Как подготовить учащихся к написанию отзыва на олимпиаде по русскому языку и литературе? Иллюстрируя свою работу по подготовке к этому сложному заданию, автор приводит пример отзыва ученицы на стихотворение Маргариты Алигер «А наши судьбы, помыслы и слава…».
Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО “Средняя школа № 7 г. Сморгони”,
Гродненская область
Порыв к творчеству может так же легко угаснуть,
как и возник, если оставить его без пищи.
К. Паустовский
Одним из этапов республиканской олимпиады по русскому языку и литературе является написание отзыва. Отзыв – одновременно труд и творчество талантливого ученика. Чтобы развивать этот талант, необходимо тренироваться в написании сочинения. Наиболее удачные работы своих учащихся я сохраняю, чтобы использовать их в работе с другими талантливыми детьми. Эти работы помогают мне разжечь в них желание творить.
В этой статье – отзыв о стихотворении Маргариты Алигер учащейся средней школы № 7 Сморгони Екатерины Шиш.
Отзыв о стихотворении Маргариты Алигер «А наши судьбы, помыслы и слава…»
Поэзия – великое искусство, которое находит отклик в сердце каждого читателя. Это огромный и кропотливый труд – суметь донести до людей свои чувства, эмоции и переживания. К счастью, с этой нелёгкой работой справляется множество талантливых поэтов. Произведениями Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Есенина зачитываются до сих пор, их учат наизусть.
Тему вечности искусства и поэзии затрагивает и Маргарита Алигер в своём стихотворении «А наши судьбы, помыслы и слава…». Произведение пронизано жизнеутверждающим пафосом. Здесь царит энергичная и в то же время умеренная интонация. Время в стихотворении «бесконечно», что подчёркивается глаголами разных времён («заговорят», «брал»), словами «сейчас», «будем жить веками», «бессмертных», «вечность», «грядущие года». Пространство в произведении объёмное, разомкнутое, оно выражается в отвлечённых существительных «судьбы», «помыслы», «мечты», «надежды», «сокровища мира».
Нельзя не заметить, что стихотворение не имеет названия. Возможно, поэтесса не написала его для того, чтобы создать почву для размышлений читателя, чтобы он смог проникнуться стихотворением, вникнуть в смысл строк, пофантазировать.
Произведение «А наши судьбы, помыслы и слава…» богато средствами выразительности. Целостность картине придают эпитеты («расплавленная лава», «прекраснейшие формы», «многозвучные поэмы», «бережная мать»), олицетворение («…их в собственность охотно примет вечность»). Очень интересны скрытые сравнения. Например, жизнь сравнивается с лавой, «текущей в грядущие года», а вечность – с «бережной матерью». В стихотворении присутствуют устаревшие слова («грядущие», «сгинет», «нынче», «велит»), придающие твёрдость, суровость. Использование однородных членов предложения («А наши судьбы, помыслы и слава, мечты, надежды, радость и беда…») помогает подчеркнуть целостность и одновременно многогранность образов. Для создания своего произведения Маргарита Алигер использовала сложные и осложнённые предложения, которые, на мой взгляд, говорят о многообразии и изменчивости жизни.
В пятой строфе присутствует образ «первого мастера», который «живую лаву голыми руками брал, обжигаясь, и лепил». Возможно, речь здесь идёт о гениальном поэте А.С.Пушкине, написавшем огромное количество потрясающих произведений: «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Зимнее утро», «Няне». Как видим, он пробовал себя в разных жанрах (поэма, роман, стихотворение). Этот «мастер» слова являлся примером и вдохновителем для многих писателей и поэтов.
Что касается стихотворного размера произведения, оно написано ямбом, придающим легкость и выразительность. Чередование женской и мужской рифмы в сочетании с перекрёстной рифмовкой позволяют ощутить гармонию.
В стихотворении много знаков препинания. Они вместе с аллитерацией на сочетание звуков [пр], [кр] («За глубину их, зрелость, безупречность их в собственность охотно примет вечность, сокровищ мира бережная мать…») помогают задать ритм и расставить определённые акценты. Благодаря ассонансу на звуки [а], [э] («Возникнут многозвучные поэмы, томов бессмертных непреклонный ряд») мы чувствуем открытость и доверительность автора по отношению к читателям.
В строках «В них даже те из нас, что нынче немы, взволнованно дыша, заговорят», на мой взгляд, заключается основная мысль произведения. Маргарита Алигер верит в невероятную силу поэзии, её способность «растопить лёд» наших сердец. Мне также хочется верить, что все наши радости и грёзы, мечты и надежды «от дуновенья времени остынут, прекраснейшие формы отыскав», и через несколько десятков лет станут всеми любимой классикой.