Земля – наш общий дом. Экологический квест для учащихся 6–8-х классов

- 13:13II И III СТУПЕНИ, Воспитательная работа, ГЕОГРАФИЯ, География. Внеклассная работа, Методичка, Сценарии

Ольга СОЧИЛОВИЧ,
учитель географии и биологии
ГУО «Средняя школа № 78 г. Минска»

olga.sochilovich.00@bk.ru

 

 

Тема: Земля – наш общий дом.

Цель: формирование экологической культуры и экологической грамотности через организацию игровой деятельности.

Задачи:

– развивать у учащихся познавательную активность, навык командной работы, креативности и творческих способностей;
– формировать личностное отношение детей к экологическим проблемам;
– воспитывать гуманное, бережное и ответственное отношение к природе.

Форма проведения: групповой квест.

Участники: учащиеся 6–8-х классов.

Оборудование: проектор, презентация, маршрутные листы (Приложение)

Продолжительность мероприятия: 45 минут

План проведения:

1 Организационный этап (3–5 мин.). Вступительное слово педагога.
2 Основной этап (35 мин.). Прохождение станций.
3 Заключительный этап (5 мин.)
4 Рефлексия. Заключительное слово педагога.

Правила игры: участники получают маршрутные листы и отправляются по станциям, где им нужно преодолеть препятствия и испытать свои силы в различных конкурсах на тему игры.

 

План подготовки и проведения игры:

1 Заранее готовятся задания для каждой станции; на каждой станции находятся учащиеся-помощники.
2 Учащиеся заранее инструктируются о правильности выполнения заданий.
3 Накануне создаются команды, в состав каждой команды входит пять человек. Участники делятся на три команды, придумывают название, эмблемы, готовят экологические «кричалки».
4 В день проведения игры на двери кабинетов вывешиваются названия станций, чтобы участники знали их местонахождение.
5 Команды классов идут по заранее разработанному для них маршруту так, чтобы одна команда не пересекалась с другой.

 

Ход мероприятия

I Организационный этап

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы наверняка знаете, что наша планета Земля уникальна, во всей Солнечной системе другой такой не найти. Что же делает ее такой уникальной? Это четыре географических оболочки: атмосфера (воздушная), гидросфера (водная), литосфера (земная) и биосфера (живая). И именно из-за взаимодействия этих оболочек на Земле и существует жизнь, поэтому так важно сохранить каждую из них.

– Какая же наука помогает нам это делать? (Экология).

– Сегодня мы проводим экологический квест «Земля – наш общий дом!». Слово «экология» в переводе с греческого обозначает «эко» – дом, «логос» – наука – наука о доме. Наука экология изучает наш дом – удивительную планету – и учит нас, как жить в этом доме. Понимаете ли вы серьёзность экологических проблем, владеете ли достаточным уровнем знаний на этом жизненном этапе, покажет наша игра.

– Ознакомимся с правилами квеста.

 

Правила квеста (показать на слайде):

1. Включиться в игру по команде, строго следуя маршруту.
2. На станции внимательно выслушать заданные вопросы.
3. Отнестись к заданиям максимально серьёзно и внимательно.
4. На станцию не заходить, если там есть другая команда.
5. После выполнения маршрута сдать маршрутный лист для подведения итогов.

 

Критерии оценивания: максимальное количество баллов на станции – 5.

Позиции:

1. Название, эмблема и кричалка.
2. Время на станции (чем быстрее и правильнее выполнено задание, тем выше балл).
3. Умение работать в команде.
4. Для станций «Биологическая» и «Математическая» учитывается правильность и наибольшее количество вариантов решения задач.

 

– Сейчас каждая из команд представит свое название, эмблему, кричалку и получит маршрутный лист.

Примеры эмблемы

 

II Основной этап. Прохождение станций

Получив маршрутный лист, три команды отправились в путешествие. Для каждой команды был разработан свой маршрут. В ходе игры каждая команда должна была пройти шесть станций: «Творческая», «Биологическая», «Географическая», «Экологическая», «Математическая», «ABC-CLUB».

 

1 Станция «Творческая»

Задание. Написать свое понимание выражения «Сохранить природу для будущих поколений – это…». При выполнении этого задания необходимо показать понимание существующих экологических проблем.

 

2 Станция «Биологическая»

Задание. Решить задачу «Мартышки и мандарины» (ТРИЗ-технология):

На одной мандариновой плантации возникла проблема набега мартышек. Как только мандарины созревают, тысячи обезьян набегают и срывают их, тем самым принося серьёзный ущерб владельцу.

1) Противоречие:

– надсистема: окружающая среда, покупатели и т.д.;
– система: мандариновая плантация;
– подсистема: деревья, мандарины, работники плантации, мартышки и т.д.

2) Проблема: мартышки портят и воруют урожай мандаринов, принося серьёзный ущерб.

3) Цель: минимизировать ущерб или полностью избавиться от надоедливых мартышек.

4) Ограничения:

– дешевое решение;
– ресурсами самой плантации;
– максимально быстро;
– без вреда для животных.

 

3 Станция «Географическая»

Задание. Отсканировать QR-код, правильно расставить элементы пазла по заданным категориям.

 

4 Станция «Экологическая»

Задание. Начав движение с верхней левой клетки, передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв по порядку сложилось высказывание В.Гете об охране природы.

Ответ: «Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах».

 

5 Станция «Математическая»

Задание. Решить задачи

1) Из плохо закрытого крана за сутки вытекает до 300 литров пресной воды. Сколько пресной воды будет потеряно за один год?

2) Из одного взрослого дерева можно получить до 60 кг бумаги. На изготовление одного учебника расходуется как минимум 500 г бумаги. Сколько деревьев необходимо срубить, для того чтобы обеспечить учебниками учащихся вашего класса, если каждому ученику на учебный год требуется 10 учебников?

 

6 Станция «ABC-CLUB»

Задание. Соберите пазлы и напишите на английском языке названия животных, занесённых в Красную книгу

 

III Заключительный этап

Подсчет результатов.

 

IV Рефлексия «Маленький шаг по спасению природы»

Попросить каждого высказаться о маленьком шаге по спасению природы, который он может делать каждый день.

Например: ходить за покупками с шоппером или многократно использовать пакет, закрывать воду при чистке зубов или использовать стакан, не мусорить и т.д.

 

Приложение

Маршрутный лист 1

Станция Время прохождения Баллы
Творческая    
Биологическая    
Географическая    
Экологическая    
Математическая    
ABC-CLUB    
Вернуться в начало квеста    

 

Маршрутный лист 2

Станция Время прохождения Баллы
ABC-CLUB    
Математическая    
Экологическая    
Географическая    
Биологическая    
Творческая    
Вернуться в начало квеста    

 

Маршрутный лист 3

Станция Время прохождения Баллы
Экологическая    
Творческая    
Биологическая    
Математическая    
ABC-CLUB    
Географическая    
Вернуться в начало квеста    

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий