Конспект подгруппового/ группового логопедического занятия с учащимися младшего школьного возраста (2-3-й класс) по коррекции акустической дисграфии. Буквы А-Я

- 13:18Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Анастасия БОРОДИЧ,
учитель – дефектолог
ГУО «Средняя школа № 124 г. Минска»

 

 

 

Тема: Буквы А-Я

Цель: дифференциация гласных А-Я

Задачи:

– закреплять умение выделять заданный звук на фоне остальных звуков;
– формировать умение составлять слова из букв (развитие звукобуквенного анализа и синтеза);
– формировать умение выделять заданные буквы в словах;
– формировать умение составлять предложение по заданному слово;
– формировать умение определять последовательность и количество слов в предложении;
– формировать умение образовывать словосочетание в единственном числе от множественного;
– формировать умение вставлять заданную букву в словах;
– формировать умение составлять из слов предложение.

Оборудование: доска, мел, листок в клеточку, ручка, карандаши (красный, синий, зелёный), распечатанные задания на карточках, образец схемы предложения.

План занятия

1. Организационный момент

1.1  Объявление темы занятия

2. Основная часть

2.1  Услышь звук А и Я
2.2  Составь из букв слова
2.3 Расшифруй слова
2.4  Составь предложение из слова
2.5  Физминутка
2.6  Задание на карточке    

3. Итог занятия

 

Ход занятия

1 Организационный момент

Графический диктант по клеточкам.

Каждому учащемуся выдается листочек в большую клеточку. Выполняем задание по инструкции: от точки 6 клеточек вверх, 3 в право, 6 в низ, 1 в лево, 5 в верх, 1 в лево, 5 в низ, 1 в лево соединяем с точкой.

Что у нас получилось? Правильно буква. Какая? Буква А.

Продолжим, от точки буквы А, 3 клеточки вниз – поставили точку, выполняем 3 в право, 6 вниз, 1 в лево, 3 в верх, 2 влево, 3 вверх. Рисуем окошко и делаем линию по диагонали на три клеточки. Что получилось? – буква Я. Правильно!

         1.1 Объявление темы занятия

         Тема сегодняшнего занятия различие букв и звуков А-Я.

         Помним: буквы мы пишем и видим, звуки мы слышим.

 

2 Основная часть

2.1 Услышь звук А и Я

Распределим задания по рядам, если учащиеся ряда у стены услышат слова со звуком А, они похлопают. Если учащиеся ряда у окна услышат звук Я в словах, они помашут руками. Молодцы!

Речевой материал (слова): арбуз, якорь, каша, семья, машина, заметка, змея, грязно.

2.2 Составь из букв слова

Задание: составьте из букв слова (записаны на доске).

м, к, а, я
д, д, я, я
к, л, к, я, с, а
м, с, е, я, ц

Давайте прочитаем, что у вас получилось. (Маяк, дядя, клякса, месяц). Молодцы!

Откройте тетрадь, запишите сегодняшнее число и месяц.

Запишите полученные слова и подчеркните согласную синим цветом перед гласной А, потому что А твёрдая гласная и согласная перед ней будет твёрдая. Согласную перед Я подчеркните зелёным цветом. Почему? Правильно, потому что Я мягкая гласная и будет смягчать согласную перед ней.

2.3 Расшифруй слова

Задание: переставь слоги и прочитай полученные слова (на доске).

 чок — я — ма         чок — ря — мо        ря — го — чо
 ля — на — по         ян — бурь                тарь — ян

Прочитаем какие слова у нас получились: маячок, поляна, морячок, бурьян, горячо, янтарь.

2.4 Составь предложение из слова

Давайте составим предложение со словом янтарь.

Кто знает, что такое янтарь?

Это камень. Правильно.

А кто ещё что может сказать?

Хорошо, ребята. Янтарь – это окаменевшая смола. Часто мы можем встретить янтарные камешки на украшениях в виде бус, сережек, колечек и т.д.

Предложение: Маме Ане подарили янтарные бусы.

Сколько слов в предложении? Правильно, пять слов. Какое первое слово? Какое последнее слово? Правильно.

Разобрали, а теперь запишем наше предложение – один человек у доски остальные в тетради.

Подчеркнём наши гласные А и Я. Во всех ли словах есть наши звуки? Нет, верно. А в каком слове нет? В слове бусы. Молодцы!

2.5 Физминутка

Задание с мячом. Все дружно встали. Будем менять словосочетание по образцу. У меня мяч, я его бросаю первому человеку и говорю, что у меня, вы ловите мяч и в ответ говорите, что у вас.

У меня дикие яблони, а у тебя? – Дикая яблоня
У меня полярные совы, а у тебя? – Полярная сова
У меня большие дыни, а у тебя? – Большая дыня
У меня вкусные груши, а у тебя? – Вкусная груша
У меня весёлые пляски, а у тебя? – Веселая пляска
У меня бумажные гусята, а у тебя? – Бумажный гусь.

Молодцы!

2.6 Задание на карточке

Каждому учащемуся раздаётся карточка с заданием.

Вставь пропущенную букву А или Я в словах и составь предложения.

В_н_, лесом, любовалс_.
В _ н _, собирать, земл_нику, ст_л.

Читаем у кого, что получилось.

Ваня любовался лесом. Ваня стал собирать землянику.

Правильно запишем каждый одно предложение на выбор. Подчеркнём вставленную букву А и Я красным цветом и синим или зелёным цветом обозначим твердость и мягкость предшествующей согласной перед нашими гласными. Нарисуем схему предложения.

Закрываем тетради и сдаём.

 

3 Итог занятия

         Скажите, какие буквы мы учились различать?
         Что мы сегодня делали на занятии? Какие задания?
         Вам понравилось?

Но чтобы покинуть кабинет, каждому нужно придумать по одному слову, в котором будет звук А и Я.

Молодцы! Спасибо за занятие!

 

Литература:

1 Яворская О. Н., Занимательные задания логопеда для школьников (3–4 классы). — СПб.: КАРО, 2010. — 144 с.: ил. — (Серия «Мастер-класс лого педа»).
2 Мазанова Е.В., Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова.        М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. — 184 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий