В материале представлен сценарий занятия на автоматизацию звука [з].
Ирина МИХАЛЬЧЕНЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г. Свислочь»,
Гродненская область
Задачи:
– формировать умения автоматизировать звук [з] в словах, предложениях, чистоговорках;
– формировать умение употреблять существительные в форме винительного падежа;
– формировать умение согласовывать числительные с существительными;
– развивать умение к длительному сосредоточению на определенной деятельности;
– воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.
Оборудование: мягкая игрушка заяц, корзинка, макет огорода, раздаточный материал «морковка», предметные картинки со звуком [з], игровые поля дидактических игр, следы, мячи, тележка, музыка для физминутки.
Ход занятия
I Вводная часть
1 Организационный момент
Педагог: Имя ребенка, когда я хлопну в ладоши один раз – здороваемся головками, два раза – здороваемся за руку, три раза – здороваемся локтями.
2 Знакомство с темой занятия
Педагог: Посмотри, кто это? (Это заяц). Правильно. Это зайчиха Зоя. Она очень грустная. Как ты думаешь, почему она грустит? (Предположения ребенка).
Педагог: Посмотри, у нее пустая корзинка. На самом деле зайчиха Зоя грустит потому, что очень любит морковку, но не может ее собрать с грядки. Имя ребенка, может ты готова помочь зайчихе Зое? (Да).
Педагог: Чтобы вытянуть морковку с грядки, нужно выполнить задания. За каждое выполненное задание можно собрать в корзинку одну морковку. (После каждого задания ребенок берет морковку с грядки и кладет в корзинку).
II Основная часть
1 Координация речи с движением
Педагог: Посмотри, здесь нарисованы картинки. Назови их (ваза, зонт, замок, заяц, коза…). А сейчас выполни жесты, которые изображены под картинками. Теперь нужно назвать картинку и одновременно выполнить жест.
2 Образование уменьшительно-ласкательных существительных
Педагог: Маленькая Зоя учится называть предметы «ласково». Помоги ей. (У Зои не зуб, а зубик). Педагог предлагает предметные картинки.
3 Автоматизация звука [з] в чистоговорках
Педагог: Посмотри на эти схемы. Здесь зашифрованы чистоговорки. Я расшифрую чистоговорку, затем ты повторишь за мной.
За-за-за – залезает в сад коза.
Зу-зу-зу – привязали мы козу.
За-за-за – здесь привязана коза.
За-за-за – идет Зоина коза.
4 Физминутка. Автоматизация звука [з] в чистоговорках
Педагог: Для выполнения следующего задания нам нужно разуться. А сейчас мы будем прыгать по заячьим следам, одновременно проговаривая чистоговорку и перекладывая в руках мячик.
За-за-за – залезает в сад коза.
Зу-зу-зу – привязали мы козу.
За-за-за – здесь привязана коза.
За-за-за – идет Зоина коза.
5 Употребление существительных в родительном падеже
Педагог: Девочка Зоя отправилась в магазин. В магазине она увидела много товаров. Направляя деревянную лупу на картинки, назови, что Зоя увидела в магазине. (Зоя увидела вазу, зонт, замок, зайца…).
Педагог: А теперь положим товары в корзинку. Скажи, что Зоя купила в магазине? (Зоя купила в магазине вазу, зонт, замок, зайца…).
6 Образование предложно-падежных конструкций. Игра «Что на звезде».
Педагог: Посмотри внимательно на картинки и ответь полным ответом, что находится на звезде? (На звезде – зонт, на звезде – зайка, на звезде – ваза…)
7 Образование множественного числа существительных. Игра «Волшебный фонарик»
Педагог: Что нарисовано на картинке? (Ваза). Это непростая картинка. Если на нее навести волшебным фонариком, то можно увидеть не одну картинку, а две. (Одна ваза – две вазы).
ІІІ Заключительная часть
Итог занятия. Рефлексия.
Педагог: Имя ребенка, давай с тобой сосчитаем, сколько морковок удалось собрать? (Семь морковок).
Педагог: Как ты думаешь, что из морковки можно приготовить? (Ответы ребенка).
Педагог: А я тебе предлагаю приготовить морковный пирог. Прикрепляй морковку к пирогу. Я думаю, что зайчиха Зоя очень рада, ведь морковный пирог – ее любимое лакомство. Ну и конечно, один кусочек достанется тебе. Ты сегодня очень старалась.