Полина ПЕРЕСКОКОВА, воспитанница старшей группы,
Оксана СМОЛЕЙ, руководитель исследования,
заместитель заведующего по основной деятельности
ГУО «Ясли-сад №56 г.Гродно»
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму», – такой пословицей руководствуются педагоги яслей-сада №56 Гродно. Малыши по своей природе исследователи, они с радостью и интересом познают окружающий мир, который открывается им через личный опыт, ощущения и восприятие. Ребята знакомятся с объектами окружающего мира так, как умеют – руками, глазами, носом и языком. Педагоги выступают проводниками в процессе познания окружающего мира. Очень важно поддержать искру пытливости и любознательности, стремление исследовать, искать ответы на, порой, интересные и необычные вопросы.
Наша воспитанница Полина очень любознательная и её заинтересовал вопрос о том, как в зеркале появляется отражение. Я предложила провести исследование и выяснить секреты отражения.
Исследовательская работа приняла участие в областном этапе Республиканского конкурса «Я – исследователь» в номинации «Бюро находок».
Цель исследования: выяснить, как в зеркале появляется отражение.
Задачи:
– понять, как появляется отражение в зеркале;
– проверить свои предположения: провести наблюдения и опыты с педагогом, поискать информацию в сети Интернет;
– попробовать изготовить совместно с педагогом зеркало;
– сделать вывод, как появляется отражение в зеркале.
Гипотеза: зеркало отражает, потому что оно из стекла. В зеркале мы видим себя, потому что за ним доска.
Актуальность
Интересно, как появляется отражение в зеркале? И все ли предметы отражают? Если, глядя во все предметы, можно увидеть своё отражение, то вовсе и необязательно иметь зеркало. И зачем тогда строить заводы, где изготавливают зеркала, если во всех предметах можно увидеть отражение.
Описание исследовательской работы
Меня зовут Полина Перескокова, мне 6 лет. Я очень люблю любоваться собой в зеркале. Однажды мне стало интересно, как появляется отражение в зеркале. Я задала этот вопрос маме. Она не смогла мне ответить. Тогда я спросила у Оксаны Валерьевны. Она предложила провести исследование.
Гипотеза 1. Я предположила, что стекло, как и зеркало, отражает. Путём сравнения я решила это проверить.
Дома я нашла рамку для фотографий. Она была из стекла, а под стеклом фанера. Посмотрела. Отражение есть. Но оно не такое отчетливое, как в зеркале. Почему?
Потом я решила сравнить стекло и зеркало. И стекло, и зеркало гладкие, ровные, но зеркало чем-то покрыто… Чем? Ответ на этот вопрос мы с Оксаной Валерьевной нашли в сети Интернет. Выяснили, что зеркало – это стекло, покрытое отражающим слоем. Отражающий слой – это специальный слой, который отражает свет и помогает нам видеть отражение четким. Мы узнали, что стекло сначала покрывают металлом (серебром), а сверху тонкой пленкой из меди, которая оберегает его. Далее слой меди покрывают непрозрачным слоем лаковой краски. Затем зеркало заключают в оправу или рамку.
Вывод 1: Наша гипотеза подтвердилась частично. Зеркало отражает не только потому, что оно из стекла, но и потому, что это стекло покрыто специально сделанным отражающим слоем.
Но ведь стекло, как и зеркало, тоже отражает свет. Поэтому я вижу своё отражение. Мне стало интересно, какие материалы ещё имеют светоотражающую поверхность.
Гипотеза 2. Я предположила, что все предметы и материалы имеют светоотражающую поверхность.
Взяла кожу, бумагу, дерево, фольгу, чашку с водой и телефон. Выяснила, что фольга, вода и телефон отражают изображение. На коже, бумаге и дереве своё отражение я не увидела. Почему? Чем они отличаются? Все предметы гладкие и ровные. Но кожа, бумага и дерево не блестит, а вода в чашке, фольга и телефон при попадании на них света блестят.
Вывод 2: Я пришла к выводу, что отражающим свойством обладают все блестящие предметы.
Гипотеза 3. Блестящий материал в любом состоянии отражает.
Оксана Валерьевна предложила провести эксперимент: можно ли увидеть свое отражение, если фольгу смять? Мы взяли два кусочка фольги. Один оставили ровным, второй смяли. Сравнили. На ровном кусочке фольги я увидела своё отражение, а на смятом – нет.
Вывод: Опытным путём я пришла к выводу, если материал не ровный, то он не отражает.
Гипотеза 4. Все блестящие предметы и материалы отражают.
«Попробуй на себя посмотреть через хрустальную вазу с рисунком, –предложила мне Оксана Валерьевна. – Ведь это тоже стекло». Я посмотрела, своё отражение в вазе я не увидела.
Вывод 4: Отражающая поверхность должна быть не только блестящей, но и ровной.
Общий вывод: Зеркало отражает, потому что имеет светоотражающий слой. Светоотражающий слой – это специальный слой, который отражает свет и помогает увидеть отражение. Светоотражающим свойством обладают все ровные и блестящие поверхности.
Свои наблюдения я фиксировала в дневник наблюдений.
Заключение
Я узнала столько нового! А как это можно применить в жизни? Мы с ребятами и Оксаной Валерьевной решили сделать для «Салона красоты» новые зеркальца. С помощью ножниц мы вырезали основу круглой формы с ручкой из картона и круг из фольги. Приклеили круг к основе. Получилось «зеркальце».
Мне казалось, что я все узнала про зеркало. Но когда мы с мамой посетили комнату смеха в парке им. Жилибера и увидели своё отражение в «кривых зеркалах», возникли новые вопросы: «Почему в одном зеркале я вижу себя высокой и худой, в другом – низкой и толстенькой, а в третьем – моё лицо не похоже на настоящее?»
Думаю, что это отличная тема для моего нового исследования!