Мастер-класс «Шестиугольное обучение как один из приёмов технологии визуализации учебной информации, способствующий осмысленному усвоению учащимися учебного материала»

- 15:27Математика. Мастер-класс, Методичка

Татьяна КНЫШ,
учитель математики
ГУО «Гимназия № 1 имени Ф.Я.Перца г. Пинска»,
Брестская область

 

 

 

Цель: актуализация и осмысление приема шестиугольного обучения в педагогической практике.

Задачи:

– создать условия для организации взаимодействия участников по освоению приёма шестиугольного обучения;
– оказать помощь в составлении фрагментов учебных занятий на основе применения приема шестиугольного обучения;
– стимулировать творческую деятельность участников по применению умений, приобретённых в ходе мастер-класса в своей дальнейшей практической деятельности.

Оборудование: мультиборд, презентация, разработанная в программе Power Point; раздаточный материал, клей, магниты, стикеры, бейджи, цветные маркеры.

 

Ход мастер-класса

1-й этап. Организационный 

Цель: психологическая настроенность участников мастер-класса на работу и готовность к педагогическому взаимодействию с ведущим.

Методическая задача: создать условия для психологической настроенности участников мастер-класса на работу посредством вовлечения их в деятельность по формированию позитивных эмоций и ценностно-смыслового отношения к теме мастер-класса.

 

Деятельность ведущего мастер-класса

Деятельность участников

Обеспечивает ориентировочно-мотивационный этап мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на своем мастер-классе. Своё выступление я хочу начать с небольшой разминки:
– Помашите мне рукой те, кто учился в школе? Да, вижу, что все!
– Поднимите большой палец вверх те, кто любил математику? Да, таких уже меньше!
– Улыбнитесь, кто помнит, как звали вашего учителя математики? Им было бы приятно знать, что о них помнят! Спасибо!

Упражнение «Незаконченное предложение»

Я предлагаю нам познакомиться и высказать свое короткое суждение «Почему хорошо быть педагогом?».
Меня зовут Татьяна, педагогом быть хорошо, потому, что…
– Я думаю, вы узнали о себе и о ваших коллегах что-то новое, выполняя задание. А ваши высказывания позволили позитивно взглянуть на роль педагога.  

 Деление на группы по цвету бейджа.

 

 

 

 

 

 

 

Психологически настраиваются на работу.

 

Каждый участник (по кругу) высказывается: «Меня зовут…., педагогом быть хорошо, потому что…».  

Рассаживаются по группам.

 

2-й этап. Построение «проблемного поля» мастер-класса

Цель: диагностика первичного педагогического опыта участников мастер-класса, мотивация на предстоящую деятельность, личностная позиция каждого участника в определении целей своей работы на мастер-классе.

Методическая задача: создать условия для диагностики первичного профессионального опыта и мотивации на предстоящую работу посредством определения «проблемного поля» мастер-класса, обеспечения личностного целеполагания участников.

 

Деятельность ведущего мастер-класса

Деятельность участников

Притча «Наберись смелости – сделай попытку» https://www.youtube.com/watch?v=KUI1V96CB2M

И нам, учителям, тоже необходимо набраться смелости для освоения новых приёмов в своей педагогической практике.

Учёные разделяют людей на четыре группы:

1) Аудиалы (получающие основную часть информации через слух)
2) Кинестетики (восприятие информации через обоняние, осязание и др.)
3) Дискреты (дигиталы) (восприятие информации через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов)
4) Визуалы (получающие основную часть информации через зрение).

Я согласна со словами учёного математика Гаусса, что Математика – наука для глаз, а не для ушей.

Исследователи в области образовательных методик обнаружили, что через три дня после проведения лекции слушатели в состоянии вспомнить 10 % от всего услышанного, 35 % от всего увиденного, но могут воспроизвести 65 % содержания презентации, если она проходила в виде устного рассказа, подкрепленного визуальными образами. Поэтому, одной из эффективных технологий активизации обучения является визуализация учебной информации.

В будущем роль визуальных образов в жизни современного человека будет только возрастать, ведь современные технологии, в основе которых лежит наглядность, продолжают стремительно развиваться.

Что же такое визуализация?
Визуализация учебной информации – одна из эффективных технологий современного образования. Визуализация позволяет создавать зрительные ассоциации, демонстрировать свойства объектов, описывать изучаемый процесс. Особенно это важно для математики, где уровень абстракции очень высок и вызывает трудности при обучении. С помощью визуализации реализуется один из основных принципов при обучении математике – принцип наглядности, который позволяет излагать учебный материал в более доступной форме. Понятие «визуализация» необходимо отличать от наглядности, так как визуализация – это процесс свёртывания содержания в наглядный образ, который может быть развёрнут на основе мыслительных действий.

Задание: определить наиболее значимую проблему, которая решается с помощью технологии визуализации. Вы обозначаете проблему в «пустом» шестиугольнике и помещаете её на доске. Предлагаю представителям от каждой группы зафиксировать свой шестиугольник на доске.

Проблемы: у учащихся нет умения правильно организовывать и анализировать информацию; слабо развито критическое и визуальное мышление; учащиеся плохо интегрируют новые знания; учащиеся плохо усваивают большой объем информации; сложно изложить учебный материал в увлекательной, запоминающейся форме; сложно обобщить большой объём материала; низкая познавательная мотивация; скучный урок.

Сегодня мы с вами рассмотрим такой приём визуализации учебного материала как шестиугольное обучение.

Приём светофор. Участники получают карточки красного, желтого и зелёного цветов, с помощью которых провожу опрос:

1) зелёную карточку прошу поднять тех, кто уже знаком с шестиугольным обучением; жёлтую – кто что-то слышал или читал; красную – для кого этот термин звучит впервые.
2) зелёную карточку прошу поднять тех, кто применяет элементы шестиугольного обучения на уроках математики; жёлтую – кто пробовал применить элементы; красную – кто не применял.

Ведущий анализирует ответы участников, подводит итоги опроса и высказывает уверенность в эффективном взаимодействии во время проведения мастер-класса. Создаёт условия для личностного целеполагания участников мастер-класса

Каких целей вы хотите достигнуть на мастер-классе? На столах у вас имеются шестиугольники целей. Они разделены на шесть треугольников. Оцените значимость каждого из них для вас по 10-балльной шкале.

Шестиугольник целей

Хочу получить готовые примеры применения шестиугольного обучения
Хочу узнать, что такое шестиугольное обучение
Хочу общаться с коллегами по проблеме мастер-класса
Хочу найти «классную» идею для своего самообразования
Хочу научиться составлять шестиугольники (гексы)
Ничего не хочу

 

Смотрят видео. 

Слушают, включаются в беседу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают проблему в «пустом» шестиугольнике и помещают её на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

С помощью карточек красного, желтого и зелёного цветов отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют значимость каждой цели и фиксируют шестиугольники целей
на доске.

 

 

3-й этап. «Погружение» в основы шестиугольного обучения  

Цель: знание участниками мастер-класса способов составления гексов и непосредственно составление гексов.

Методическая задача: обеспечить условия для формирования знаний участников о шестиугольном обучении.

 

Деятельность ведущего мастер-класса

Деятельность участников

Организует:

– получение участниками мастер-класса теоретических знаний;
– практическую работу по разработке заданий с применением шестиугольного обучения.

О приёме шестиугольного обучения белорусские педагоги заговорили в 2017 году. В течение последних лет в ряде школ Великобритании используется так называемый шестиугольный метод обучения. Автором приёма является англичанин, учитель истории Рассел Тарр. В основе шестиугольного обучения лежит использование шестиугольных карточек (гексов). Каждый из шестиугольников – это определенные знания, отдельная смысловая единица (понятие, событие, явление) в виде текста или изображения. Они вырезаются из бумаги и могут размещаться на парте или доске. Их размер может быть произвольным: если это демонстрационный материал – лучше сделать их крупными, если гексы содержат материал для индивидуальной работы, работы в парах или в группах – они могут быть небольшими. Шестиугольники соединяются гранями друг с другом благодаря определенным логическим связям, которые учащимся необходимо установить, соединив карточки. Соединенные вместе шестиугольники создают единую смысловую картину, визуализированный образ учебного материала.

Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков, как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства. 

Рассмотрим примеры использования гексов.

1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т.е. учащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать доказательство теоремы, обобщение материала по теме. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники.

Задание группам: собрать мозаику из гексов.

1 группа: доказательство теоремы о среднем перпендикуляре.
2 группа: обобщение по теме «Параллельные прямые».
3 группа: обобщение по теме «Треугольники».

2. Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли вписать недостающие сведения. Такой вариант хорошо работает при обобщении знаний. Работа может быть как индивидуальной, так и групповой.

3. Гексы могут быть с решением задачи, из которых учащиеся складывают коллаж. Такой вариант хорош для понимания оформления и смысла решения задач.

Задание группам. Возьмите файл с конвертом № 1. Ваша задача собрать решение задач с помощью гексов.

1 группа: Задача 1.

Один из внутренних односторонних углов при двух параллельных прямых и секущей на 20° больше другого. Найдите меньший из этих углов.

2 группа: Задача 2.

В треугольнике ABC проведены медианы AM и CK, AC = 12 см, AK = 4 см, CM = 5 см. Найдите периметр треугольника ABC.

3 группа: Задача 3.

Хорды AB, BC, CD равны радиусу окружности с центром в точке O и диаметром AD. Периметр четырехугольника ABCD равен 60 см. Найдите диаметр окружности.

4. Маркированные шестиугольники. Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Учащиеся получают задание – соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.

Рассмотрим составление гексов во время изучения темы «Виды треугольников».

Набор шестиугольников:

– один шестиугольник «треугольники»;
– четыре желтых шестиугольника;
– четыре синих шестиугольника;
– двенадцать пустых шестиугольников.

Гексы располагаются хаотично. Учащиеся получают цветные, бесцветные и пустые гексы. Изучив записи в шестиугольниках, обсудив их, дополнив своими соображениями, учащиеся составляют гексы, сравнивают треугольники, выясняют признаки для классификации. Выводы вписывают в пустые шестиугольники. Работу защищают в группах или перед классом. Это задание можно выполнять в группах, парах, индивидуально.

Пример сложения гекса представляю на слайде.

Для того чтобы облегчить распечатку шестиугольников, Тарром Расселом был создан шаблон, которым может воспользоваться каждый учитель (https://www.classtools.net/hexagon/).

✔︎ Пройдите по ссылке https://www.classtools.net/hexagon/
✔︎ В поле Title напишите название, например темы или урока
✔︎ В поле Description – описание, но это необязательно
✔︎ В поле Text впишите слова, вставьте изображения, которые окажутся в шестиугольниках. Они пишутся в одну строчку. Каждая новая строчка – это новый шестиугольник.
✔︎ Нажмите кнопку Word и распечатайте готовый рабочий материал.

Можно распечатать гексы как на обычной, так и на цветной бумаге, в зависимости от тех учебных целей, которые ставит учитель.

На этом возможности сайта не исчерпаны. Учитель может сгенерировать любую тему и предложить учащимся прямо на сайте заняться обработкой и классификацией предложенного материала. Ячейки передвигаются с помощью мыши, можно удалять лишние соты.

Из-за функциональных недостатков сервиса, не использую в активной практике.

Вот мы с вами и познакомились с примерами использования гексов. А теперь задание вам, уважаемые коллеги. На столе лежат листы А3 и пустые гексы в конверте № 2. Также есть примеры уже составленных гексов. Ваша задача составить гексы по одному из вышеперечисленных примеров, затем один участник группы рассказывает возможность применения на уроке.

Задание группам:

1-я группа. Составить гексы по теме «Окружность»
2-я группа. Составить гексы по теме «Четырёхугольники»
3-я группа. Составить гексы по теме «Площади четырёхугольников»

На работу отводится 10 минут.

Среди плюсов шестиугольного обучения можно назвать:

– организация работы в группах, парах, индивидуально.
– интерактивность, наглядность;
–  эффективная систематизация материала;
– реализация деятельностного и дифференцированного подходов к обучению;
– активизация учащихся, достижение включенности каждого ребенка в работу на уроке;
– визуализация учебного материала;
– эффективная реализация развивающего потенциала конкретного урока.

Среди минусов шестиугольного обучения можно отметить, что подготовительный этап занимает много времени.

В процессе реализации метода шестиугольного обучения повышается познавательный интерес у учащихся. Дети учатся анализировать учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Этот метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к формированию у них устойчивого глубокого познавательного интереса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участники группы выполняют задания на доске и один участник озвучивает результаты работы.

 

 

 

 

 

Участники группы выполняют задания за столами, один участник озвучивает результаты работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участники группы выполняют задания за столами, один участник озвучивает результаты работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 – й этап. Рефлексия участников и ведущего мастер-класса

Цель: осмысление содержания и результатов работы на мастер-классе, оценка степени достижения поставленных целей участниками мастер-класса.

Методическая задача: обеспечить условия для рефлексивного осмысления участниками содержания и результатов своей работы на мастер-классе посредством выполнения рефлексивного задания «Я сегодня… Я завтра…».

 

Деятельность ведущего мастер-класса

Деятельность участников

Создает ситуацию эмоционально-ценностного отношения по проблеме мастер-класса.

Уважаемые коллеги, оправдались ли ваши ожидания от мастер-класса?

Как вы считаете, пригодятся ли вам полученные навыки в дальнейшей педагогической деятельности? Как с помощью шестиугольного обучения решаются проблемы которые мы с вами определили в начале нашего мастер-класса?

Используя всё те же гексы, я предлагаю подвести итоги нашего с вами сотрудничества. Каждый участник, на шестиугольниках напишите, какие идеи вы нашли для себя сегодня, чтобы успешней работать завтра.

– Я сегодня (открыл, узнал, понял, увидел, научился, смог)
– Я завтра (смогу, создам, освою, определю, займусь, применю)

И в заключение хочу сказать: «Всё в наших руках».

Просмотр видео «Всё в твоих руках»

https://vk.com/video187628264_456239018

Благодарю вас за работу, желаю вам вдохновения, творчества.

 

Участники анализируют шестиугольники целей.

Участники отвечают на вопросы.

 Дают свою оценку эффективности работы на мастер-классе и достигнутым результатам

 

 

 

Примеры гексов

Шестиугольник целей

Рефлексия

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий