Татьяна КНЫШ,
учитель математики
ГУО «Гимназия № 1 имени Ф.Я.Перца г. Пинска»,
Брестская область
Цель: актуализация и осмысление приема шестиугольного обучения в педагогической практике.
Задачи:
– создать условия для организации взаимодействия участников по освоению приёма шестиугольного обучения;
– оказать помощь в составлении фрагментов учебных занятий на основе применения приема шестиугольного обучения;
– стимулировать творческую деятельность участников по применению умений, приобретённых в ходе мастер-класса в своей дальнейшей практической деятельности.
Оборудование: мультиборд, презентация, разработанная в программе Power Point; раздаточный материал, клей, магниты, стикеры, бейджи, цветные маркеры.
Ход мастер-класса
1-й этап. Организационный
Цель: психологическая настроенность участников мастер-класса на работу и готовность к педагогическому взаимодействию с ведущим.
Методическая задача: создать условия для психологической настроенности участников мастер-класса на работу посредством вовлечения их в деятельность по формированию позитивных эмоций и ценностно-смыслового отношения к теме мастер-класса.
Деятельность ведущего мастер-класса |
Деятельность участников |
Обеспечивает ориентировочно-мотивационный этап мастер-класса Упражнение «Незаконченное предложение» Я предлагаю нам познакомиться и высказать свое короткое суждение «Почему хорошо быть педагогом?». Деление на группы по цвету бейджа.
|
Психологически настраиваются на работу.
Каждый участник (по кругу) высказывается: «Меня зовут…., педагогом быть хорошо, потому что…». Рассаживаются по группам. |
2-й этап. Построение «проблемного поля» мастер-класса
Цель: диагностика первичного педагогического опыта участников мастер-класса, мотивация на предстоящую деятельность, личностная позиция каждого участника в определении целей своей работы на мастер-классе.
Методическая задача: создать условия для диагностики первичного профессионального опыта и мотивации на предстоящую работу посредством определения «проблемного поля» мастер-класса, обеспечения личностного целеполагания участников.
Деятельность ведущего мастер-класса |
Деятельность участников |
Притча «Наберись смелости – сделай попытку» https://www.youtube.com/watch?v=KUI1V96CB2M И нам, учителям, тоже необходимо набраться смелости для освоения новых приёмов в своей педагогической практике. Учёные разделяют людей на четыре группы: 1) Аудиалы (получающие основную часть информации через слух) Я согласна со словами учёного математика Гаусса, что Математика – наука для глаз, а не для ушей. Исследователи в области образовательных методик обнаружили, что через три дня после проведения лекции слушатели в состоянии вспомнить 10 % от всего услышанного, 35 % от всего увиденного, но могут воспроизвести 65 % содержания презентации, если она проходила в виде устного рассказа, подкрепленного визуальными образами. Поэтому, одной из эффективных технологий активизации обучения является визуализация учебной информации. В будущем роль визуальных образов в жизни современного человека будет только возрастать, ведь современные технологии, в основе которых лежит наглядность, продолжают стремительно развиваться. Что же такое визуализация? Задание: определить наиболее значимую проблему, которая решается с помощью технологии визуализации. Вы обозначаете проблему в «пустом» шестиугольнике и помещаете её на доске. Предлагаю представителям от каждой группы зафиксировать свой шестиугольник на доске. Проблемы: у учащихся нет умения правильно организовывать и анализировать информацию; слабо развито критическое и визуальное мышление; учащиеся плохо интегрируют новые знания; учащиеся плохо усваивают большой объем информации; сложно изложить учебный материал в увлекательной, запоминающейся форме; сложно обобщить большой объём материала; низкая познавательная мотивация; скучный урок. Сегодня мы с вами рассмотрим такой приём визуализации учебного материала как шестиугольное обучение. Приём светофор. Участники получают карточки красного, желтого и зелёного цветов, с помощью которых провожу опрос: 1) зелёную карточку прошу поднять тех, кто уже знаком с шестиугольным обучением; жёлтую – кто что-то слышал или читал; красную – для кого этот термин звучит впервые. Ведущий анализирует ответы участников, подводит итоги опроса и высказывает уверенность в эффективном взаимодействии во время проведения мастер-класса. Создаёт условия для личностного целеполагания участников мастер-класса Каких целей вы хотите достигнуть на мастер-классе? На столах у вас имеются шестиугольники целей. Они разделены на шесть треугольников. Оцените значимость каждого из них для вас по 10-балльной шкале. Шестиугольник целей Хочу получить готовые примеры применения шестиугольного обучения
|
Смотрят видео. Слушают, включаются в беседу.
Записывают проблему в «пустом» шестиугольнике и помещают её на доске.
С помощью карточек красного, желтого и зелёного цветов отвечают на вопросы.
Определяют значимость каждой цели и фиксируют шестиугольники целей
|
3-й этап. «Погружение» в основы шестиугольного обучения
Цель: знание участниками мастер-класса способов составления гексов и непосредственно составление гексов.
Методическая задача: обеспечить условия для формирования знаний участников о шестиугольном обучении.
Деятельность ведущего мастер-класса |
Деятельность участников |
Организует: – получение участниками мастер-класса теоретических знаний; О приёме шестиугольного обучения белорусские педагоги заговорили в 2017 году. В течение последних лет в ряде школ Великобритании используется так называемый шестиугольный метод обучения. Автором приёма является англичанин, учитель истории Рассел Тарр. В основе шестиугольного обучения лежит использование шестиугольных карточек (гексов). Каждый из шестиугольников – это определенные знания, отдельная смысловая единица (понятие, событие, явление) в виде текста или изображения. Они вырезаются из бумаги и могут размещаться на парте или доске. Их размер может быть произвольным: если это демонстрационный материал – лучше сделать их крупными, если гексы содержат материал для индивидуальной работы, работы в парах или в группах – они могут быть небольшими. Шестиугольники соединяются гранями друг с другом благодаря определенным логическим связям, которые учащимся необходимо установить, соединив карточки. Соединенные вместе шестиугольники создают единую смысловую картину, визуализированный образ учебного материала. Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков, как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства. Рассмотрим примеры использования гексов. 1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т.е. учащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать доказательство теоремы, обобщение материала по теме. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Задание группам: собрать мозаику из гексов. 1-я группа: доказательство теоремы о среднем перпендикуляре. 2. Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли вписать недостающие сведения. Такой вариант хорошо работает при обобщении знаний. Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. 3. Гексы могут быть с решением задачи, из которых учащиеся складывают коллаж. Такой вариант хорош для понимания оформления и смысла решения задач. Задание группам. Возьмите файл с конвертом № 1. Ваша задача собрать решение задач с помощью гексов. 1-я группа: Задача 1. Один из внутренних односторонних углов при двух параллельных прямых и секущей на 20° больше другого. Найдите меньший из этих углов. 2 группа: Задача 2. В треугольнике ABC проведены медианы AM и CK, AC = 12 см, AK = 4 см, CM = 5 см. Найдите периметр треугольника ABC. 3 группа: Задача 3. Хорды AB, BC, CD равны радиусу окружности с центром в точке O и диаметром AD. Периметр четырехугольника ABCD равен 60 см. Найдите диаметр окружности. 4. Маркированные шестиугольники. Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Учащиеся получают задание – соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам. Рассмотрим составление гексов во время изучения темы «Виды треугольников». Набор шестиугольников: – один шестиугольник «треугольники»; Гексы располагаются хаотично. Учащиеся получают цветные, бесцветные и пустые гексы. Изучив записи в шестиугольниках, обсудив их, дополнив своими соображениями, учащиеся составляют гексы, сравнивают треугольники, выясняют признаки для классификации. Выводы вписывают в пустые шестиугольники. Работу защищают в группах или перед классом. Это задание можно выполнять в группах, парах, индивидуально. Пример сложения гекса представляю на слайде. Для того чтобы облегчить распечатку шестиугольников, Тарром Расселом был создан шаблон, которым может воспользоваться каждый учитель (https://www.classtools.net/hexagon/). ✔︎ Пройдите по ссылке https://www.classtools.net/hexagon/ Можно распечатать гексы как на обычной, так и на цветной бумаге, в зависимости от тех учебных целей, которые ставит учитель. На этом возможности сайта не исчерпаны. Учитель может сгенерировать любую тему и предложить учащимся прямо на сайте заняться обработкой и классификацией предложенного материала. Ячейки передвигаются с помощью мыши, можно удалять лишние соты. Из-за функциональных недостатков сервиса, не использую в активной практике. Вот мы с вами и познакомились с примерами использования гексов. А теперь задание вам, уважаемые коллеги. На столе лежат листы А3 и пустые гексы в конверте № 2. Также есть примеры уже составленных гексов. Ваша задача составить гексы по одному из вышеперечисленных примеров, затем один участник группы рассказывает возможность применения на уроке. Задание группам: 1-я группа. Составить гексы по теме «Окружность» На работу отводится 10 минут. Среди плюсов шестиугольного обучения можно назвать: – организация работы в группах, парах, индивидуально. Среди минусов шестиугольного обучения можно отметить, что подготовительный этап занимает много времени. В процессе реализации метода шестиугольного обучения повышается познавательный интерес у учащихся. Дети учатся анализировать учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Этот метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к формированию у них устойчивого глубокого познавательного интереса.
|
Участники группы выполняют задания на доске и один участник озвучивает результаты работы.
Участники группы выполняют задания за столами, один участник озвучивает результаты работы.
Участники группы выполняют задания за столами, один участник озвучивает результаты работы.
|
4 – й этап. Рефлексия участников и ведущего мастер-класса
Цель: осмысление содержания и результатов работы на мастер-классе, оценка степени достижения поставленных целей участниками мастер-класса.
Методическая задача: обеспечить условия для рефлексивного осмысления участниками содержания и результатов своей работы на мастер-классе посредством выполнения рефлексивного задания «Я сегодня… Я завтра…».
Деятельность ведущего мастер-класса |
Деятельность участников |
Создает ситуацию эмоционально-ценностного отношения по проблеме мастер-класса. Уважаемые коллеги, оправдались ли ваши ожидания от мастер-класса? Как вы считаете, пригодятся ли вам полученные навыки в дальнейшей педагогической деятельности? Как с помощью шестиугольного обучения решаются проблемы которые мы с вами определили в начале нашего мастер-класса? Используя всё те же гексы, я предлагаю подвести итоги нашего с вами сотрудничества. Каждый участник, на шестиугольниках напишите, какие идеи вы нашли для себя сегодня, чтобы успешней работать завтра. – Я сегодня (открыл, узнал, понял, увидел, научился, смог) И в заключение хочу сказать: «Всё в наших руках». Просмотр видео «Всё в твоих руках» https://vk.com/video187628264_456239018 Благодарю вас за работу, желаю вам вдохновения, творчества.
|
Участники анализируют шестиугольники целей. Участники отвечают на вопросы. Дают свою оценку эффективности работы на мастер-классе и достигнутым результатам
|
Примеры гексов
Шестиугольник целей
Рефлексия