Дидактическое пособие включает в себя серию игр по пожарной безопасности для детей 5–6 лет.
Наталия СКОК,
заместитель заведующего по основной деятельности
ГУО «Ясли-сад № 1 г.п. Кореличи»,
Гродненская область
Дидактическое пособие «Колесо безопасности» используется для реализации задач образовательной области «Ребёнок и общество» (компонента «Безопасность жизнедеятельности») учебной программы дошкольного образования. Дополнительные задания (варианты игры) по условиям игр способствуют решению иных образовательных областей, таких как «Развитие речи и культура речевого общения», «Обучение грамоте». Пособие используется воспитателями дошкольного образования в нерегламентированной деятельности с воспитанниками от одного до девяти человек. Каждая игра размещена в отдельной коробке, имеет свои задачи, инструкцию по ходу игры и усложнения.
Задачи:
– закреплять знания детей о доступных правилах пожарной безопасности, умения применять их дома, на улице, в общественных местах;
– упражнять в выборе правильных действий в экстремальных ситуациях;
– содействовать проявлению и развитию в игре логического мышления, познавательной активности, связной речи;
– воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.
Дидактическое пособие включает в себя: элементы пожарного щита; вращающееся колесо, разделённое на сектора; коробку с дидактическими играми; ноутбук.
Игровое действие: «катаясь» на колесе безопасности, необходимо собрать элементы пожарного щита, получив их в результате правильно выполненных заданий игр.
Выбор игры (начало работы с пособием)
Ведущий (взрослый) предлагает детям «покататься» на колесе безопасности. Участники – дети от 5 до 6 лет. По считалке выбирается ребёнок, который будет крутить колесо.
Считалка для игры:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы решили поиграть,
Но не знаем, как нам быть,
Колесо кому крутить
На тебя укажем мы:
Это верно будешь ты!
Ребёнок крутит колесо. Стрелка указывает на номер игры, или картинку (условный значок). Далее все вместе находят соответствующую цифру или картинку в коробке. Взрослый объявляет название игры, объясняет её ход. Начинается игра.
Игра № 1 «Что лишнее и почему?»
Задачи: формировать умения классифицировать картинки в соответствии с заданием; закреплять знания воспитанников о предметах, которые могут стать причиной возникновения пожара, о средствах пожаротушения, о транспорте для тушения пожара и др.; способствовать развитию логического мышления и сообразительности детей.
Игровой материал: карточки с предметными картинками, одна из картинок – лишняя; картинка – элемент пожарного щита для вознаграждения.
Игровые действия: ведущий показывает карточку с изображёнными предметами и спрашивает, есть ли здесь лишний и почему он лишний. Дети отвечают.
Например: Лишняя легковая машина, потому что скорая помощь, милицейская машина и пожарная – это транспорт специального назначения.
Игровые правила: необходимо определить, какой предмет на картинке лишний, и объяснить почему. В результате всех правильных ответов дети получают карточку – элемент пожарного щита.
Ход игры: взрослый показывает детям карточки, на которых изображены предметные картинки. Объясняет, что на каждой карточке есть один лишний предмет, необходимо определить и назвать какой, при этом сказать: почему он лишний; как назвать остальные предметы одним словом.
Варианты игры: взрослый предлагает детям побеседовать про пожарную машину, бытовую технику, пожароопасные предметы и др., сложить предложения, составить рассказ (описательный или из личного опыта).
Игра № 2 «Помоги пожарному»
Задачи: формировать умения достигать результата, подчиняясь правилам; закреплять навык согласования движений руки4 развивать интерес к профессии пожарного; воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи.
Игровой материал: карточки с нарисованным лабиринтом; фломастеры; детские каски пожарного; фонограмма «Звук сирены»; карточка – элемент пожарного щита для вознаграждения.
Игровые действия: ребёнок получает карточку с нарисованным лабиринтом и фломастер. Ведущий предлагает оказать помощь пожарному: быстро «доехать» до очага возгорания по лабиринту, при этом выбрать правильный путь, не сходя с дороги. Дети надевают каски. Звучит запись звука сирены, дети рисуют.
Игровые правила: ехать нужно как можно быстрее не съезжая с дороги. Когда все дети выполнили задание, получают карточку – элемент пожарного щита.
Ход игры: ведущий предлагает стать пожарными и помочь быстро доехать до очага возгорания. Напоминает правила игры.
Варианты игры: можно провести игру – соревнование «Кто быстрее». После выполненного задания провести беседу: от чего мог произойти пожар? Какие правила пожарной безопасности нарушены? Как и чем можно потушить пожар? Как действовать в случае пожара? Как вызвать службу спасения? И т.п.
Игра № 3 «Сложи картинку и назови правило»
Задачи: закреплять знания о правилах поведения во время пожара; способствовать повышению личной ответственности за свои поступки; развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук; воспитывать усидчивость, дисциплинированность.
Игровой материал: конверты с разрезанными сюжетными картинками; карточка – элемент пожарного щита для вознаграждения.
Игровые действия: ведущий раздаёт каждому ребёнку конверт с разрезанными на разные части сюжетными картинками. Детям необходимо сложить картинку и назвать соответствующее на картинке правило пожарной безопасности.
Например: при пожаре звони по телефону 101 или 112; нельзя сушить бельё над газом.
Игровые правила: картинку нужно собрать самостоятельно, не имея образца; подумать и назвать правило пожарной безопасности. Когда все дети сложили картинки и правильно назвали правила, получают карточку – элемент пожарного щита.
Ход игры: ведущий предлагает с помощью картинок перечислить правила пожарной безопасности. Для этого предлагает детям сложить разрезанные на части картинки и догадаться, какое правило безопасности нарисовал художник.
Варианты игры: взрослый называет правило, а ребёнок, у которого соответствующая карточка с картинкой, объясняет, почему именно так нужно поступать.
Например: Взрослый: «При пожаре необходимо покинуть помещение». Ребёнок: «Надо покинуть горящее помещение, прятаться во время пожара нельзя» и т.п.
Игра № 4 «Опасные предметы – источники пожара»
Задачи: формировать правила безопасного обращения с предметами бытовой техники; умения определять безопасные условия жизнедеятельности, ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.
Игровой материал: карточки с сюжетными картинками (обращение с предметами бытовой техники в домашней обстановке) и карточки со стихотворным текстом – правилами безопасности; карточка – элемент пожарного щита для вознаграждения
Игровые действия: каждый ребёнок получает карточку с сюжетной картинкой, у ведущего – карточки с текстом правил безопасности. Взрослый читает правило, а ребёнок поднимает вверх соответствующую тексту карточку и рассказывает, как нужно безопасно обращаться с предметами бытовой техники.
Например: нельзя браться руками за шнур от утюга. В шнуре живёт ток, он невидим, может ударить.
Игровые правила: детям необходимо определить, соответствует ли его картинка тексту, и поднять картинку вверх. Далее, объяснить правило.
Ход игры: ведущий предлагает детям внимательно слушать текст и показать, у кого в руках картинка соответствует названному правилу и объяснить его.
Варианты игры: взрослый показывает картинку, а дети называют правило.
Игра № 5 «Опасные – неопасные предметы»
Задачи: закреплять знания об опасных предметах, умение объяснять свой выбор; формировать умение оценивать поступки, проявлять оценочное отношение к событиям; развивать логическое мышление, чувство ответственности за поведение.
Игровой материал: карточки, на которых изображены: на правой половинке предмет, на левой – изображение того, как используется предмет; карточка – элемент пожарного щита
Игровые действия: дети по очереди выкладывают полученные заранее карточки, определяют: этим предметом можно пользоваться самостоятельно, под присмотром взрослых или детям этим предметом пользоваться нельзя; прикладывают к соответствующей картинке (условному значку), объясняют.
Игровые правила: картинки с изображением предмета и условный значок должны соответствовать (можно самостоятельно пользоваться, под присмотром взрослого, нельзя детям). За выполненные задания дети получают карточку – элемент пожарного щита.
Ход игры: дети получают карточки. Ведущий предлагает считалкой выбрать, кто будет выкладывать карточку первым. Просит определить, кто может пользоваться предметом, изображённым на картинке (ребенок самостоятельно, ребенок под присмотром взрослых, только взрослые) и объяснить. Выкладывает карточку тот, кто быстрее правильно определил. Игра заканчивается, когда правильно будут выложены все карточки, за что дети получают карточку – элемент пожарного щита.
Игра № 6 «Какой ты, огонёк?»
Задачи: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня; развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.
Игровой материал: два игровых поля (два круга с плоскостным изображением «доброго» и «злого» огня); карточки с картинками на прищепках; карточка – элемент пожарного щита.
Игровые действия: каждый ребёнок размещает на соответствующее игровое поле картинку, при этом определяет свойство огня («добрый» или «злой»), рассказывает, почему так считает.
Игровые правила: картинки с изображением огня детям необходимо распределить на соответствующее поле («огонь добрый» или «огонь злой»), объяснить, почему так считают.
Ход игры: взрослый спрашивает у детей: «Почему говорят, что огонь бывает добрый, а бывает злой?». Выслушивает ответы детей. Затем каждый ребёнок получает карточку с картинкой и выполняет задание: определить, какой у него изображён огонь – добрый или злой, разместить на соответствующее поле и объяснить своё решение. Когда все картинки будут размещены правильно, дети получают карточку – элемент пожарного щита.
Варианты игры: детям предлагается составить предложение или рассказ по картинке; ответить, как добрый огонь может превратиться в злой.
Игра № 7 «Огоньки безопасности»
Задачи: формировать знания о причинах пожара, месте возникновения и способах тушения огня; способствовать развитию собственного познавательного опыта и умению понятно излагать свои мысли; развивать мышление, речь; воспитывать чувство осторожности и ответственности за свои поступки.
Игровой материал: игровое поле (плоскостное сюжетное изображение), карточки – «огоньки» с сюжетной картинкой (причины пожара), карточка – элемент пожарного щита.
Игровые действия: дети раскладывают на игровое поле полученные заранее карточки – «огоньки» и называют, что могло стать причиной пожара в данном месте (на улице, в доме, в лесу и т.д.)
Игровые правила: карточки «огоньки» раскладываются на игровой основе, называется причина пожара.
Ход игры: ведущий предлагает детям взять по одной картинке, рассмотреть её, определить, где произошёл пожар, объяснить, что могло стать причиной пожара и прикрепить к соответствующему месту. Когда все игроки справились, получают карточку – элемент пожарного щита.
Варианты игры: на игровом поле разложены «огоньки» с сюжетными картинками. Взрослый читает стихотворение или загадку по сюжету картинки. Дети находят соответствующую тексту картинку и называют, какие правила нужно соблюдать, чтобы не случился пожар (в доме, в лесу, на улице и т.д.).
Игра № 8 «Правила поведения при пожаре»
Задачи: формировать умения ориентироваться в сложных жизненных ситуациях; развивать речь, мышление, память.
Игровой материал: карточки с сюжетными картинками, карточки с текстом (правила поведения при пожаре); карточка – элемент пожарного щита.
Игровые действия: игроки слушают правило, находят соответствующую картинку и объясняют выбор.
Игровое правило: к каждому правилу нужно подобрать соответствующую картинку.
Ход игры: ведущий напоминает детям, что существуют правила безопасности, которые нужно соблюдать; читает правила, а детям предлагает найти соответствующую названному правилу картинку. Когда все картинки будут подобраны, игроки получают в вознаграждение карточку – элемент пожарного щита.
Варианты игры: ведущий предлагает детям рассмотреть картинки и самостоятельно назвать правило поведения при пожаре. Далее проводит беседу о том, как правильно вести себя, чтобы пожар не случился; как вызвать службу спасения в случае чрезвычайной ситуации.
Игра № 9 «Правила знай и не нарушай»
Задачи: формировать представления о правилах безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях; развивать связную речь, умение составлять описательный рассказ по картинке.
Игровой материал: карточки – сюжетные картинки с изображением различных жизненных ситуаций; карточка – элемент пожарного щита.
Игровые действия: дети получают карточки – картинки, рассматривают их, составляют краткий описательный рассказ и называют соответствующее правило пожарной безопасности.
Игровые правила: на каждой картинке изображено правило безопасности. Необходимо составить рассказ по картинке и назвать соответствующее правило безопасности.
Ход игры: ведущий предлагает заработать ещё один элемент пожарного щита. Для этого необходимо выбрать картинку, рассмотреть её, составить краткий описательный рассказ по ней и назвать, какое правило безопасности нужно соблюдать, чтобы не случился пожар.
Варианты игры: игроки делятся на пары; обмениваются карточками и называют правила.
Игра № 10 «Юный пожарный»
Задачи: формировать представления о значении правильного безопасного поведения для охраны своей жизни и здоровья; развивать логическое мышление, память.
Игровой материал: карточки – домино с предметными картинками.
Игровые действия: дети по очереди прикладывают свою карточку (одну из полученных трёх) к карточке, выложенной ведущим, и объясняют, что изображено, где и для чего используется.
Игровые правила: каждую карточку необходимо комментировать (что это, где и для чего используется)
Ход игры: игроки получают по три карточки. Взрослый выкладывает одну карточку первым. Игрокам предлагается отыскать у себя и приложить соответствующую картинку, далее назвать, что изображено на картинке и для чего предназначается. Так игра продолжается, пока не будут задействованы все картинки.
Варианты игры: после объяснения, где и когда изображённый на карточке предмет используется, игрокам предлагается поделить слова (обозначающие предмет на картинке) на слоги, составить предложение с заданным словом, загадать загадку.
Игра № 11 «Просмотр обучающих мультипликационных фильмов»
Игровой материал: карточки – картинки с изображением предметов на пожарную тему – билеты в кинотеатр; смайлики – «смешарики», ноутбук, диски.
Игровые действия: участники игры смотрят мультипликационный фильм и отвечают на вопросы ведущего по содержанию фильма.
Игровые правила: для того чтобы посмотреть мультипликационный фильм, необходимо «купить билет». Для этого надо правильно назвать, что изображено на карточке.
Ход игры: дети получают «билеты», смотрят мультипликационный фильм, отвечают на вопросы ведущего по содержанию мультфильма. Активные участники получают смайлики – «смешарики».
Варианты: по окончании просмотра детям предлагается самостоятельно (или с помощью взрослого) рассказать содержание мультипликационного фильма.
Игра № 12 «Подвижные игры»
Игровой материал: коробка с картотекой подвижных игр и медальками для вознаграждения; коробка с материалами для предложенных подвижных игр.
Игровые действия: ведущий определяет, кто из игроков выберет игру. Далее взрослый читает название игры, напоминает детям условия и ход игры. Вместе играют.
Игровые правила: необходимо придерживаться правил игры. Активные участники получают медальки.
Варианты игры: взрослый называет игру, а условия игры и ход рассказывает участник игры (ребёнок).
Игра № 13 «Какое правило безопасности нарушил сказочный герой»
Игровой материал: папка с сюжетными картинками из сказок: картинки с изображением сказочных героев для вознаграждения.
Игровые действия: участникам игры необходимо ответить, какое правило безопасности нарушил сказочный герой из сказки, изображённой на картинке.
Игровые действия: игроки получают по картинке, рассматривают и отвечают: какая сказка, кто герой и какое правило безопасности нарушил.
Игровые правила: у каждого ребёнка своя картинка; необходимо назвать название сказки, сказочного героя и какое правило безопасности он нарушил в данной сказке.
Ход игры: ведущий (взрослый) предлагает детям отправиться в путешествие по сказкам. Напоминает, что во время путешествия необходимо соблюдать правила безопасности. Вместе с детьми перечисляют знакомые правила безопасного поведения на дороге, в доме, в лесу и т.д. Каждый игрок получает картинку, рассматривает её. Ведущий предлагает назвать, какая сказка изображена на картинке, какой сказочный герой и какое правило безопасности он нарушил в этой сказке.
Варианты игры: ведущий называет правило, игроки находят соответствующую картинку и называют героя.