Методическая разработка представляет собой сценарий проведения мероприятия для педагогических работников.
Елена АСКЕРКО,
заместитель заведующего по основной деятельности
ГУО «Санаторный ясли-сад г.п. Брагина»,
Гомельская область
Цель: совершенствование качества работы педагогических работников по организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
– повысить компетентность педагогических работников по организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с современными подходами;
– распространить среди педагогических работников положительный педагогический опыт по использованию приёмов активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
– активизировать навыки позитивного общения педагогических работников – участников мероприятия.
Материал и оборудование: магнитная доска, изображение букв, два кроссворда, шариковые ручки, простые карандаши, листы бумаги А4, оборудование и материалы для мастер-классов, панно «Дерево достижений», стикеры в форме листьев зеленого, красного, желтого цветов.
Участники: заместитель заведующего по основной деятельности, педагогические работники учреждения.
Предварительная работа: за неделю до мероприятия педагогическим работникам предлагается выбрать карточку с буквой, подобрать термин, понятие на выбранную букву, значение которого связано с темой мероприятия; снять видеоролик с объяснением значения термина, понятия и разместить его в группе вайбера для просмотра всеми педагогическими работниками учреждения (видеозапись https://disk.yandex.by/i/aCScS_LuCFAi6g). Также к мероприятию предлагается подобрать вопрос соперникам к челленджу по теме мероприятия и подготовить мастер-класс приёма для активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста по определённой образовательной области, которая ранее была указана на карточке с буквой.
Ход мероприятия
В роли ведущего выступает заместитель заведующего по основной деятельности.
1-й этап. Разделение на группы. Решение кроссворда
Цель: создание оптимальных условий для взаимодействия участников мероприятия.
Ведущий: Вам необходимо разделиться на группы. Те, кто подбирал термины и понятия на буквы от А до М, садятся за столы справа, кто подбирал термины и понятия на буквы от Н до Я –за столы слева.
Педагоги объединяются в две группы с равным количеством участников.
Ведущий: Продолжаем наш челлендж. Челлендж – в переводе с английского значит «бросать вызов». Вам предлагается бросить вызов коллегам, сидящим напротив – задать вопрос по теме «Организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста». Если противоположная группа отвечает на вопрос, значит, мастер-класс приёма для активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста по определённой образовательной области, которая ранее была указана на карточке с буквой, проводит ваша команда. Если ответ был неправильным, то мастер-класс проводит член команды соперника.
Ведущий: Чтобы определить, кто первым будет бросать вызов, каждой команде предлагается кроссворд на знание терминов и понятий, которые встречались в видеоролике коллег. Какая команда выполнит первой, та и начинает челлендж.
Педагоги разгадывают кроссворд, в котором встречаются слова, имеющие отношение к познавательной деятельности детей. (Приложение 1).
2-й этап. Челлендж. Мастер-класс
Цель: создание условий для актуализации теоретических и практических знаний педагогических работников по организации познавательной деятельности детей.
Ведущий: Первыми кроссворд решили коллеги из команды справа. Им предлагается выбрать участника, который будет задавать вопрос коллеге напротив. При отсутствии ответа или если он окажется неправильным, участник, который не ответил на вопрос, демонстрирует мастер-класс по активизации познавательной деятельности детей.
Вопросы, подготовленные педагогическими работниками – в Приложении 2, фрагменты мастер-класса https://disk.yandex.by/i/aCScS_LuCFAi6g).
3-й этап. Подведение итогов
Цель: анализ результатов, подведение итогов, определение степени удовлетворенности участников мероприятием.
Ведущий: Мы актуализировали знания по организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Обучение через челлендж позволило сделать вызов не только коллегам, но и самому себе – найти решения проблемы познавательной активности воспитанников и новые идеи по организации познавательной деятельности детей. Предлагаю бросить вызов коллегам из других учреждений района – снять видеоролики с объяснением значений терминов и понятий по заданной теме, чтобы продолжить составление тезауруса. Тезаурус – с переводе с греческого – «сокровище», в общем смысле – специальная терминология, словарь, собрание сведений, охватывающих понятия, определения и термины специальной области знаний (Приложение 3). А также сделать видео фрагментов приёмов по активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Рефлексия. «Дерево достижений»
Ведущий: Предлагаю обратить ваше внимание на изображение дерева без листвы. Каждому участнику необходимо дать оценку проведенного мероприятия и выразить свою степень удовлетворенности, используя при этом разноцветные (зеленого, желтого, красного цвета) стикеры в форме листьев. В том случае, если оценка низкая, вы прикрепляете стикер красного цвета. Средняя оценка – стикер жёлтого цвета. Высокая оценка – стикер зелёного цвета. Это даёт возможность увидеть целесообразность проведения мероприятия в такой форме.
Список использованной литературы
1 Давидович, А., Реализация обновленного содержания образовательной области «Ребенок и общество» учебной программы дошкольного образования / А.Давидович, Е.Смолер // Пралеска. – 2020 – № 3 – С. 7.
2 Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. – СПб. : Питер, 2013 – 464 с.: ил.
3 Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2020/2021 учебному году. // Пралеска – 2020 — № 8 – С. 25.
4 Логунова, Л. Развитие профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования посредством информационно-коммуникационных технологий // Пралеска. – 2019 – № 4 – С. 13.
5 Татур, М. Программа проведения мастер-класса «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» // Пралеска. – 2019 – № 4 – С. 31.
Интернет-ресурсы
1 Зотова И.В., Фадеева Н.В. Особенности процесса формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsessa-formirovaniya-poznavatelnoy-deyatelnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta. – Дата доступа: 02.05.2021.
2 Развитие познавательной деятельности детей [Электронный ресурс]. – https://paidagogos.com/razvitie-poznavatelnoy-deyatelnosti-detey.html. – Дата доступа: 02.05.2021
Приложение 1
Кроссворд «Организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
По горизонтали:
2. Приём, основной метод мыслительной деятельности.
4. Средство самореализации и самовыражения детей дошкольного возраста.
5. Стадия познавательного развития, которая обусловлена внешними, неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание детей.
8. Произвольная и стойкая направленность внимания к объекту, цели, результату деятельности, к чему-либо (кому-либо) привлекательному, стремление, потребность заниматься именно данной деятельностью.
По вертикали:
1. Вид познавательной деятельности, в результате которого определяются внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них.
3. Основание, предположение, выдвигаемое с целью объяснения причин, свойств и существования явлений действительности.
6. Способ формирования познавательного интереса, сообщение новых фактов, сведений, теорий, о существовании которых большинство детей ранее и не подозревало, позволяет вызвать состояния неожиданности, удивления.
7. Наглядный прием обучения.
Ответы на кроссворд:
Приложение 2
Вопросы, подготовленные педагогическими работниками для челленджа
1. Эта познавательная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Вот что о ней говорят дети: «Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно».
2. Какие из перечисленных педагогических условий не способствуют развитию у детей познавательной активности: игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятия; использование занимательного дидактического материала, обыгрывая его в разнообразных проблемных ситуациях; оборудование предметно-пространственной развивающей среды; взаимодействие с родителями воспитанников?
3. Назовите, элементы каких педагогических технологий можно использовать при организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
4. Приведите примеры пяти персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.
5. Какие роли распределяются между детьми в сюжетно-дидактической игре «Институт «Познай-ка»? Каковы их направления деятельности?
6. Какие из перечисленных видов деятельности не относятся к познавательно-практической: экспериментирование, обсуждение проблемных ситуаций, наблюдение, целевые прогулки, посещение музеев?
7. Какому возрасту соответствует опыт: воспитатель берет магнит и подносит его к разным игрушкам, дети наблюдают за его действиями. Затем дает детям попробовать, как магнит притягивает металлические предметы?
8. С какого возраста начинается развитие интересов у детей, любознательности и познавательной мотивации.
9. Дать определение методу, который предусматривает путь к знанию через собственный творческий поиск. Его основные составляющие – выявление проблемы, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты и эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
10. На какие группы делятся опыты и эксперименты по характеру мыслительных операций?
Приложение 3
Тезаурус по теме «Организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Активизация познавательной деятельности – такая организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребёнка. Один из первых приверженцев активного учения был известный
чешский ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению».
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность детей. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности детей.
Воображение (фантазия) – психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта.
Внимание – психический познавательный процесс, сосредоточенность ребёнка на объекте или явлении
Гипотеза – основание, предположение, выдвигаемое с целью объяснения причин, свойств и существования явлений действительности.
Дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей детей дошкольного возраста – способность к познанию. Задача педагогов – используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
Диалектическое мышление – новая линия умственного развития, определяется формированием особых мыслительных действий, позволяющих осуществлять специфические преобразования проблемных ситуаций, т е. диалектическое мышление у детей дошкольного возраста направлено на преобразование противоречивых проблемных ситуаций в процессе познавательной деятельности.
Исследовательская деятельность – это специфическая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью ребёнка, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью.
Игра – это средство самореализации и самовыражения детей. «Игра – это искра, зажигающая огонек… » (пытливости и любознательности) – писал В.А.Сухомлинский. Без игры нет, и не может быть полноценного познавательного развития детей в дошкольном возрасте.
Интерес – произвольная и стойкая направленность внимания к объекту, цели, результату деятельности, к чему-либо (кому-либо) привлекательному, стремление, потребность заниматься именно данной деятельностью. Интерес — избирательная направленность человека, его внимания (Н.Ф.Добрынин); его мыслей и помыслов (С.Л.Рубинштейн); своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А.Гордон) и т.д.
Когнитивный – это значит познавательный, связанный с мышлением, работой мозга. Слово происходит от латинского слова cognitio – познание. Компонент познавательного развития детей дошкольного возраста, направленный на получение ребенком информации об окружающем мире через сенсорное познание, решение познавательных задач, интеллектуальные умения) и формирующий целостную картину мира.
Любопытство – стадия познавательного развития, которая обусловлена внешними, неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание детей. На этой ступени ребенок довольствуется только занимательностью материала, у него наблюдается стремление к познанию внешнего, того, что он непосредственно воспринимает. Вопросы типа «Кто это?», «Что это?» выражают скорее любопытство, чем любознательность.
Любознательность – стадия познавательного развития, которая представляет собой активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. Вопросы типа «Как?», «Почему?» – это уже проявление любознательности.
Мини-лаборатория – место в уголке познавательно-практической деятельности, где проводятся опыты, хранится разнообразный материал, приборы и оборудование для проведения опытов.
Мышление – это психический процесс, который направлен на решение ребёнком стоящих перед ним задач. Для того чтобы научиться мыслить, нужно приобрести некоторый чувственный и практический опыт, который закреплён с помощью памяти.
Наблюдение – вид познавательной деятельности, в результате которого определяются внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них.
Новизна – способ формирования познавательного интереса, сообщение новых фактов, сведений, теорий, о существовании которых большинство детей ранее и не подозревало, позволяет вызвать состояния неожиданности, удивления.
Объект исследования – процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию.
Ощущения – первичные сведения о предметах, получаемые с помощью анализаторов, они же самые примитивные и не отражающие целостность объекта: цвет, запах, вкус, тактильные ощущения.
Познавательная деятельность – это активное изучение ребёнком окружающей действительности, в процессе которого он приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Это деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как воображение, представление, ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, речь (Л.А.Венгер). Это активная деятельность по приобретению новых представлений и умений. В ходе познавательной деятельности дети мысленно занимают определенную позицию в предлагаемых обстоятельствах и мысленно проигрывают действия и различные варианты решения задачи.
Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желание вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение,
возникающее в случае, когда дети не знают, как объяснить возникшее явление. Проблемная ситуация побуждает ребёнка находить новый метод объяснения, мотивирует на поиск ответа, однако трудность должна быть
доступной, преодолимой для ребёнка. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, создаёт условия для формирования правильных обобщений.
Предметно-пространственная развивающая среда – одно из условий развития познавательного интереса детей. Это совокупность природных, социальных и культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности.
Решение познавательных задач – вид деятельности, обеспечивающий познавательное развитие детей дошкольного возраста, под которой понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний.
Сравнение – приём, основной метод мыслительной деятельности.
Творческое мышление – способность детей самостоятельно открывать новые, ранее ему неизвестные знания и способы действий.
Экспериментирование – это практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов. Ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает мир, используя разнообразные формы воздействия на него.
Эксперимент – центральный эмпирический метод научного исследования. Апробирование, испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем, чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации.
Экологическая тропа – одна из современных форм экологического воспитания детей, которая заключается в работе на экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Главная задача работы с детьми на экологической тропе – пробудить у ребенка любовь и интерес к познанию природы. Дети учатся понимать взаимосвязь объектов живой и неживой природы
«Я – исследователь» – название республиканского конкурса исследовательских работ детей дошкольного возраста, который проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала детей.