Светлана РАЙБЕ,
музыкальный руководитель
ГУО «Ясли-сад № 14 г. Сморгони»,
Гродненская область
Цель: формирование основ эстетической культуры с использованием разнообразных форм средствами визуализации.
Программные задачи: развивать эмоционально позитивное отношение к музыке; формировать умения восприятия музыкальных образов классической музыки и высказывание о ней, самостоятельно интонационно и дикционно чисто, выразительно и естественно петь, различать, называть музыкальные инструменты по внешнему виду, способу звукоизвлечения, тембру; воспитывать позитивное отношение к музыкальному искусству как к общечеловеческой ценности.
Материал и оборудование: фонограмма пьесы П.И.Чайковского «Апрель», «Вальса цветов», слайд с портретами композиторов, фонограммы голосов птиц (дятла, кукушки); деревянные палочки, мультимедийный проектор и экран, музыкально-дидактическая игра, указка, музыкальные инструменты по количеству детей для игры в оркестре, цветы для исполнения танца.
Ход занятия
Дети входят в зал под аудиозапись «Тропиночка – тропиночка», муз. А.Пинегина, слова Г.Ладонщикова
Музыкальный руководитель: Я очень рада, что тропинка привела вас в музыкальный зал. Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня у нас. Давайте поприветствуем их песней.
Песня «Приветствие», муз. А.Евтодьевой
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо (показывает конверт), давайте его прочтем! (Зачитывает письмо)
Дорогие ребята! Приглашаю вас на прогулку в лес и прошу помочь мне разбудить природу. Буду очень рада, если вы мне поможете, а кто я, угадайте.
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна
Значит, к нам пришла… (весна).
Музыкальный руководитель: А пойдём мы в лес с такими словами.
Музыкальная разминка
Шла сороконожка,
По сухой дорожке. (Идут друг за другом с носочка)
Вдруг закапал дождик – кап, (Поднимают ладошки)
Ой, намокнет сорок лап. (Качают головой)
Дождик нам не нужен, (Машут пальчиком)
Обойдём мы лужи, (Поднимают ноги)
Грязи в дом не принесу, (Ставят правую ногу на пяточку и крутят ножкой)
Лучше лапкой потрясу, (Ставят левую ногу на пяточку, крутят ножкой)
И потопаю потом, ой, какой от лапок гром. (Идут топающим шагом)
Музыкальный руководитель:
С вами шли, шли, шли
И в волшебный лес пришли.
А в лесу дышится легко, свежо.
Давайте подышим.
Упражнение на дыхание
Сделать несколько коротких вдохов через нос и долгий выдох через рот.
Леса аромат вдохни (вдох через нос, руки поднимаются вверх),
Фи-фи-фи – тихонько протяни (на выдохе произносится слог «фи», руки опускаются вниз).
Музыкальный руководитель: Ребята, вы слышите стук? (аудиозапись стука дятла). Кто это стучит? Правильно, это дятел. Он просит помочь ему расшифровать телеграмму. На нашей волшебной полянке есть ритмические деревянные палочки. Я буду задавать вопрос и отстукивать ритм палочками, а вы за мной повторяйте.
Упражнение на развитие чувства ритма
Дятел сел на толстый сук (тук да тук),
Всем друзьям своим на юг (тук да тук)
Телеграмму срочно шлет (туки – туки – ток),
Что весна уже идет (туки туки – туки – ток).
Музыкальный руководитель: Ну вот, мы и помогли дятлу разгадать телеграмму. Давайте, присядем, полюбуемся пейзажами и послушаем с вами музыкальное произведение. Назовите, какие вы знаете весенние месяцы. (Ответы детей). Мы с вами прослушаем пьесу одного из весенних месяцев «Апрель».
Звучит пьеса «Апрель» П.И.Чайковского
Музыкальный руководитель: Какой по характеру была эта музыка?
Дети: Нежная, ласковая, плавная, трепетная, немного взволнованная.
Музыкальный руководитель: Какие картины рисовало ваше воображение при прослушивании этой пьесы?
Дети: Солнышко сияет, снег тает, цветы распускаются, птички прилетают.
Музыкальный руководитель: Верно ребята, музыка рисует нам картину пробуждения природы, появления подснежников, робких и несмелых, дуновение ветерка. Переходы то в высокий, то в низкий регистр композитор использовал, чтобы изобразить изменчивость погоды весной. Не всегда бывает солнце, иногда ещё бывают и ненастные дни.
Музыкальный руководитель: А сейчас посмотрите на экран (установлен проекционный экран) и скажите, как зовут композитора, который написал такое произведение?
Дети: Пётр Ильич Чайковский.
Музыкальный руководитель: Кто пойдёт и покажет портрет композитора? (Ответы детей)
На проекционном экране три портрета композитора. Ребёнок идёт и указкой показывает на портрет Петра Ильича Чайковского.
Музыкальный руководитель: Какие ещё мы с вами слушали произведения этого композитора?
Дети: «Камаринская», «Жаворонок», «Танец маленьких лебедей».
Музыкальный руководитель: Верно, ребята. (После второго прослушивания). А скажите, какой оркестр исполняет это произведение – народный или симфонический?
Дети: Симфонический оркестр.
Музыкальный руководитель: А сейчас для вас музыкальная игра «Угадай, какой звучит инструмент?»
На первом слайде появляется три музыкальных инструмента скрипка, барабан, тарелки. Звучит фонограмма (играет скрипка), ребёнок идёт и указкой показывает тот инструмент, который звучит, если верно, то на экране звучит весёлая музыка с верным ответом, так же выполняются задания со слайдами 2 и 3 (Слайд 2: виолончель, фортепиано, труба; слайд 3: аккордеон, цимбалы, балалайка).
Музыкальный руководитель: Скажите, а инструменты аккордеон, цимбалы, балалайка к какому оркестру относятся?
Дети: Народному.
Музыкальный руководитель: У нас тоже есть народные музыкальные инструменты. Давайте мы с вами сыграем в оркестре.
Исполняют «Весёлую гамму»
Музыкальный руководитель: А теперь послушайте, а это что за птичка поёт (звучит запись птички кукушки).
Дети: Кукушка.
Музыкальный руководитель: Давайте распоёмся на попевочке, которая так и называется «Кукушка».
Исполняют попевку «Кукушечка», муз. Л.С.Ходонович
Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы с вами поговорили, послушали про весну, а её так и не встретили. Давайте позовем весну весёлой песенкой!
Песня «Здравствуй, милая весна», муз. О.Волох
Музыкальный руководитель: Ребята, а кто знает стихи про весну?
1 Здравствуй, милая весна,
Рады мы, что ты пришла,
Все ожило, лес и луг,
Как красиво все вокруг!
2 С первыми листочками,
С первыми цветочками,
С теплым радостным дождем,
Приходи, весна, мы ждем!
Музыкальный руководитель: Красивые вы стихи прочитали; не зря поэты восхваляли в своих стихах пору года весну.
Музыкальный руководитель: А вы заметили, ребята, на какой танец была похожа пьеса «Апрель»?
Дети: На вальс.
Музыкальный руководитель: Так давайте мы с вами и исполним вальс.
Дети танцуют «Вальс цветов», муз. П.И.Чайковского (с заранее подготовленными цветами)
Музыкальный руководитель:
Мы и пели и плясали,
Много нового узнали,
Мы не раз сюда придём,
С вами спляшем и споём.
«Прощание», муз. А. Евтодьевой, все уходят из зала.