками. Очевидцы вспоминают леденящие кровь картины, когда по замерзшему телу матери ползает еще живой ребенок или мать носит на руках свое окоченевшее дитя… Разве можно точно подсчитать, сколько всего малолетних узников умерло в лагерях, сколько детей после освобождения из этого ада ушло из жизни!?
Учащийся 2. Жевлаков Леонид Макарович (1932–2009 гг.), жил в г.п. Россь Волковысского района Гродненской области, был узником Озаричского лагеря смерти.
Родился в 1932 году в д. Виленна, Кировского района, Могилёвской области. В лагере находился вместе с мамой и младшими сестрами. Его сестру Галину и отца ещё в конце 1943 г. забрали на принудительные работы в Германию. Больше всего из тех трагических дней Леониду Макаровичу запомнился способ кормления узников, практикуемый фашистами: забрасывали всё подряд через проволоку, забавляясь зрелищем, как доведённые до отчаяния от голода люди вырывали друг у друга из рук подобие еды. После освобождения жить пришлось некоторое время в землянке, от добротного деревянного дома осталось одно пепелище.
Учащийся 3. Советских людей, особенно молодёжь, насильственно вывозили на каторжные работы в Германию. Оккупанты проводили массовые облавы; войска, жандармерия, полиция оцепляли целые городские районы, кварталы, а также вокзалы, торговые рынки, предприятия и т.д. Например, такая широкомасштабная операция, получившая название «Волшебная флейта», проводилась в Минске с 17 по 22 апреля 1943 года. Город был окружен, каждый квартал и каждое здание были подвергнуты обыску. Через созданные фильтрационные пункты фашисты пропустили 76 тыс. взрослых и детей. Многие из них были арестованы, а более 700 направлены на работу в Германию [1, с. 55]
Можейко Софья Марковна, проживала в г.п. Россь Волковысского района Гродненской области. Находилась в Германии с 1943 по 1945 гг. на принудительных работах.
Учащийся 4. В Беларуси в условиях военного времени в советский тыл не успели эвакуировать свыше 100 детских домов. Детские учреждения должны были решить ряд проблем, вставших перед гитлеровцами в результате крушения плана «Барбаросса» и затянувшихся военных действий. Они рассматривались как источник дешевой рабочей силы, а также в качестве базы доноров для немецких солдат. На территории Беларуси было создано пять детских донорских концлагерей, в том числе в деревне Скобровка Пуховичского района, Красный Берег Жлобинского района и др. Для донорства отбирали детей от 8 до 14 лет славянской национальности только с первой группой крови и положительным резус-фактором. Для того чтобы при заборе кровь не сворачивалась, делали специальный укол. Был апробирован чрезвычайно жестокий метод: детей подвешивали за подмышки, сдавливали грудь, кожу на ступнях срезали, на них делали глубокие надрезы, и вся кровь стекала в герметичные ванночки. После полного забора крови тела уничтожались.
Ведущий. В годы войны люди делали всё, чтобы уберечь детей от страданий, но не всегда эти усилия заканчивались удачно. И когда дети беспощадной волей войны оказывались среди страданий и невзгод, они вели себя достойно, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому не преодолеть.
Война у детей и подростков, отняв счастливый мир детства, заполнила его горечью утрат, огнём, недоеданием, голодом, увечьями неокрепшей души, психики. Они не только видели войну, но испили её горечь, узнали её трагизм. Они – её дети и участники.
Насколько оправданными были жертвы юных героев? Давайте попробуем ответить на этот и некоторые другие вопросы после просмотра постановки.
Сценарий для форум-театра
Действующие лица:
Женя Статкевич – пятнадцатилетняя девочка;
Елена Петровна Статкевич – мама Жени;
Соня – сестра Жени, дочь Елены Петровны Статкевич;
Мария Семёновна Левина – еврейская женщина, соседка Статкевичей;
Роза Левина – дочь Марии Семёновны Левиной;
Эллочка Левина – дочь Марии Семёновны Левиной;
Полицейский Лёнька – одноклассник Жени Статкевич
Абрам Рабинович – мальчик, сосед Левиных и Статкевичей;
Сонечка и Элла Рабиновичи – сестры Абрама;
немецкий майор;
Миша – мальчик из “детского интерната” – центра сбора донорской крови;
Роза – девочка из “детского интерната” – центра сбора донорской крови;
пожилой мужчина.
Действие 1
Кирпичное здание. Коридор. У стен стоят люди.
Мария Семёновна (негромко): Лена, что ты хочешь?
Елена Петровна повернулась посмотреть, кто это говорит.
Женя (тихо): Мама, это же тётя Маша, наша соседка из 44 дома.
Елена Петровна узнала соседку. Они с Женей подходят к ней.
Елена Петровна: Здравствуй, Маша!
Мария Семёновна: Добрый день! Хотя почему добрый? Витю моего забрали, а куда, не знаю. А ты чего здесь?
Елена Петровна: А я хочу узнать, куда забрали наших соседей, увезли прямо из дома.
Пожилой мужчина (тихо): Куда же их заберут? Конечно, в гетто.
Женя (тихо): А что это?
Пожилой мужчина (тихо): Оцепили колючей проволокой целый район, выгнали из домов не евреев, а ваших соседей туда загнали. Теперь по очереди и без очереди будут убивать.
Елене Петровна (воскликнула): Что вы чепуху мелете! За что это просто так убивать людей будут?
Пожилой мужчина (тихо): А вот так, запросто, поставят у ямы, и – огонь! Так что не знаю, как там, в этом гетто, люди жить будут, когда день и ночь смерть кружит рядом.
Елена Петровна, направилась к выходу не прощаясь, словно во сне.
СТОП.
Ведущий. Давайте обсудим увиденную сцену.
Как вы думаете, чем была поражена женщина? Что она не могла понять?
Возможные ответы учащихся. Как можно просто так убивать людей? Почему? За что?
Геноцид – это уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим, политическим или религиозным мотивам, а также специальное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное уничтожение этих групп. Отношение оккупантов к белорусам было определено в плане «Ост»: предусматривалось выселить 75 % белорусского населения с занимаемой территории, а остальные 25 % подлежали онемечиванию. В соответствии с планом «Ост» планировалось ликвидировать интеллигенцию – носителя и продолжателя научно-технических знаний и навыков, культурных традиций каждого народа, разобщить, раздробить отдельные народы на мелкие этнические группы, переселить часть населения в Сибирь, Африку, Южную Америку и другие районы, лишить славянские народы собственной промышленности. Предполагалось физическое истребление больших масс народа, а также сокращение населения путём преднамеренной организации голода, в результате организованного снижения рождаемости и ликвидации медицинского и санитарного обслуживания. В борьбе за жизненное пространство основным средством уничтожения населения являлись концентрационные лагеря.
Действие 2
Ворота гетто. Проволочные ограждения. На заборе размещены таблички с надписями: “Стой, стреляют!”. Приближается колонна людей – узники возвращаются после работы в гетто. Стоит Женя и её сестра Соня.
Мария Семёновна (кричит, машет руками): Женечка, милая!
Женя (кричит): Тетя Маша, как Вы?
Мария Семёновна: Плохо, милая, плохо! Соня умерла. Ларису убили. Розочку куда-то увезли, Сарочка умерла от голода. Завтра утром приходи к Западному мосту. Может, сможешь Эллочку забрать. Умоляю, спасите её. Нас скоро убьют!..
Женя и Соня, заливаясь слезами, уходят.
Действие 3
Западный мост. Улица. Стоят автоматчики. Идёт колонна узников по шесть человек в ряд. Кое-кто бросает в колонну куски хлеба, яблоки, даже сырую картошку. Узники толкаются между собой, стараясь перехватить такую “передачу”. С узниками на работу ходили дети, т.к. их боялись оставлять в гетто. Стоит Женя. Она вся во внимании. Следит за проходящими людьми. Она слышит голос.
Мария Семёновна: Женечка, мы уже подходим к тебе. Приготовься, я вытолкну к тебе Эллочку, подхвати её и спрячься за людьми (отталкивает людей, отрывает от себя девочку и буквально швыряет её на руки Жени).
Полицейский Лёнька (грубо хватает Женю за плечо): А ну, стой! Куда её несёшь?
Женя (Поворачивается, глядит на полицая и неожиданно вскрикивает): Лёнька, это ты?!
Полицейский Лёнька поворачивается и узнаёт свою одноклассницу Женю.
Женя (кричит): Лёнька, ты что, не человек?! Отстань, я же ребенка спасаю от смерти!!!
Лёнька с растерянностью смотрит по сторонам. Слышны крики “Отпусти её!”.
СТОП.
Ведущий. Давайте обсудим увиденную сцену.
Какая проблема поднимается? Оправданы ли были эти жертвы?
Возможные ответы учащихся. Спасение еврейских детей. Ценой своей жизни и дети спасали еврейских детей.
Одним из проявлений геноцида в отношении населения Беларуси являлось уничтожение еврейских детей.
На еврейских детей оккупационные власти вели подлинную охоту. Особым распоряжением населению было предписано отказывать им в приюте под страхом смерти. Семья, принявшая на воспитание бездомного ребенка, получала на него продуктовые карточки лишь в том случае, если ребенка крестили, и он проходил специальную проверку.
Действие 4
Лёнька идёт вместе с Женей и Эллочкой. Он достает из кармана два сухаря.
Эллочка: Ура! Сухари!!! (Вцепляется ручонками сразу в оба сухаря).
Женя (мучительно задаёт вопрос): Лёнька, а почему ты пошёл в полицию?
Полицейский Лёнька (грустно): А куда мне? Был выбор отправиться в Германию, где батрачить, или же в полицию. А у меня же мать болела, отец умер в сороковом году. Кроме меня в семье еще трое, я старший. Ты не думай, Женя, что я людей пытаю. Я ещё ни разу даже вверх не выстрелил, конечно, сейчас мне уже никто не верит, соседи отворачиваются, даже на “здрасьте” не отвечают, уходят в свой двор при виде меня. Самому тяжело.
СТОП.
Ведущий. На этом наш спектакль прерывается. Давайте обсудим увиденную сцену.
Как вы думаете, почему германские власти были вынуждены искать поддержку среди местного населения?
Что заставило Лёньку стать полицейским: сознательный выбор или вынужденная мера?
Есть ли оправдание этим людям?
Ответы учащихся.
Действие 5
Голос за сценой. В деревне Сёмково Минской области фашисты под завесой строгой секретности создали под названием «детский интернат» центр сбора донорской крови, здесь содержали детей в возрасте от 6 до 12 лет, которые и являлись донорами, кровь отбирали у ребят безжалостно, многие дети умирали, на их место поставляли других.
В большом коридоре вдоль стены стоят дети. Рядом немецкий майор.
Немецкий майор (улыбаясь, подходит к детям): А, Мишка! Ну как ты со своей сестрой, скоро избавитесь от чёрной крови? Вам давали вчера гематоген?
Мишка (хмуро): Да, маленький кусочек на двоих.
Роза: А мне не дали. Я не хочу, чтобы у меня забирали кровь. У меня голова кружится, я рук и ног не чувствую.
Немецкий майор: Сколько тебе лет? Как тебя зовут?
Роза: Мне 8 лет. Зовут меня Роза. Я хочу к маме и папе…
Немецкий майор (взяв девочку за руку и уводя с собой): Хорошо, вот сейчас ты сдашь немножко своей плохой крови, а потом пойдешь в свою палату играть с ребятами.
Роза (упираясь и плача): Отпустите меня! Я боюсь! Я не хочу! Я же умру! Мама!!!
Немецкий майор (быстро): У этой еврейки скопилось много крови, и она плачет от желания отдать её до конца.
Все уходят.
Голос за сценой. К девочке подошли санитары и стали удерживать её на столе. И один из них провел по вене ваткой со спиртом и вонзил в неё иглу, кровь вытекала очень медленно, и санитар начал хлопать по руке, поглаживать от плеча к ладони, как бы выжимая из Розы её кровь. Прошло около пяти минут. Роза вдруг перестала кричать и сопротивляться и неожиданно улыбнулась, кровь перестала даже копать в мензурку. Этот, который проводил процедуру, вынул из руки иглу. Немецкий майор кивнул головой и вышел из процедурной.
Лена, сестра Миши, сидела на своей кроватке в углу комнаты и тихо плакала. Слёзы падали ей на нос, щёки и капали на обрывок бумаги, который лежал на двух подложенных картонках.
“Мамочка! Где же ты? Скорее забери меня отсюда. Мне плохо. Сегодня утром меня снова кололи, забирали кровь мою в стеклянную бутылку. Я стала плакать, на меня директор нашего детского дома дядя Павел и немецкий доктор стали кричать. Они сказали, что у меня забирают плохую кровь. А когда днем нам разрешили погулять во дворе, я потеряла сознание и упала в снег. Мамочка, я люблю тебя, скорее приезжайте с папой, заберите меня, я же ваша доченька!”
Действие 6
Явление 1
Женя и Абрам в городе. Женя машет рукой. Останавливается машина. Абрам бросается к ней и быстро кладёт в кузов “презент”. Машина уехала. Звук взрыва. Женя и Абрам уходят.
Явление 2
Дом. Абрам сидит за столом и …плачет.
Женя: Абрамчик, что случилось?
Абрам: Всё Нормально, Женечка, я плачу от счастья: мама, папа, мои сёстры! Я отомстил!!!
Женя (гладит Абрама по голове): Да, ты отомстил! Ты – герой, Абрам! Настоящий герой! Мы все гордимся тобой! А сейчас покушай и срочно в лес. Ты даже не представляешь, что завтра начнётся в городе: сплошные обыски, облавы, аресты, поэтому тебя надо срочно эвакуировать.
Явление 3
Город. Женщины и дети, руки у них связаны за спиной верёвками. Стоят Абрам и Женя.
Голос немецкого офицера за сценой: Жители Минска, вчера бандиты совершили нападение на немецких солдат. За убийство немецкого солдата будете отвечать своей головой. Перед вами 20 жителей города Минска, их могут спасти только те, кто скажет, кто совершил вчерашнее злодеяние, во время которого, погибли германские солдаты. Каждый из вас может спасти этих людей, он должен подойти сюда и назвать всех, кто вчера поднял руку на великого германского солдата. Если найдётся среди вас такой честный человек, то он спасёт этих 20 человек. Смотрите, как на вас смотрят дети, они умоляют вас.
СТОП.
Ведущий. Наш спектакль останавливается. Давайте обсудим увиденную постановку.
Как вы думаете, как повёл себя Абрам дальше? Каковы были его действия?
Возможные ответы учащихся. Абрам нашёл в себе силы признаться в содеянном и спас ни в чём не повинных людей. Женя найдёт в себе силы справиться с горем и продолжит сражаться с оккупантами в составе подпольного отряда, изо всех сил стараясь защитить мирных жителей от военных невзгод.
Ведущий. Можно ли было избежать детских жертв?
Насколько оправдано участие детей в массовой борьбе с немецко-фашистскими захватчиками?
Ответы учащихся.
Ведущий. Знание всей правды о бесчеловечности, которую испытали дети оккупированной Беларуси, не дает ответа на вопросы, что толкало немецких оккупантов на такие жестокие преступления. Почему, если фашизм столь преступен, уродлив, античеловечен, ему дали возможность совершить так много преступлений? Почему ему не помешали? Почему фашистское зло было таким сильным?
Насколько оправданными были жертвы юных героев, участников Великой Отечественной войны?
Возможные ответы учащихся.
Участие детей в Великой Отечественной войне, как и в любой другой, является трагической страницей в истории человечества. Это жестокое испытание, которое выпало на их судьбы. Но в условиях, когда немецко-фашистские оккупанты были готовы уничтожить большую часть населения по национальному, расовому принципу, даже дети совершали подвиги для сохранения жизни других людей и защиты своей страны.
Судьбы детей трагичны и вызывают сочувствие. Они теряли мать, отца, сестёр и братьев, которых убивали немецко-фашистские захватчики, но дети продолжали свою деятельность по борьбе с фашистами и сражались с вражескими войсками до конца войны, проявляя мужество и самоотверженность, которые вызывают уважение и восхищение.
Ведущий. Наш долг – сохранить память о страданиях и подвиге детей войны, о трагедии и героизме всего белорусского народа и передать ее следующим поколениям.
Список использованных источников
- Беларусь и белорусы в годы Великой Отечественной войны : материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы. – Минск, БГТУ, 2015. – 204 с.
- Бездзель, В.Я. Дзеці на акупаванай тэрыторыі Беларусі (1941–1944). / В.Я.Бездзель; УА «ВДТУ»; пад навуковай рэд. У.К.Коршука. – Вiцебск, 2013. – 156 с.
- Вклад белорусского народа в победу в Великой Отечественной войне. – Минск : Беларуская навука, 2016. – 495 с.
- Использование интерактивной технологии «Форум-театр» в системе формирования ответственного поведения подростков [Электронный ресурс] // Сайт «Гродненский институт развития образования». – Режим доступа: http: // www.groiro.by/informatizaciya/. – Дата доступа: 20.08.2021.
- Карательные акции в Беларуси: посвящается 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков / Составители: В.Я.Герасимов, С.М.Гайдук, И.Н.Кулан. – Минск : Сталия, 2008. – 163 с.
- Чергинец, Н.И. Операция «Кровь» / Н.И.Чергинец. – Минск : Мастацкая літаратура, – 367 с.