Весенняя фантазия. Музыкальное занятие для детей старшей группы (5–6 лет)

- 17:40Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Светлана РАЙБЕ,
музыкальный руководитель
ГУО «Ясли-сад № 14 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Цель: формирование основ эстетической культуры с использованием разнообразных форм средствами визуализации.

Программные задачи: развивать эмоционально позитивное отношение к музыке; формировать умения восприятия музыкальных образов классической музыки и высказывание о ней, самостоятельно интонационно и дикционно чисто, выразительно и естественно петь, различать, называть музыкальные инструменты по внешнему виду, способу звукоизвлечения, тембру; воспитывать позитивное отношение к музыкальному искусству как к общечеловеческой ценности.

Материал и оборудование: фонограмма пьесы П.И.Чайковского «Апрель», «Вальса цветов», слайд с портретами композиторов, фонограммы голосов птиц (дятла, кукушки); деревянные палочки, мультимедийный проектор и экран, музыкально-дидактическая игра, указка, музыкальные инструменты по количеству детей для игры в оркестре, цветы для исполнения танца.

 

Ход занятия

 

Дети входят в зал под аудиозапись «Тропиночка – тропиночка», муз. А.Пинегина, слова Г.Ладонщикова

Музыкальный руководитель: Я очень рада, что тропинка привела вас в музыкальный зал. Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня у нас. Давайте поприветствуем их песней.

Песня «Приветствие», муз. А.Евтодьевой 

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо (показывает конверт), давайте его прочтем! (Зачитывает письмо) 

Дорогие ребята! Приглашаю вас на прогулку в лес и прошу помочь мне разбудить природу. Буду очень рада, если вы мне поможете, а кто я, угадайте.

Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна
Значит, к нам пришла… (весна).

Музыкальный руководитель: А пойдём мы в лес с такими словами. 

Музыкальная разминка

Шла сороконожка,
По сухой дорожке. (Идут друг за другом с носочка)
Вдруг закапал дождик – кап, (Поднимают ладошки)
Ой, намокнет сорок лап. (Качают головой)
Дождик нам не нужен, (Машут пальчиком)
Обойдём мы лужи, (Поднимают ноги)
Грязи в дом не принесу, (Ставят правую ногу на пяточку и крутят ножкой)
Лучше лапкой потрясу, (Ставят левую ногу на пяточку, крутят ножкой)
И потопаю потом, ой, какой от лапок гром. (Идут топающим шагом)

 

Музыкальный руководитель:

С вами шли, шли, шли
И в волшебный лес пришли.
А в лесу дышится легко, свежо.
Давайте подышим.

Упражнение на дыхание

Сделать несколько коротких вдохов через нос и долгий выдох через рот.

Леса аромат вдохни (вдох через нос, руки поднимаются вверх),
Фи-фи-фи – тихонько протяни (на выдохе произносится слог «фи», руки опускаются вниз).

Музыкальный руководитель: Ребята, вы слышите стук? (аудиозапись стука дятла). Кто это стучит? Правильно, это дятел. Он просит помочь ему расшифровать телеграмму. На нашей волшебной полянке есть ритмические деревянные палочки. Я буду задавать вопрос и отстукивать ритм палочками, а вы за мной повторяйте.

Упражнение на развитие чувства ритма

Дятел сел на толстый сук (тук да тук),
Всем друзьям своим на юг (тук да тук)
Телеграмму срочно шлет (туки – туки – ток),
Что весна уже идет (туки туки – туки – ток).

Музыкальный руководитель: Ну вот, мы и помогли дятлу разгадать телеграмму. Давайте, присядем, полюбуемся пейзажами и послушаем с вами музыкальное произведение. Назовите, какие вы знаете весенние месяцы. (Ответы детей). Мы с вами прослушаем пьесу одного из весенних месяцев «Апрель».

Звучит пьеса «Апрель» П.И.Чайковского 

Музыкальный руководитель: Какой по характеру была эта музыка?

Дети: Нежная, ласковая, плавная, трепетная, немного взволнованная.

Музыкальный руководитель: Какие картины рисовало ваше воображение при прослушивании этой пьесы?

Дети: Солнышко сияет, снег тает, цветы распускаются, птички прилетают.

Музыкальный руководитель: Верно ребята, музыка рисует нам картину пробуждения природы, появления подснежников, робких и несмелых, дуновение ветерка. Переходы то в высокий, то в низкий регистр композитор использовал, чтобы изобразить изменчивость погоды весной. Не всегда бывает солнце, иногда ещё бывают и ненастные дни.

Музыкальный руководитель: А сейчас посмотрите на экран (установлен проекционный экран) и скажите, как зовут композитора, который написал такое произведение?

Дети: Пётр Ильич Чайковский.

Музыкальный руководитель: Кто пойдёт и покажет портрет композитора? (Ответы детей)

На проекционном экране три портрета композитора. Ребёнок идёт и указкой показывает на портрет Петра Ильича Чайковского. 

Музыкальный руководитель: Какие ещё мы с вами слушали произведения этого композитора?

Дети: «Камаринская», «Жаворонок», «Танец маленьких лебедей».

Музыкальный руководитель: Верно, ребята. (После второго прослушивания). А скажите, какой оркестр исполняет это произведение – народный или симфонический?

Дети: Симфонический оркестр.

Музыкальный руководитель: А сейчас для вас музыкальная игра «Угадай, какой звучит инструмент?» 

На первом слайде появляется три музыкальных инструмента скрипка, барабан, тарелки. Звучит фонограмма (играет скрипка), ребёнок идёт и указкой показывает тот инструмент, который звучит, если верно, то на экране звучит весёлая музыка с верным ответом, так же выполняются задания со слайдами 2 и 3 (Слайд 2: виолончель, фортепиано, труба; слайд 3: аккордеон, цимбалы, балалайка). 

Музыкальный руководитель: Скажите, а инструменты аккордеон, цимбалы, балалайка к какому оркестру относятся?

Дети: Народному.

Музыкальный руководитель: У нас тоже есть народные музыкальные инструменты. Давайте мы с вами сыграем в оркестре.

Исполняют «Весёлую гамму» 

Музыкальный руководитель: А теперь послушайте, а это что за птичка поёт (звучит запись птички кукушки). 

Дети: Кукушка.

Музыкальный руководитель: Давайте распоёмся на попевочке, которая так и называется «Кукушка».

Исполняют попевку «Кукушечка», муз. Л.С.Ходонович 

Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы с вами поговорили, послушали про весну, а её так и не встретили. Давайте позовем весну весёлой песенкой!

Песня «Здравствуй, милая весна», муз. О.Волох 

Музыкальный руководитель: Ребята, а кто знает стихи про весну?

1 Здравствуй, милая весна,
Рады мы, что ты пришла,
Все ожило, лес и луг,
Как красиво все вокруг!

2 С первыми листочками,
С первыми цветочками,
С теплым радостным дождем,
Приходи, весна, мы ждем!

 

Музыкальный руководитель: Красивые вы стихи прочитали; не зря поэты восхваляли в своих стихах пору года весну.

Музыкальный руководитель: А вы заметили, ребята, на какой танец была похожа пьеса «Апрель»?

Дети: На вальс.

Музыкальный руководитель: Так давайте мы с вами и исполним вальс.

Дети танцуют «Вальс цветов», муз. П.И.Чайковского (с заранее подготовленными цветами)

Музыкальный руководитель:

Мы и пели и плясали,
Много нового узнали,
Мы не раз сюда придём,
С вами спляшем и споём.

«Прощание», муз. А. Евтодьевой, все уходят из зала.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий